Управления таможенным делом, представляется в данном случае органами управления субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления



Скачать 261.34 Kb.
Дата06.05.2019
Размер261.34 Kb.
Название файла669245.rtf
ТипРешение

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ
1.1 Структура и содержание системного управления таможенным делом
Система управления таможенным делом, представляется в данном случае органами управления субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.

По мнению специалистов, решение экономических, политических, организационных, социальных проблем, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, в конечном счете также упирается в необходимость кардинального улучшения управления ее деятельностью.

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единого действия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее [1, с 123].

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления.

Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления.

Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.

Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению.

К ним можно отнести:

- ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД;

- осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления;

- динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками;

-относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Из двух компонентов системы государственного управления – структуры и процесса – более быстро изменяющимся является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления.

Структура должна изменяться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не укладывается, когда структура создает затруднения, становится тормозом развития управления и соответственно системы управления в целом.

Государственное управление в сфере таможенного дела – это особый вид управленческой деятельности, возникающей в процессе осуществления функций государства, направленных на возрождение, укрепление таможенного дела, создание оптимальных условий для обеспечения его жизнедеятельности и представляющий собой систему организационных, экономических и других взаимоотношений субъекта государства и объекта комплекса специфических отношений, охватываемых институтом «таможенное дело».

Принципы управления в таможенной деятельности являются основополагающими правилами управленческой деятельности и основой для правильной организации таможенной системы.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы управления – это стратегические нормы управления, и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов.

Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе [2, с 231].

Таким образом: перечисление основных общих принципов управления (таких, как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.
1.2 Системные решения и системный анализ в таможенном деле
На каждом уровне управления решается комплекс задач системного характера.

При этом осуществляется мониторинг внешней торговли относительно контролируемого сегмента сферы внешнеэкономической деятельности, принимаются и реализуются решения, обеспечивающие эффективное достижение целей таможенной деятельности.

Такие решения называются системными решениями.

Системное решение – это решение непосредственно связанное с целью таможенной деятельности, а также с развитием таможенных систем и таможенного дела в целом.

Эффективное использование потенциала таможенной службы России, обеспечение устойчивой результативности деятельности, ее качественное совершенствование в современных условиях – все это самым непосредственным образом связано с решением широкого спектра проблемных вопросов системного характер [3, с 32].

Главные из них вызваны эволюцией сферы внешнеэкономической деятельности России, интересами государства по повышению эффективности своей экономики и обеспечению собственной безопасности, его потребностями в конструктивном, взаимовыгодном сотрудничестве с мировыми экономическими, политическими и таможенными структурами.



Управленческие задачи системного характера и примеры их практического решения приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Управленческие задачи системного характера и примеры их практического решения

Уровень модели системы

Управленческие задачи системного характера

Примеры принятия системных решений

1

2

3

Система ВЭД

Формирование стратегии развития ВЭД России

Стратегия развития ВЭД России

Таможенная система

Разработка концепции и нормативно-правового обеспечения перехода таможенных органов на новые условия службы Разработка новой редакции таможенного Кодекса

Указ Президента, постановления Правительства и т.п. о переходе таможенных органов на новые условия службы Таможенный Кодекс

Концептуальный уровень

Разработка концепции модернизации и развития таможенной службы России Разработка концепции информационно-технической политики ФТС России

Концепция модернизации таможенной службы России Концепция информационно-технической политики ФТС России

Правовой уровень

Модернизация правового обеспечения таможенной деятельности

Целевая программа модернизации правового обеспечения

Технологический уровень

Развитие информационно-технического обеспечения таможенной деятельности

Целевая программа модернизации информационно-технического обеспечения таможенной деятельности

Инфраструктурный уровень

Модернизация таможенной инфраструктуры

Целевая программа модернизации таможенной инфраструктуры

Кадровое обеспечение

Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов

Программа совершенствования подготовки кадров высшей квалификации для таможенных органов

Организация и управление

Модернизация системы управления

Создание, внедрение и развитие системы информационного мониторинга внешнеэкономической и таможенной деятельности

Правовой уровень

Модернизация правового обеспечения таможенной деятельности

Целевая программа модернизации правового обеспечения

Технологический уровень

Развитие информационно-технического обеспечения таможенной деятельности

Целевая программа модернизации информационно-технического обеспечения таможенной деятельности

Инфраструктурный уровень

Модернизация таможенной инфраструктуры

Целевая программа модернизации таможенной инфраструктуры

Кадровое обеспечение

Совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов

Программа совершенствования подготовки кадров высшей квалификации для таможенных органов

Каждая из представленных проблем связана с исследованием слабо-формализуемых объектов и процессов сложной социально-экономической природы и с принятием важнейших системных управленческих решений в таможенном деле [4, с 54].

Технология подготовки и реализации таких решений объединяет все направления и виды анализа, планирования и контроля таможенной деятельности, целостно отражая процесс управления в таможенных органах.

Особенности принятия системных решений заключаются в том, что основные усилия таможенника-аналитика, исследователя или руководителя вкладываются в выявление и постановку проблемы, в ее формализацию, анализ, поиск множества альтернативных способов решения.

Кроме того, отдельными важными моментами их работы становятся: умение строить и исследовать модели сложных систем, планировать и управлять на основе принимаемых решений, оценивать их последствия, внедрять новые информационные технологии.

Основу выявления проблем системного характера, подготовки и принятия соответствующих решений составляют:

- системное мышление, позволяющее исследователю или руководителю, обозревая некоторую проблему или явление в целом, выделять наиболее важные составляющие ее части и их взаимосвязи;

- конструктивное образное мышление, которое является универсальным средством общения специалистов разных областей знаний;

- пространственное мышление, способствующее адекватному восприятию разнообразных форм окружающего мира;

- ассоциативное мышление, позволяющее связывать далекие явления и на этой основе выявлять новые закономерности;

- знание социальных, экономических, информационных и других, в том числе и таможенных, процессов в природе и обществе, а также современной методологии системных исследований, информационно-аналитических технологий и систем.

В каждом конкретном случае такой ответственейший акт, как принятие решения, невозможно локализовать, как невозможно локализовать анализируемую систему и возникающую в ней проблему.

Система может быть адекватно представлена только во взаимосвязях со своим окружением.

Иначе говоря, объект анализа в более широком контексте – познания следует рассматривать как систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами.

Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины возникающей проблемы, источники и направления ее развития.

И только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для решения проблемы, то есть весь процесс решения проблемы должен быть систематизирован, технологичен, и только тогда может быть получен ожидаемый эффект.

Данный подход нашел свое воплощение в теории систем и ее прикладном аспекте – системном анализе.

Теория родилась как некоторое обобщение кибернетики путем распространения ее идей на сложные организации и впитала в себя концептуальную основу последней.

На первых этапах своего становления системный анализ применялся в сравнительно узкой области – решении технических задач.

Объектом системного анализа являются: экологические, социальные, экономические, технологические, информационно-технические и другие системы, их инфраструктура и ресурсное обеспечение; производственно-технологическая, управленческая и другие виды деятельности; процессы подготовки и принятия решений как системы правил, процедур и приемов; информационные технологии и системы обработки информации.

Предмет системного анализа – это явления и процессы в экологических, социальных, экономических, технологических, информационно-технических и других сложных системах, их общесистемные характеристики и взаимодействие с окружением; закономерности их деятельности (функционирования), развития; управление такими системами с использованием современных методов и средств обработки информации [5, с 123].

Таким образом: в последнее же время развивается мощная теоретико-методологическая платформа системного анализа, позволяющая с успехом решать широкий спектр практически значимых задач, жизненно важных для отдельного человека, организации, сообщества и всей планеты в целом, в том числе и в сфере таможенного дела.

2. АНАЛИЗ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖНЕННОЙ СЛУЖБЫ
2.1 Направления и основные показатели деятельности Федеральной таможенной службы РФ за 2010-2015 года
Стратегические цели и тактические задачи заключают в себе основные направления деятельности Федеральной таможенной службы, позволяют создать условия и максимизировать эффективность управления выделенными бюджетными средствами.

В 2010 году деятельность Федеральной таможенной службы была сильно затруднена в связи со сложными условиями экономической ситуации, основным определяющим фактором которой являлось влияние мирового финансового кризиса на объемы внешнеторгового оборота, уменьшение поступления средств в федеральный бюджет, а также ряд других негативных процессов.

В условиях ограниченных ресурсных возможностей необходимо было осуществлять проведение масштабных мероприятий по реформированию и модернизации таможенной службы с целью приведения ее в соответствие международным стандартам и требованиям инновационного и поступательного развития государства [6, c 456].

Анализ итогов работы ФТС России в 2010 году дает основание считать, что задачи, поставленные перед таможенными органами в данном году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в основном выполнены, отмечен рост показателей по большинству направлений, заложен потенциал для будущего развития.

Начало функционирования Таможенного Союза потребовало создания нормативной правовой базы Таможенного Союза, внесения изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела и обеспечения оптимальных условий для их реализации.

В сжатые сроки была проведена подготовка ряда международных соглашений, решений Комиссии Таможенного Союза и соответствующих проектов постановлений Правительства Российской Федерации. Практически была сформирована договорно-правовая база Таможенного Союза [7,c 320].

С 1 июля 2010 года вступил в силу основополагающий документ, регулирующий таможенные правоотношения в Таможенном Союзе – Таможенный Кодекс Таможенного союза (ТК ТС).

29 декабря 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», разработанный с учетом современных тенденций развития таможенного дела.

Унифицированы нормы, регламентирующие перемещение товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Организовано информационное взаимодействие таможенных органов государств – членов Таможенного Союза при контроле за таможенным транзитом.

Благодаря правильной организации деятельности таможенных органов в новых условиях удалось обеспечить беспрепятственное перемещение товаров в рамках взаимной торговли и выполнение законодательства Таможенного Союза в полном объеме.

Проводилась работа по совершенствованию организации ведения и практического применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (ТН ВЭД ТС) и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза (ЕТТ ТС). Продолжалось создание единой системы управления рисками, в том числе в части контроля таможенной стоимости товаров.

В условиях применения нового механизма распределения ввозных таможенных пошлин между государствами – членами Таможенного Союза объем перечисленных таможенных платежей составил более половины доходной части федерального бюджета.

Продолжался процесс реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Прошло завершающую стадию согласования в федеральных органах исполнительной власти проект концепции федеральной целевой программы «Таможня на границе (2011 – 2020 годы)».

Был разработан проект стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года, представляющий собой систему долговременных целевых установок и приоритетов, определяющих основные направления устойчивого поэтапного развития таможенных органов Российской Федерации и совершенствования их деятельности в интересах обеспечения эффективного экономического развития Российской Федерации. А также ведется формирование детального и межведомственного планов реализации стратегии и системы её администрирования.

Была продолжена работа по внедрению в деятельность Федеральной таможенной службы программно-целевого метода бюджетного планирования, ориентированного на достижение конкретных результатов, предполагающего концентрацию ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

В Федеральной таможенной службе в 2010 году исполнялось шесть ведомственных и одна федеральная целевая программа. Началась работа, связанная с переходом к новой бюджетной классификации, ориентированной на программную структуру расходов бюджетной системы Российской Федерации, и к программно-целевому принципу организации деятельности.

В 2011 году усилия ФТС России сконцентрированы на создании благоприятных условий для эффективного функционирования Таможенного Союза, обеспечении интересов государства в сфере внешней торговли, оказании эффективного противодействия угрозам безопасности Российской Федерации, решении стоящих перед страной социально-экономических задач, регулировании внешнеэкономической деятельности.

В условиях участия в Таможенном Союзе принимаются целенаправленные меры по совершенствованию таможенного регулирования, развитию таможенной инфраструктуры, повышению уровня информационно-технического обеспечения таможенных органов, по усилению правоохранительной и антикоррупционной деятельности, укреплению потенциала международного сотрудничества, а также обеспечению совершенствования методологической и технологической базы таможенного дела для дальнейшего институционального развития таможенной службы.

Общественно-экономической эффективностью деятельности Федеральной таможенной службы является выполнение задания Правительства Российской Федерации по взиманию таможенных платежей и перечислению их в доходную часть федерального бюджета [8,c 89].

Например, в 2009 году в доход федерального бюджета было перечислено 3,52 трлн. рублей, что составило 101,4 % от установленного планового задания, а в 2010 году данная цифра достигла 4,33 трлн. рублей, что на 810 млрд. рублей больше, чем в предыдущем году, что составило 105, 7% от установленного плана.

На 2011 год данная цифра еще не высчитана, но согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" бюджетный доход составит 9,503 трлн. рублей, что на 517, 3 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.

При этом чуть менее половины всех доходов в 2011 году - это нефтегазовые поступления.

Но можно рассчитать сборы Федеральной таможенной службы на октябрь 2011 года, данная цифра составила 580 млрд. рублей против 374 млрд. рублей годом ранее. За десять месяцев 2011 года служба перечислила в федеральный бюджет 4,74 трлн. рублей, что на 39% больше, чем за январь -октябрь 2010 года, когда было привлечено 3,42 трлн. рублей.

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2010 году составил 625,4 млрд. долларов США и по сравнению с 469 млрд. долларов США в 2009 году увеличился на 33,3%, в том числе экспорт – 396, 4 млрд. долларов США в 2010 году против 301,6 млрд. долларов США в 2009 году (рост на 31,4%), импорт в 2010 году составил 229 млрд. долларов США против 167,4 млрд. долларов США в 2009 году рост на 36,9 % (Приложение А).

Cальдо торгового баланса в 2010 году составило 167,4 млрд. долларов США, что на 33,2 млрд. долларов США больше, чем в 2009 году.

По данным таможенной статистики в январе-августе 2011 года внешнеторговый оборот России составил 526,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-августом 2010 года возрос на 35,5%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 447,0 млрд.долларов США (рост на 34,6%), со странами СНГ – 79,4 млрд.долларов США рост на 40,8% (Приложение Б).

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 137,2 млрд. долларов США, что на 21,5 млрд. долларов США больше, чем в январе-августе 2010 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 116,1 млрд. долларов США (рост на 17,3 млрд. долларов США), со странами СНГ – 21,1 млрд. долл. США (рост на 4,2 млрд. долларов США.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2010 году составил 534,1 млрд. долларов США и по сравнению с 2009 годом увеличился на 33%. Сальдо торгового баланса с этими странами сложилось положительное в размере 139,3 млрд. долларов США (в 2009 году – 109,4 млрд. долларов США).

В общем объеме внешнеторгового оборота Российской Федерации на долю стран дальнего зарубежья в 2010 году приходилось 85,4%, как и в 2009 году, на долю государств – участников СНГ - 14,6%, равно как и в предыдущем году (Приложение В).

Экспорт России в январе-августе 2011 года составил 331,8 млрд. долларов США и по сравнению с январем-августом 2010 года увеличился на 31,6%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 281,5 млрд. долларов США (рост на 30,6%), в страны СНГ – 50,3 млрд. долларов США (рост на 47,5%) (Приложение Г).

Увеличение стоимостного объема экспорта в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых Россией товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 136,7%, а индекс его физического объема – 99,4%. Безусловно, лучший вариант увеличения объема экспорта в стране является за счет роста физического объема, а не цен на экспортируемые товары.

Основу российского экспорта в январе-августе 2011 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,8% (в январе-августе 2010 года – 71,1%), стоимостной объем которых увеличился на 33,8%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-августе 2011 года также преобладают топливно-энергетические товары (57,5% от всего экспорта в эти страны), что на 7,0 процентных пунктов больше, чем в январе-августе 2010 года. Стоимостной объем экспорта данной группы товаров увеличился на 23,4%. А вот физические объемы экспорта товаров данной категории, наоборот, снизились. Импорт России в январе-августе 2011 года составил 194,6 млрд. долларов США и по сравнению с январем-августом 2010 года увеличился на 42,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья -165,5 млрд. долларов США (рост на 41,8%), из стран СНГ - 29,1 млрд. долларов США (рост на 47,5%) (Приложение Д).

Увеличение стоимости российского импорта в августе 2011 года по сравнению с августом 2010 года было обусловлено как ростом физического объема, индекс которого составил 122,3%, так и ростом средних цен импортируемых товаров, индекс которых составил к августу 2010 года 110,7% (Приложение Е).

В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На его долю в январе-августе 2011 года приходилось 48,4%, а в январе-августе 2010 года – 49,4% российского товарооборота (снижение на 1%). На страны СНГ в январе-августе 2011 года приходилось 15,1% (рост на 0,6%) российского товарооборота (в январе-августе 2010 года – 14,5%), на страны ЕврАзЭС – 8,1% (8,0%, рост на 0,1%), на страны АТЭС – 23,7% (22,5%, рост на 1,2%). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в январе-августе 2011 года составила 7,3%.

Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2011 года среди стран дальнего зарубежья: Китай, товарооборот с которым составил 52,9 млрд.долларов США (147,3% к январю-августу 2010 года), Германия – 45,6 млрд.долл. США (144,1%), Нидерланды – 43,4 млрд.долл. США (116,5%), Италия – 28,3 млрд.долл.США (119,8%), Франция – 20,0 млрд.долл. США (144,2%), Турция – 20,0 млрд.долл.США (124,2%), США – 19,1 млрд.долл.США (136,9%), Япония – 18,9 млрд.долл.США (139,2%), Польша – 17,4 млрд.долл.США (130,9%), Республика Корея – 16,2 млрд.долл.США (145,5%).

Таким образом, согласно результатам, достигнутым ФТС России в 2010-2015 годах, можно сказать, что оно является достаточно эффективным и динамично развивающимся государственным институтом, позитивно влияющим на экономику России. Конечно, остаются вопросы технического оснащения таможен и внедрения более совершенных технологий.

таможенный дело системный управление

2.2 Современное состояние управления в таможенных органах


Становление единой системы таможенных органов было сопряжено с конкретными политическими, экономическими, социальными условиями и предпосылками. Они обусловлены процессами создания российской государственности, перевода экономики страны на рыночные отношения, изменением характера и условий осуществления внешнеэкономической деятельности [9, c. 98].

Сегодня таможенная служба России - государственный институт, охватывающий своей структурой и деятельностью всю территорию страны. Она стала неотъемлемой, жизненно необходимой частью экономической, правоохранительной системы нашего государства.

Федеральная таможенная служба России (ФТС России) обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации [11, с 34].

Таможенная деятельность довольно многопланова.

В современном обществе таможня занимается самыми разными видами операций: организует таможенное пространство, регулирует перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств; именно через таможню осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД, оказываются таможенные услуги, осуществляется таможенный контроль и статистика внешней торговли, специальная таможенная статистика.

Одной из центральных проблем, решаемых в ходе совершенствования деятельности таможенной службы России, является проблема повышения эффективности управления таможенными органами.

Выполнение мероприятий, предусмотренных Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации позволило создать предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов Российской Федерации.

Проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы деятельности таможенных органов Российской Федерации, упрощению таможенных процедур, внедрению новейших информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля, что позволило повысить административно-правовую и экономическую эффективность деятельности таможенной службы Российской Федерации [10, с 67].

Повышение эффективности борьбы с контрабандой, недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости товаров и транспортных средств позволило существенно подорвать позиции теневого бизнеса. Объемы «серого» импорта в последние годы имеют тенденцию к снижению, чему в немалой степени способствовало, с одной стороны, ужесточение контроля со стороны таможенных органов Российской Федерации, а с другой - создание условий для упрощения и ускорения таможенных процедур в отношении законопослушных участников внешнеторговой деятельности.

В целях существенного упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления грузов все большее распространение находит введение проекта «зеленый коридор», разработанный таможенными службами Российской Федерации, Финляндии и Швеции. Проводится эксперимент по электронному декларированию товаров и транспортных средств, в том числе биоресурсов.

Построение эффективной таможенной системы, использующей упрощенные процедуры, будет способствовать не только повышению конкурентной способности страны, но и содействовать притоку инвестиций в экономику, вовлечению в международную торговлю малых и средних предприятий.

Возрастет роль таможенных органов Российской Федерации в деле противодействия нарушениям законодательства и терроризма, обеспечения защиты здоровья граждан и безопасности общества.

Позитивным шагом в развитии системы управления таможенных органов России стала Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2020 год (далее - Программа), разработанная в целях осуществления мер, определенных ежегодным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и Основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [12,с 123].

Необходимость разработки Программы обусловлена изменившимися приоритетами таможенной службы Российской Федерации. С введением Таможенного кодекса Российской Федерации на первый план выдвигается задача регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне мировых норм и правил.

Таможенная служба Российской Федерации становится одним из важнейших инструментов улучшения эффективности внешней торговли, макроэкономической ситуации в целом.

При этом фискальная функция таможенной службы Российской Федерации отодвигается в ряд прочих приоритетов [13, c. 52].

Программа призвана обеспечить дальнейшее совершенствование инструментов таможенного администрирования и наиболее эффективное их использование при решении следующих социально-экономических и политических задач государства:

- обеспечение устойчивой бюджетной политики;

- развитие внешнеэкономической деятельности, расширение внешнеторговых связей и интеграция российской экономики в мировую экономику;

- защита рынка, товаропроизводителя и стимулирование развития экономики;

- поддержание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и «здоровой» конкурентоспособной среды;

- проведение структурной перестройки в экономике;

- обеспечение экономической, социальной, экологической, технологической безопасности.

Программа является средством построения новой таможенной системы России, соответствующей требованиям XXI века. Она имеет долгосрочный потенциал динамичного роста, что позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами.

Отказ от избыточного таможенного администрирования является важнейшим фактором формирования нормального делового климата в России для создания благоприятных условий в области внешнеэкономической деятельности. Достижение положительных результатов в этом направлении невозможно без системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, использования современных автоматизированных систем и новейших информационных таможенных технологий, без владения механизмами управления рисками, использования электронных средств передачи информации, координации работы с другими ведомствами и организациями [14, с 56].

Осуществляя задачи, определенные Программой, таможенные органы России добившись определенных результатов, создали организационные, правовые, кадровые и технические условия для начала коренных преобразований, затрагивающих практически все сферы деятельности таможенной службы.

Цель Концепции - создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и прозрачной для участников внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных положений является создание эффективных систем подбора и мотивации персонала таможенных органов.

Итогом внедрения данной Концепции явится таможенное администрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров, транспорта.

В основу Концепции включены следующие приоритетные направления развития таможенного администрирования:

- предварительное информирование;

- электронное декларирование;

- система управления рисками;

- упрощение таможенной процедуры;

- выборочность таможенного контроля

- методы таможенного пост - аудита;

- единая автоматизированная система сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов контроля.

Важнейшими задачами принятой Программы являются дополнительные меры по повышению уровня защиты конституционных прав граждан, усилению контроля соблюдения законности в таможенном деле, предполагающие повышение ответственности руководителей таможенных органов РФ за принимаемые решения, действия (бездействие) должностных лиц, проведение анализа причин и условий допускаемых нарушений и выработку эффективных мер по их предотвращению, что в итоге должно привести к максимальному снижению конфликтных ситуаций в деятельности таможенных органов [15,с 107].

При этом особо следует подчеркнуть законодательное закрепление расширении прав обжалования действий должностных лиц таможенных органов и, в первую очередь, упрощение существовавшего порядка.

Так, новый порядок обжалования заключается в обращении лис с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно [16, c. 198].

Таким образом, в связи с концепцией, заложенной в Программе, развитие отношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, как представляется, переместилось в плоскость цивилизованного сотрудничества и должно отвечать требованиям правового государства, причем должны учитываться интересы как государства, так и иных субъектов данных правоотношений

Необходимость совершенствования системы управления в таможенных органах неоднократно отражалась в решениях коллегии Федеральной таможенной службы РФ и программах кадрового обеспечения таможенной системы.

Установление контрольных показателей способствовало повышению уровня служебной дисциплины в таможенных органах, совершенствованию контрольной и аналитической работы, мобилизации усилий, направленных на выявление и пресечение случаев недостоверного декларирования товаров, увеличению суммы взимаемых таможенных платежей по ряду групп товаров.

Претерпела усовершенствования система подбора и назначения руководящих кадров. В настоящее время используются передовые и формационные технологии при тестировании кандидатов на руководящие должности.

При разработке Концепции ФТС России использовали международный опыт. Принятая Концепция в полной мере соответствует всем международным стандартам и нормам и, опираясь на нее, к 2020 г. таможенная служба РФ должна встать вровень с лучшими таможенными администрациями мира [17, с 45].

Особое внимание в Концепции отводится созданию эффективных систем подбора и мотивации персонала таможенных органов.

В связи с этим при разработке Концепции и всех ее дальнейших предполагаемых преобразований главной фигурой поставлен таможенный инспектор, человек, который является основным исполнителем в цепи всей процедуры таможенного контроля и таможенного оформления.

Таким образом, концепция направлена на то, чтобы создать инспектору все условия для прозрачной работы по упрощенным процедурам и с высоким качеством контроля.

3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
3.1 Проблемы формирования управления в таможенном деле
Несмотря на комплексный подход и значительный объем реализованных мероприятий, остаются актуальными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения системы управления рисками [18, c 78].

В настоящее время в системе управления таможенными органами осуществляется активный переход от организационно-распорядительных и правовых методов управления, при которых оценка деятельности происходит в значительной мере по критериям четкости, своевременности и полноты соблюдения процедур таможенного контроля, к программно-целевым методам управления, предполагающим оценку степени достижения таможенными органами поставленных общественно значимых результатов деятельности. В данном контексте ключевым становится вопрос создания системы достоверного информирования о состоянии механизма таможенного регулирования ВЭД в целях принятия эффективных управленческих решений. В качестве стратегических целей Федеральной таможенной службы в соответствии с основными задачами экономической политики Правительства Российской Федерации в настоящее время определены:

- повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов [19, с 43].

Актуальность данной цели определяется тем, что участники ВЭД пытаются минимизировать объем уплачиваемых таможенных платежей путем использования различных схем уклонения, часть участников ВЭД переходит в теневой сектор. Стабильное исполнение доходной части федерального бюджета зависит от обеспечения полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет при одновременном повышении уровня соблюдения таможенного законодательства в части правильности исчисления таможенных платежей, своевременности их взимания, принятия необходимых мер по сокращению задолженности по их уплате.

- повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем, что предполагает решение следующих задач: упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров; повышение информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов; внедрение выборочных методов таможенного контроля на основе применения системы управления рисками, уменьшения субъективизма при принятии решений о выпуске товаров; смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также на этап после выпуска товаров и др.

- выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен.

Актуальность данной цели определяется необходимостью участия таможенных органов в обеспечении интересов безопасности государства.

В настоящее время в России сложилась комплексная система оценки деятельности таможенных органов, предполагающая ежегодный отчет Федеральной таможенной службы как субъекта бюджетного планирования перед Правительством Российской Федерации по показателям конечного результата и степени достижения стратегических целей. А также оценка деятельности региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов в соответствии с ежегодно утверждаемой системой контрольных показателей эффективности деятельности. Система формирования таможенных органов предусматривает ежеквартальную оценку совокупности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, которые, в свою очередь, устанавливают показатели для подчиненных таможенных органов - таможен и таможенных постов.

Система оценки эффективности таможенных органов на современном этапе ее развития характеризуется рядом системных недостатков, существенно осложняющих выявление, анализ и решение проблемных вопросов таможенного регулирования ВЭД [20, с 61].

Во-первых, система оценки деятельности территориальных таможенных органов слабо корреспондируется с системой оценки деятельности Федеральной таможенной службы по достижению стратегических целей и тактических задач, реализуемой в рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат.

При этом в ряде случаев акцент при определении критериев эффективности ФТС сделан на оценку результатов, не связанных с созданием условий для функционирования предпринимательства; оцениваются неуправляемые, несопоставимые, несущественные результаты, рассматриваемые в большей степени с позиции количества, а не качества.

К показателям, не в полной мере зависящим от деятельности таможенных органов, можно отнести пропускную способность вводимых в эксплуатацию автомобильных пунктов пропуска, количество принятых предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Во-вторых, анализ установленных показателей эффективности деятельности таможенных органов и «весовых коэффициентов» каждого показателя в общей системе оценки позволяет сделать вывод о том, что реальными приоритетами деятельности таможенных органов являются полное и своевременное взимание таможенных платежей. А также точность и охват импортно-экспортных операций процедурами таможенного контроля притом, что декларируемые стратегические приоритеты развития таможенной системы предполагают создание благоприятных институциональных условий для развития внешнеторговой деятельности, сокращение издержек участников ВЭД.

Удельный вес результатов, непосредственно направленных на создание условий для развития внешней торговли, снижение издержек участников ВЭД в общем оцениваемом результате деятельности таможенных органов, незначителен [21, с 156].

Большая часть ФТС России отдает предпочтения фискальной функции и ориентация ее правоохранительной деятельности преимущественно лежит на обеспечение полноты поступления таможенных платежей в бюджет, это обусловливают появление серьезных диспропорций механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Устойчивость такой системы к изменениям во внешней и внутренней среде, регулирующая роль адаптационных механизмов, выбираемых в условиях этих изменений, крайне низки. В конечном итоге выбранные приоритеты таможенного регулирования приводят к таким негативным последствиям, как:

1) сокращение числа участников ВЭД;

2) усиление фискального бремени для субъектов ВЭД;

3) совершенствование способов уклонения от уплаты таможенных платежей и их широкое распространение.

В-третьих, акцент системы оценки эффективности деятельности таможенных органов смещен в сторону обоснования распределения средств материального стимулирования должностных лиц, в связи с чем, с одной стороны, оценка «распыляется» по максимально широкому спектру функций таможенных органов, с другой стороны, итоговые результаты оценки влияют на объемы материального стимулирования всех должностных лиц РТУ и таможен.

Результатом является практика применения санкций в отношении структурных подразделений, не обеспечивших достижение показателей, в том числе в условиях, когда результат зависит от действий нескольких структурных подразделений таможенных органов. В подобных ситуациях начинается борьба структурных подразделений таможенных органов за перенос «неудобных» показателей в иную сферу ответственности и, как следствие, отсутствуют системные действия по получению и анализу реального состояния механизма таможенного регулирования ВЭД.

Таким образом, действующая система оценки эффективности деятельности таможенных органов характеризуется чрезмерно широким охватом направлений деятельности таможенных органов, высокой степенью субъективизма при определении итоговой оценки, что обусловлено взаимосвязанностью системы контрольных показателей эффективности деятельности с механизмом материального стимулирования должностных лиц таможенных органов, закрытостью системы оценки для непосредственных участников процесса таможенного оформления товаров. В данных условиях необходима кардинальная трансформация как самой системы показателей, так и процедуры оценки эффективности деятельности таможенных органов.
3.2 Совершенствование системного управления в таможенном деле
Основными задачами по совершенствованию системы управления персоналом таможенных органов в настоящее время являются:

Создание гибкой, научно-обоснованной системы организационно штатной работы на основе экономного структурного построения, способного обеспечить эффективность деятельности таможенной системы и максимальное использование ее кадрового потенциала при ограниченных ресурсах.

Определение оптимальной потребности таможенных органов, комплектование их профессиональными кадрами необходимой специальности и квалификации.

Внедрение современных методик подбора и определения профессиональной пригодности кандидатов на службу в таможенные органы; плановое перемещение кадров по службе на основе современных подходов к работе с резервом.

Создание системы непрерывной профессиональной подготовки кадров, переход к интенсивным методам и формам обучения и повышения квалификации сотрудников, госслужащих, позволяющим получить положительные результаты как в профессиональной сфере, так и в сфере личностного развития каждого таможенника.

Создание необходимых условий и эффективности системы работы с резервом на выдвижение, позволяющим выдвигать на руководящие должности наиболее достойных, профессионально подготовленных сотрудников.

Разработка и реализация комплекса правовых, оперативных и воспитательно-профилактических мер по обеспечению законности в деятельности таможенных органов и их персонала, воспитанию дисциплины и высокой ответственности кадров.

Повышение мотивации к эффективной служебной деятельности, включая совершенствование системы правового регулирования и правовых гарантий в таможенной службе, обеспечивающих возможности профессионального и должностного роста, осуществления мер по социальной защите сотрудников таможенных органов.

Одной из целевых установок Федеральной таможенной системы Российской Федерации, активно выполняющей государственную программу развития таможенной службы на 2008-2010 гг. и до 2013 г., как известно, является формирование нового типа таможенника России, отличающегося не только профессионализмом, но и высокими морально-этическими качествами, культурой, преданностью интересам государства, стойкостью к противоправным поступкам во всех их проявлениях.

Безусловно, что в этом деле, в условиях еще не искорененных криминальных проявлений в околотаможенной среде, да и внутри таможен, значительное место отводится таможенным учебным заведениям, в частности, Российской таможенной академии.

Среди направлений преобразования системы управления персоналом, можно выделить качественное обновление персонала, рациональную расстановку кадров и стимулирование профессионального и служебного роста.

К средствам реализации качественного обновления персонала относятся пополнение таможенных органов профессионально подготовленными кадрами, бескомпромиссная борьба с проявлениями высокомерия, недисциплинированности, взяточничества и других противоправных проявлений, избавление таможенных органов от лиц, скомпрометировавших честь и достоинство таможенника.

Средством реализации рациональной расстановки кадров является оптимальное использование знаний, навыков и способностей персонала.

Стимулирование профессионального и служебного роста реализуется посредством эффективного применения всего арсенала имеющихся нормативно закрепленных форм и средств морального, материального поощрения добросовестных и инициативных таможенников и повышения профессионализма работников кадровых служб таможенных органов.

В ходе реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации задача номер один - сохранить кадровый потенциал, сберечь тех профессионалов, которые нужны системе сегодня и которые больше понадобятся завтра, когда Концепция будет реализовываться в полном объеме.

Проблема отсутствия в приграничных субъектах Российской Федерации квалифицированных специалистов актуальна как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государственных контрольных органов.

Привлечение в приграничные субъекты Российской Федерации квалифицированных кадров, а также их подготовка и переподготовка сопряжены с необходимостью решения комплекса вопросов социального обеспечения. Потребуется бюджетное финансирование социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки кадров таможенных органов в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, закрепление на законодательном уровне стимулов для привлечения в таможенные органы, расположенные в приграничных субъектах Российской Федерации, квалифицированных специалистов из таможенных органов, расположенных внутри страны.

Таким образом, без высококвалифицированных должностных лиц, имеющих устойчивую положительную мотивацию своей работы, способных выполнять свои функции в любых условиях при достаточной социальной защищенности, говорить о дальнейшем развитии Федеральной таможенной службы бессмысленно.




Скачать 261.34 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Теоретические основы
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Практическая работа
Теоретические аспекты
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Общие сведения
Учебное пособие
Теоретическая часть
Основная часть
Физическая культура
Направление подготовки
государственное бюджетное
Самостоятельная работа
История возникновения
Методическая разработка
Краткая характеристика
Практическое задание
бюджетное учреждение
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
государственное образовательное
Название дисциплины
Гражданское право
Общие положения
образовательное бюджетное
Российская академия
образовательная организация
Общая часть
Техническое задание
Методическое пособие
история возникновения
Уголовное право
Современное состояние
теоретические основы
Теория государства
Понятие сущность
Экономическая теория
прохождении учебной
Физические основы
Правовое регулирование
Финансовое планирование
Административное право