Отношений между государством и религиозными объединениями как часть всей остальной системы общественных отношений. Формы сотрудничества и социального партнерства с конфессиями



Скачать 25.86 Kb.
страница1/2
Дата20.06.2021
Размер25.86 Kb.
Название файлаМатвиенко.docx
  1   2

Акатовская Анастасия, ИО-41

Система отношений между государством и религиозными объединениями как часть всей остальной системы общественных отношений. Формы сотрудничества и социального партнерства с конфессиями.

Актуальность темы данной работы обусловлена постоянно возрастающей ролью религиозных объединений, которые играют в российском государстве важную роль. В настоящее время в России одним из основных направлений развития государственно-конфессиональных отношений является сотрудничество государства и религиозных организаций. В настоящее время в обществе наблюдается увеличение интереса верующих к различным религиозным аспектам. Граждан интересуют не только вопросы, связанные с изучением основ религиозного учения, но и особенности взаимодействия церкви и государства. Люди самых разных социальных слоев общества все охотнее бывают на богослужениях не только в праздничные дни, но и в свободное от мирских дел время.

Всплеск религиозных настроений случился в российском обществе в 90-х годах XX века, привел к серьезным изменения. Теперь граждане могли публично заявлять о своем положительном отношении к религии, говорить о своей вере в Бога и религиозной принадлежности, посещать церковь, совершать религиозные обряды. Некоторые религиозные организации, в частности Русская Православная Церковь, приобрели значительное политическое влияние и особый статус, нарушая статью 14 Конституции РФ о равенстве религиозных объединений.

Целью данной работы является анализ системы отношений между государством и религиозными объединениями как часть всей остальной системы общественных отношений.

Задачи данной работы:

• Общая характеристика системы взаимодействия между государством и религиозными объединениями

• Анализ изменений в конфессиональной практики религиозных объединений

• Рассмотрение проблематики духовного образования

Предметом исследования является система отношений между государством и религиозными объединениями как часть всей остальной системы общественных отношений, а так же формы сотрудничества и социального партнерства с конфессиями.

Объектом исследования является система отношений между государством и религиозными объединениями.

Методологическую основу данной работы составили принципы историзма, объективности, системно – структурный и систематические методы исследования, а также историко-хронологический, сравнительный, синхронный метод исследования.

В результате проводимой политики религиозные объединения получили полную свободу. С 1990 года государство начало осуществлять политику по передаче в собственность Церкви - земель, храмов и архитектурных памятников, которые ранее принадлежали РПЦ. В эти же годы происходит возрождение церкви и православия. Восстановление храма Христа Спасителя становится символом возрождения. Это событие положило начало не только восстановлению церквей и храмов по всей стране, но и послужило толчком для развития церковного образования в стране[4,с.380].

В 1994 года была создана комиссия, которая занимается вопросами государственно-конфессиональными отношениями, а так же рассматривает вопросы религиозных объединений. Создание комиссии было связано с процессом передачи религиозным объединениям религиозного имущества. Так в соответствии с указом президента, передача стала практиковаться все более интенсивно со времени празднования тысячелетия крещения Руси.

В конце XX в. происходит укрепление взаимоотношений между государством и Церковью, через заключение взаимовыгодных соглашений о сотрудничестве. Были заключены договоры о сотрудничестве с образовательными учреждениями, силовыми ведомствами и другими министерствами, которые предоставили РПЦ широкое присутствие в армии, милиции и других госучреждениях.

В 1990-е годы в стране остро стоял вопрос о преподавании религии в школьном курсе. В это время велась полемика о том, может ли религия преподаваться в школьном курсе, в рамках основной сетки часов на вариативной основе. Государство, взамен на полную поддержку Церкви, разрешило осуществлять в школах основы религиозного воспитания подрастающего поколения[3, с. 191].

Отметим, что в каждом субъекте Российской Федерации, существует несколько видов религиозных объединений. Они осуществляют множество различных видов общественно значимой деятельности. Так, религиозные объединения включают в себя:



  • православных;

  • католиков;

  • протестантов;

  • мусульман;

  • иудаистов;

  • буддистов.

Уже в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе была принята новая социальная концепция церковно-государственных отношений «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Концепция предполагала равноправие Церкви и государства. Церковь имела право принимать участие в решении вопросов во всех сферах общественной жизни. Государство же не могло этому препятствовать, а лишь наоборот должно было оказывать поддержку и помощь. Отметим, что согласно данной концепции государство не могло вмешиваться во внутренние дела Церкви[5,с.248].

Основы социальной концепции устанавливают основные положения учения по вопросам церковно-государственных отношений и по многим современным социально значимым проблемам. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере отношений с государством и светским обществом. Кроме того, он устанавливает ряд руководящих принципов, которые применяются в этой области епископами, духовенством и мирянами.

В настоящее время вопросы взаимодействия религиозных учреждений и государства выходят на новый уровень. Если при правлении Б.Н. Ельцина в основе этих отношений лежал принцип исправления ошибок, нанесенных церкви советским прошлым, проводилась политика возвращения ранее утраченных ею храмов и святынь, государственной помощи, то сейчас первый план теперь выходят вопросы не имущественного характера. Церковь наиболее плотно интегрируется в политическую систему России, и эта интеграция носит особый характер, церковь заявляет о себе как духовно-консолидирующем основании государства, которое способно предложить собственную идеологию русских ценностей в противовес западной [11,с.18]. РПЦ получила значительные преференции от государства; если бы это не отвечало его интересам, то такие успехи вряд ли были достижимы. В политике укрепления вертикали власти и консолидации страны государству требовалась новая идеология, связанная с историческим прошлым, и РПЦ смогла ее предложить.

Получение религиозными объединениями значительных преференций в области образования наиболее ярко отражает современную специфику церковно-государственных отношений; государство фактически проводит политику легитимации духовного образования, которое, в свою очередь, будет направлено РПЦ на политическую поддержку существующего режима и осуществляемую им политику среди своих последователей и СМИ.

Получение РПЦ значительных льгот от государства ставит ее в обратную зависимость от него, церковь в сложившихся условиях уже фактически вынуждена поддерживать «политический курс» правительства и способствовать его легитимации, отход от этого означает перемену в церковно-государственных отношениях, а это не отвечает на данный момент интересам обоих институтов.

Сегодня религиозные объединения во многом поддерживают государство. Существует практика заключения соглашений о сотрудничестве между религиозными организациями и отдельными исполнительными органами государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях[6,с.27].

Социальное партнерство-это система взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с религиозными организациями в целях обеспечения реализации законных целей и задач религиозных организаций при решении важных социальных проблем.

Таким образом, по сравнению с конституционным принципом равенства всех граждан перед законом, который не исключает предоставления различных льгот отдельным категориям населения, равенство религий перед законом не исключает законодательного закрепления льгот отдельных религиозных организаций на основе их исторического значения. Следует отметить, что такой подход в полной мере отражает мировой опыт взаимодействия государства и религиозных организаций. Сотрудничество государства с религиозными организациями, внесшими значительный вклад в культурно-историческое развитие страны, не может расцениваться как нарушение или ущемление прав и законных интересов других религиозных организаций или объединений.



Скачать 25.86 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Теоретические основы
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Практическая работа
Теоретические аспекты
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Учебное пособие
Общие сведения
Физическая культура
Теоретическая часть
Основная часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Самостоятельная работа
История возникновения
Краткая характеристика
Методическая разработка
Практическое задание
бюджетное учреждение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Название дисциплины
государственное образовательное
Гражданское право
образовательная организация
Российская академия
Общие положения
образовательное бюджетное
история возникновения
теоретические основы
Экономическая теория
Уголовное право
прохождении учебной
Понятие сущность
Техническое задание
Общая часть
Современное состояние
Теория государства
Методическое пособие
Фамилия студента
Правовое регулирование
Финансовое право
Финансовое планирование