Организация защиты информации на таможне



Дата22.04.2021
Размер53.7 Kb.
Название файла-
Учебное заведениеОмский государственный технический университет
ТипРеферат

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный технический университет»


Факультет (институт)

Заочного образования







Кафедра

«Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»






Реферат



по дисциплине

Информационные технологии в таможенном деле







на тему

Организация защиты информации на таможне.












Студентки

Лебедева Е. В.













фамилия, имя, отчество полностью










Курс

4




Группа

ЗТД-172













Руководитель

Доцент













ученая степень, звание










Шинкаренко Павел Николаевич










ФИО












Омск 2021






Содержание


Содержание 2

Список использованных источников 29




Введение
В современных условиях научно - технического прогресса, ускорения темпов мировой глобализации и информатизации общества увеличиваются и угрозы обеспечения информационной безопасности, в том числе, и в таможенных органах. Данным структурам необходимо эффективно противодействовать различным информационным угрозам для обеспечения национальной безопасности страны и для качественного функционирования собственной системы.

Целью организации защиты информации на таможне является – разобрать наиболее эффективную модель обеспечения защиты информации таможенных органов.

Для этого нам потребуется решить такие задачи как:

1. Проанализировать значение и сущность информации как объекта обеспечения безопасности в современном мире;

2. Изучить особенности применения методов нарушения информационной безопасности таможни на базе единой автоматизированной системы;

3. Выявить особенности безопасности таможенных органов в рамках таможенного союза.

4. Охарактеризовать электронное декларирование как объект эффективной модели выявления нарушителя информационной безопасности таможни в системе РФ;

5. Выделить и охарактеризовать модель потенциального нарушителя информационной системы в системе Таможенных органов РФ.

Объектом исследования в данной реферативной работе является информационная безопасность в системе таможни РФ.

Предметом исследования – способы обеспечения информационной безопасности таможни.

В данной реферативной работе будут использоваться такие методы как анализ информационной безопасности и методов ее нарушения, классификация видов, типов и форма информационной безопасности, способов ее нарушения и предотвращения. Описание и моделирование, которое нам позволит сформировать целостную модель системы информационной безопасности, а также системный подход, который будет направлен на выявление специфических связей между структурными элементами системы таможенного органа РФ.
1. Информация и информационная безопасность в современной системе таможни


    1. Значение и сущность информационной безопасности

Информационная безопасность является одним из видов безопасности, одной из основных составляющих национальной безопасности, и в Доктрине информационной безопасности устанавливаются методы, объекты, мероприятия и направления обеспечения информационной безопасности.

Обеспечение информационной безопасности призвано решать основные задачи: выявление, оценка и предотвращение угроз информационным системам и информационным ресурсам; защита прав юридических и физических лиц на интеллектуальную собственность, а также сбор, накопление и использование информации; защита государственной, служебной, коммерческой, личной и других видов тайн.

Информационно-правовая база в РФ в области информатизации и обеспечении информационной безопасности на сегодняшний день состоит из:

- Федеральных законов;

- Положений Конституции;

- Указов президента РФ;

- Распоряжений правительства РФ;

- Подзаконных актов;

- Должностных приказов и распоряжений, и.т.д.

Основные права и свободы граждан Российской Федерации в сфере информатизации определяет ст. 23 Конституции РФ, а конкретно право тайны переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных переговоров, право на неприкосновенность личной, частной, семейной жизни. Статья 42 Конституции РФ дает гражданину право на получение актуальной и достоверной информации о состоянии жизни и окружающей среды. Права граждан РФ регулируются и Уголовным кодексом РФ. Данные статьи в той или иной мере регулируют вопрос обеспечений информационной безопасности Таможенных органов России:

- Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни;

- Статья 138. Нарушение тайны переписки, почтовых, телеграфных и других сообщений, телефонных переговоров;

- Статья 140. Отказ в предоставлении гражданину РФ информации;

- Статья 155. Разглашение тайны о усыновлении или удочерении;

- Статья 183. Незаконное получение сведений, а также их разглашения, которые составляют банковскую или коммерческую тайну;

- Статья 272. Незаконный доступ к компьютерным данным;

- Статья 273. Распространение, создание или использование вредоносных программных средств для Электронных вычислительных машин;

- Статья 274. Нарушение правил эксплуатации Электронных вычислительных машин, их систем или сетей.

В основополагающих документах регулирующих общественную жизнь граждан России, таких как Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, и др., указаны статьи, на которые ссылаются таможенные органы РФ при обеспечении информационной безопасности. Но в них есть определенные недостатки. Они являются общими, и могут затянуть процесс разбирательства в специфических случаях. Для этих ситуаций как показывает практика проще проработать отдельные документы и положения чем каждый раз вносить изменения в Конституцию РФ.

Для своевременного решения возможных проблем в сфере регулирования правовой деятельности по вопросам информационной безопасности, Правительством РФ разрабатываются определенные стратегии и доктрины.

Документ, содержащий в себе основные принципы, цели и задачи для обеспечения информационной безопасности РФ – «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». Утверждена президентом РФ от 9.09.2000 года.

Этот документ на многие годы определяет политику государства в области обеспечения информационной безопасности РФ. Определяет порядок и цели обеспечения улучшения методологического, правового, организационного и научно-технического обеспечения информационной 16

безопасности РФ. Прорабатывает различные программы обеспечения информационной безопасности РФ.

Данная доктрина способствует развитию Концепции национальной безопасности Российской Федерации, относящейся к информационной деятельности. Так спустя два года, в январе 2002, Правительством РФ была принята целевая федеральная программа под названием «Электронная Россия», на срок 8 лет (2002 – 2010 годы). Программа основывалась на:

- Характеристики проблемы;

- Выработкой целей, задач, этапов и методов решения;

- Выработка механизмов реализации программы;

- Оценка проделанной работы.

После успешного завершения данной программы, ей на смену был выработан следующий этап. Это целевая государственная программа Российской Федерации «Информационное общество» сроком с 2011 года по 2020 год.

Ответственность за выполнение данной концепции лежит на министре связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Цель реализации данной программы выработать способы взаимодействия государства с обществом в информационной среде, а так же проработать различные административно правовые акты, которые будут регулировать данный процесс. Стоит отметить что «Информационное общество», как программа, разрабатывалась на основе различных международных документов и соглашений (Декларации о построении всемирного общества, положения окианавской хартии, и др.), а также с учетом внешней политики страны и интересов различных международных субъектов. Это позволяет делать прогнозы об упрощении процедуры интеграции информационного общества в систему международных отношений.

На сегодняшний день политика в области обеспечении информационной безопасности таможенных органов РФ определяется 17

«Стратегией развития таможенной службы до 2020 года». Это основной вектор политики таможенной службы на ближайшее время.

Конкретными инструментами правового регулирования определенных процессов информационной безопасности являются Федеральные законы. Они максимально подробно регламентируют определенную процедуру, с максимальной проработкой данного процесса. Следующие Федеральные законы регулируют правовую деятельность обеспечения информационной безопасности таможенных органов:

1. ФЗ №149 от 27 июля 2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

2. ФЗ №63 от 10 июля 2012 «Об электронной подписи, электронной цифровой печати».

С точки зрения рассмотрения вопроса со стороны обеспечения информационной безопасности, информационно технической политики государства о правового обеспечении стоит обратить внимание на Решение президента РФ и Правительства РФ.

1. Стратегия развития информационного общества РФ (Утверждено президентом РФ от 7.02.2008);

2. «Концепция формирования электронного правительства в РФ до 2020 года» (утверждено правительством РФ от 6.05.2008);

3. Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (Утверждено правительством РФ от 28.01.2002).

На сегодняшний день перед таможенными органами стоит задача унификации и объединения правовых инструментов не только в рамках правового поля РФ, но и Таможенного союза. У Российской таможни уже сделаны несколько шагов в данном направлении. Например, РФ в 2010 году присоединилась к Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В ней закреплена возможность подавать декларацию на товары в электронном виде и использовать информационные технические средства при необходимости. Российская федерация, придерживаясь данных принципов, упрощает процедуру возможной интеграции таможенных органов с субъектами мировой торговли. Ведь на данный момент проблемой обеспечения информационной безопасности таможенных органов с правовой стороны можно выделить как ее отсутствие в Таможенном союзе. Нет наднационального законодательства, которое бы регулировало данный процесс.

Определяя тип информации, который может быть объектом потенциального правонарушения необходимо провести анализ понятия термина информационная безопасность.

Термин «Информационная безопасность» — это состояние сохранности и защищённости информационных ресурсов государства, прав и свобод личности и общества в информационной среде. Ее можно разделить на два вида: Информационно-техническая безопасность и информационно-психологическая безопасность. В первом случае берется под внимание искусственно созданный человеком мир, например, технологии и.т.д. Во втором – сам человек и мир живой природы.

Следует отметить, что точную дату появления термина «Информационная безопасность» никто не может сказать, так как оно уходит далеко в прошлое. Это связанно с тем, что даже на ранних этапах развития человечества существовала потребность людей в защите. Вместе с тем можно выделить основные исторические этапы формирования информационной безопасности3. Основанием для данной классификации является специфика средств защиты информации. По мере их развития – развивается и система информационной безопасности.

Первый этап - начальный. В период до 1916 года для обеспечения информационной безопасности использовались средства коммуникации данного периода времени. Основной задачей было защита сведений о фактах, событиях, местонахождении и т. д, которые имели жизненной значение для человека или общества.

Второй этап - технический. С 1916 года, когда начались активно использоваться технические средства электро и радиосвязи, начинается второй этап развития информационной безопасности, на котором защита осуществляется при помощи данных средств.

Третий этап – акустиколокационный, который берет свое начало с 1935 года. Обусловлено это появлением гидроакустических и радиолокационных средств связи. Основой информационной безопасности в данный период времени было организационно-техническое регулирование мер на повышение эффективности радиосвязи.

На четвертом вычислительном этапе, который начался с 1946 года с появлением первых Электронно-вычислительных машин (ЭВМ) начинаются проблемы информационной безопасности в области ограничения доступа к ЭВМ.

Пятый этап – сетевой, начинается с 1965 год. В этот период были созданы первые информационно локальные сети. Проблема безопасности также, как и на прошлом этапе имела решения с ограничением доступа к сетевым ресурсам.

Шестой этап - мобильный. Использование сверхкоммуникальных мобильных устройств началось в 1973 году. Для обеспечения информационной безопасности с беспроводными сетями передачи данных потребовались новые подходы, так как угроза стала более серьезной. В этот период начинает появляться такая угроза как Хакерство. Хакер – это сообщество людей, цель которых нанесение ущерба информационной безопасности государству, организации и отдельным людям. В этот период государство признает информационный ресурс одним из важнейших и ставит задачу обеспечения его безопасности на уровне национальной. Так же формируется отрасль международной правовой системы Информационное право.

На седьмом глобализационном этапе, который берет свое начало с 1985 года, начинают создаваться глобальные информационные сети. Помимо всего выше в этот период используются космические средства обеспечения информационной безопасности. Исходя из прогноза международных аналитических компаний следует, что последующие этапы информационной безопасности будут связаны с развитием научно технического процесса в мире и с движением мировой глобализации.

Проанализировав данные этапы, можно сделать вывод, что на развитие информационной безопасности оказали существенное влияние такие факторы как необходимость защиты жизненно важных сведений о человеке и обществе, развитие НТП и процессы глобализации общества.

В любой отрасли системы, как и в таможенной службе, для описания технологии информационной безопасности выстраивается политика информационной безопасности. То есть направление деятельности таможенных органов ориентированное на защиту национальных интересов страны способом обеспечения информационной безопасности. Термин политики информационной безопасности говорит о совокупности задокументированных правил и процедур, практических и теоретических принципах руководства информационной безопасностью, которых придерживается организация в своей деятельности. Другими словами, это распределение различных средств с учетом прогноза для поддержания контроля безопасности.

Политика информационной безопасности включает в себя несколько направлений защиты информационной системы: управление системой защиты информации, защита объектов информационной системы, защита каналов связи, избежание электромагнитных излучений и чрезвычайных ситуаций.

Политика информационной безопасности по каждому из вышесказанных направлений, должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации6:

1. Точное определение Технических и информационных ресурсов, которые подлежат защите;

2. Выявление всех возможных каналов утечки информации и потенциально возможных угроз;

3. Оценка всех выявленных каналов утечки информации и потенциально возможных угроз;

4. Определение требований к системе защиты;

5. Соответствующий выбор определенных средств защиты информации;

6. Внедрение в использование выбранных мер и средств защиты информации;

7. Осуществление контроля за управление системы защиты и ее целостности.

Политика информационной безопасности имеет ряд задокументированных требований к информационной системе. Исходя из национального стандарта РФ «О методах обеспечения информационной безопасности» документы подразделяют по уровню детализации процессов защиты информации. В свою очередь эти документы можно разделить на три уровня: верхний, средний, нижний.

Верхний уровень документов политики информационной безопасности отражают действия определенной организации в области защиты информации, а также ее стремления соответствовать требованиям в этой же области на государственном и международном уровне. Это такие документы как концепции, технические стандарты, регламенты управления и.т.д.

Документы среднего уровня политики информационной безопасности это отдельный аспект информационной безопасности. Зачастую это требования и порядки действий на создания средств обеспечения информационной безопасности. Например, это обеспечение информационной безопасности бизнес процессов и организация конкретных направлений защиты информации. Также стоит сказать, что все документы среднего уровня создаются в виде внутренних документов организаций и как правило они конфиденциальны.

Что касается нижнего уровня политики информационной безопасности, так это документы, касающиеся руководства эксплуатации, регламентом работ различных руководств сервисов информационной безопасности.

Стоит сказать несколько слов и о организационной защите объектов информатизации. Это взаимоотношений исполнителей и регламентация производственной деятельности на правовой основе, которое исключает либо затрудняет незаконное овладение секретной информацией и появлением внешних и внутренних угроз. Виды деятельности, которые обеспечивает организационная защиты, можно разбить на несколько пунктов:

1. Организация режима, охраны, работа с документами, с кадрами;

2. Использование технических средств обеспечения информационной безопасности и аналитическую деятельность для выявления внешних и внутренних угроз;

К организационным мероприятиям можно отнести:

1. Организация режима и охраны, цель которых исключения проникновения на территорию посторонних лиц;

2. Организация работы с сотрудниками, целью которой является подбор персонала, его проверкой, обучениям правил работы с секретной информацией и ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации;

3. Организация работы с документами и различной информацией. Сюда также включается порядок использование секретных документов и носителей, их отчетность, хранение и порядок уничтожения;

4. Организация использования технических средств обработки, сбора и хранения секретной информации;

5. Организации работы относительно анализа внутренних и внешних угроз, а также разработка мер по их преодолению;

6. Организации работы проведения контроля и проверок персонала, которые имеют доступ к секретной информации.

В каждом конкретном случае организационные мероприятия носят специфическую для данной организации форму и содержание, которое заключается на обеспечение безопасности информации в конкретных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что таможенные органы делают акцент на защите прав и свобод государства и общества, в рамках информационной безопасности. Здесь стоит даже сказать, что она приобретает большую значимость, так как ее обеспечение является национальной задачей.



    1. Информация как объект правонарушения в системе Таможенных органов

предварительный информирование таможенный

В современном мире наблюдается тенденция огромного потока увеличения информации. Научно технический прогресс и эволюция общества в целом от части способствуют этому процессу. Соответственно, перед обществом ставится проблема обеспечения информационной безопасности, что необходимо для устойчивого развития и благосостояния. Таможенная служба не исключение. Она располагает огромными информационными ресурсами, которым также требуется защита. Но на таможенных органах лежит часть ответственности за национальную безопасность страны, поэтому надежное обеспечение информационной безопасности весомая часть достижения этой цели.

Условно обеспечение информационной безопасности таможенных органов можно разделить на два типа:

- это обеспечение информационной безопасности для цели обеспечения национальной безопасности(экономической, социальной, территориальной и.т.д.);

- обеспечение информационной безопасности для целей своего нормального функционирования(эффективность управления, взаимодействия).

На основании этих направлений можно выделить виды информации, которые могут быть потенциальными объектами правонарушений. Их можно условно разделить на внешние и внутренние виды информации. Для их защиты существует особая институциональная система, которая структурирована в соответствии с институтами ФТС.

Таможенная служба Российской Федерации является одной из крупных таможенных служб мира. Численность сотрудников составляет около 70ти тысяч человек. Также включает в себя 11 региональных таможенных управлений, 136 таможен, 708 таможенных постов, и это не включая таких служб как экспертные лаборатории, учебные заведения вычислительные центры и многих других служб находящихся под ведомством ФТС. Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и общественным объединениям. Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.

В соответствии с данной структурой на федеральном уровне за информационное обеспечение и безопасность отвечает Центральное информационно техническое таможенное управление (ЦИТТУ), на уровне региона – Информационно техническая служба, на уровне таможни и таможенных постов действует инспектор информационно технической службы. Порядок иерархии с верху вниз построен следующим образом:

1.Центральное информационно техническое таможенное управление.

2.Информационно техническая служба

3. Таможенный инспектор информационно технической службы.

Что касается взаимодействия между службами на уровне региона или таможен, то они происходят исходя из положений и внутренних должностных обязанностей.

Информационно техническая служба организует передачу необходимой информации и обеспечивает ее безопасность между взаимодействующими подразделениями таможенной службы. Но как показывает практика на сегодняшний день все еще остается проблемы. Например, правоохранительная деятельность. Зачастую бывает, что необходимая при обмене информация теряется, не соответствует требованиям, является неактуальной, а также ее могут воспользоваться незаконно. И вместо того чтобы таможенным органам работать совместно для предотвращения или пресечения правонарушений. Они вынуждены, занимается сбором информации, что влияет на эффективность их работы.

Такая проблема существует не только по вопросам правоохранительной деятельности, во внимание берется любое информационное взаимодействие.

Одной из причин вышесказанной проблемы может считаться недостаточное обустройство таможенных органов техническими средствами связи и автоматизированными системами. Хотя, исходя из стратегии развития таможенной службы, на данную причину сделан акцент, и до 2020 года планируют вывести систему информационно технического обеспечения и обустройства таможенной службы на новый уровень. Но научно-технический прогресс не стоит на месте, и соответственно цели, поставленные таможенной службой в 2012 году уже сегодня перестают быть актуальными. Не стоит также забывать о большой разнице в уровне инфраструктурно-технического развития регионов. В качестве примеров можно привести, например Московские таможенные посты и Омские таможенные посты. В техническом оснащении таможенных постов большая разница, это соответственно влияет на эффективность передачи и обеспечения информации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что к внешнему виду относится вся информация для обеспечения национальной безопасности страны. Это может быть любая информация, например, из таможенной декларации, статистических сборников, СМИ и др., которая будет угрозой экономической, социальной, территориальной обстановкой в стране. К внутренним видам относятся информация необходимая для качественного функционирования самой таможенной службой. Это может быть данные служебных переписок, информация внутренних распоряжений, любая информация, которая сможет повлиять на работу таможенных органов.

2. Особенности информационной безопасности в рамках Таможенного союза
Обеспечение информационной безопасности в рамках Таможенного союза является задачей обеспечения национальной безопасности страны. В настоящее время организация информационной безопасности не строится на наднациональным контролем в Таможенном союзе. Каждая страна участница обеспечивает его на своей территории в соответствии со своим законодательством. В связи с этим необходимо четкое взаимодействие таможенных органов Таможенного союза для формирования единых принципов и критериев защиты информации Таможенных органов.

Для определения видов информации являющиеся объектом потенциального нарушения информационной безопасности таможенных органов в рамках Таможенного союза необходимо выявить:

1. Цели взаимодействия;

2. Тип информации перемещающийся;

3. Порядок передачи данных.

Исходя из статьи 124 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы используют обмен информации для задач связанных с контролем перемещаемых товаров, соблюдением законодательство стран участниц Таможенного союза. В данной статье прописано законодательно, что обмен информации для обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров, является задачей всех стран.

Еще одной нормативной составляющей этого процесса является соглашение о взаимной помощи между таможенными службами Таможенного союза. В данном соглашении прописан порядок и метод обмена информацией. Она осуществляется путем электронной или письменной формой передачи данных, которые формируются с помощью запросов участников Таможенного союза, либо по собственной инициативе в рамках взаимопомощи. Также обмену подлежат документы и необходимые нормативные акты, которые требуются для производства дел.

Таможенные службы стран участников Таможенного союза, а конкретно России, Белоруссии и Казахстана, вместе принимают состав данных, который необходим для информационного обмена. Кроме того ведется работа в рамках стандартизации технических средств и порядка обмена информации. Формируют следующие сведения для документального запроса:

1. Несоответствие сведений о товарах и транспортных средств;

2. Информация о возможном нарушении таможенного законодательства, какого либо участника Таможенного союза;

3. При применении таможенным органом страны участника Таможенного союза таможенного контроля.

Таможенными органами может быть сформирован запрос, не исходя из данного списка, а при наличии других законных оснований.

Для получения необходимой информации таможенные органы формируют запрос в письменном виде, и относят на подпись своему начальнику. Разрешается пользоваться при формировании запросов электронной почтой с защищённым каналом связи. Однако для отчетности все равно таможенным службам необходим посменный запрос, который позднее отправляется почтой.

В пункте третьем статьи 6 Соглашения о взаимной помощи подробно расписаны сведения, которые должны быть отражены в формируемом запросе. Сам запрос должен быть рассмотрен в течение одного месяца с момента его получения. Если существует необходимость более короткого срока, то участники таможенного союза имеют право договорится о них в устном порядке. Точно также они договариваются если срока не хватает для предоставления информации. Если таможенный орган не имеет необходимых запрашиваемому сведений, то он имеет право на их получение в соответствии со своим законодательством. Важным моментом данной процедуры является то, что взаимодействие между таможенными службами налажено на устном уровне, что не позволяет затормозить процесс проверки.

Запрашиваемый таможенный орган в ответ на запрос, предоставляет следующие сведения:

1. Документы и сведения, которые были запрошены;

2. Данные о проведении таможенного контроля и всех необходимых мероприятий;

3. Любые документы и сведения, с помощью которых могут быть принято решения запрашиваемым.

Существуют также и основания отказа таможенным органам в предоставления информации. Этот вопрос регулируется восьмой статьей соглашения о взаимной помощи.

В первую очередь во внимания берут данные, которые могут способствовать нарушению законодательства страны участника Таможенного союза. Например, таможенная служба России запрашивает у таможенной службы Белоруссии сведения, которые могут быть поводом нарушения законодательства одной из стран участниц Таможенного союза, в том числе и Российского. Естественно, что Белоруссия отклонит данный запрос.

Развитие взаимоотношений между странами участниками Таможенного союза в области обмена информацией закреплено в соглашении о требовании к обмену данными, от 10.05.2010. В нем установлено, что не вся информация может подлежать обмену. Особые ограничения введены к данным касающимся государственных тайн. К ним могут относиться любые сведения как налоговые, банковские так и государственные. Разумеется, что информация такого рода может перемещаться, в случаи гарантии запрашиваемого ее защите. Запрашиваемые таможенные органы обязуются, сохранять полученные им данные, не передавать их третьим лицам, если на то не существует согласия государства предоставившего ее в письменном виде.

Обязанности таможенных органов и различных государственных органов в Федеральном законе от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" включает:

1. Обеспечивать бесперебойность предоставления необходимой информации;

2. Своевременное обеспечение запрашиваемого органа о невозможности предоставления необходимых данных.

В случаи прегрешения предоставления информации таможенным органам странам участникам Таможенного союза, предоставлявший орган обязан проинформировать их не ранее шести месяцев. Данное уведомления передается в письменном виде со всеми необходимыми подписями и печатями.

В рамках взаимодействия таможенных служб Таможенного союза существует соглашение о обмене предварительной информации. Его суть направлена на сокращения таможенных рисков в случаи несоблюдения таможенного законодательства, а так же унификация таможенных операций и повышение качества таможенного контроля. Заинтересованным лицам предоставляется порядок передачи таможенным органам Таможенного союза предварительной информации о:

1. Товарах и транспортных средствах;

2. Время прибытия и место прибытия товаров;

3. Информацию о пассажирах;

4. Иная информация, интересующая таможенные органы Таможенного союза.

Для удобства предоставления необходимых данных таможенная служба пользуется специальными техническими средствами и информационными технологиями. Это предусмотрено статьей 124 Таможенного кодекса Таможенного союза и седьмой главой Киотской конвенции, которая тоже предусматривает информационный обмен в рамках развития внешней торговли. Исходя из этих положений комиссией Таможенного союза было принято решение о создании соглашения об обмене информации для аналитических функций таможенных органов.

Организация информационного обеспечения безопасности в рамках взаимодействия между таможенными службами Таможенного союза построена эффективным способом. Организация информационного обеспечения Таможенных органов строится не на наднациональном уровне, поэтому необходимость взаимодействия просто необходима. Еще более важным моментом при взаимодействии таможенных служб Таможенного союза считается то, что при запросе необходимых данных все службы прекрасно понимают цели и важность данных запросов. Работа налажена практически в устном формате, и зачастую письменные документы необходимы лишь для отчетности.

Проанализировав порядок передачи информации в рамках Таможенного союза, были выявлены типы информации, являющиеся потенциально возможными объектами таможенных правонарушений. Это любые данные о возможном нарушении таможенного законодательства, какого либо участника Таможенного союза, сведения таможенной статистики Таможенного союза и о применении таможенного контроля. Это наиболее, с точки зрения угрозы обеспечения информационной безопасности Таможенных органов, важные виды информации которые могут быть объектом правонарушения.

3. Информационная безопасность Таможенных органов РФ в системе международного сотрудничества
Еще одной угрозой для информационной безопасности Таможенных органов РФ является информационный обмен с иностранными государствами. Правовой базой обеспечения такого рода безопасности можно назвать Киотскую конвенцию и Таможенный кодекс Таможенного союза. Киотская конвенция предполагает информационный обмен между таможенными службами иностранных государств как основу унификации и гармонизации таможенный процедур.

Таможенный кодекс Таможенного союза описывает порядок информационного обмена между таможенными органами иностранных государств и стран участниц Таможенного союза, тем самым давая возможность регулировать данную процедуру на национальном уровне. Способом же такого взаимодействия является заключение международных договоров.

По информации Федеральной таможенной службы РФ на первую половину 2016 года было разработано и подписано 19 международных актов. В их число входит:

- 5 меморандумов;

- 10 Международных договоров;

- два плана и программа взаимодействия с более чем 11ти странами.

На сегодняшний день ведется работа по предотвращению правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств воздушным транспортом. Данные договора разрабатываются на межведомственном уровне с такими странами как Германия, Франция и Япония.

К тому же на данный момент уже существуют проработанные договора по вопросам информационного обмена предварительной информации о товарах и транспортных средств, требующие согласования сторон.

Как видно обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ регулируется совокупностью различных правовых актах основными, которых являются международные договора. Их работа направлена на различную деятельность например получение предварительной информации о товаре, совместная работа по предупреждению возможных нарушений законодательств. То есть их деятельность направлена на соблюдения внутренних законодательств и унификацию таможенных процедур.

Еще одним инструментом в обеспечении информационной целостности в процессе взаимодействия иностранных государств является представитель таможенной службы РФ за рубежом. Он необходим для эффективного осуществления международных отношений Федеральной таможенной службы России. Данные представители являются сотрудниками ФТС России. Их штатная численность за рубежом варьируется от одного человека до нескольких десятков. Это зависит в первую очередь от уровня взаимодействия иностранного государства с таможенной службой России, от значимости интересов их интересов, а также от количества международных договоров, подписанных между двумя странами. В качестве примера приведу два разных Таможенных представительства в таких странах как Латвия и Белоруссия. Торговое взаимоотношение между Российской федераций и Латвией находится не на высоком уровне. В связи с этим фактором представитель Таможенной службы РФ имеет возможность эффективно работать и взаимодействовать не только с таможенной службой Латвии, но и с другими вблизи лежащими странами, такими как Эстония и Литва. Тем самым один представитель Таможенной службы РФ эффективно выполняет свои задачи в данном регионе. Что касается в Республике Беларусь торговые отношения между нашими странами на достаточно высоком уровне, в соответствии с этим Таможенное представительство насчитывает численность около нескольких десятков человек. Ко всему прочему, несмотря на Таможенное представительство в Минске, их сотрудники рационально распределены по таким городам как Гомель, Брест, Витебск, Гродно.

Таможенные представительства РФ выполняют огромный спектр задач в том числе и обеспечение информационной безопасности таможенных органов. Основной целью считается представлений национальных интересов России и исполнение поручений руководства Федеральной таможенной службы РФ.

Если попробовать проанализировать данную цель, то мы сможем выделить ее составляющие подцели, которые в свою очередь, будучи охарактеризованными, укажет нам на инструменты обеспечения информационной безопасности таможенных органов РФ.

1. Налаживание контактов, организация сотрудничества и взаимодействия с таможенными органами данной страны.

В данном случаи имеется в виду организация работы и подготовка необходимых документов и соглашений. Здесь отчетливо видно как прорабатывается порядок передачи информации и закрепляется в правовом и практическом поле. Представитель Таможенной службы РФ налаживает связь с таможенной службой иностранного государства, договариваясь о процедуре и порядке связи, и обговаривают данные, которые будут переданы друг другу. Это очень важный момент организации взаимодействия, таможенные органы разных стран находясь на расстоянии друг с другом, с помощью представителя Таможенной службы имеют возможность проводить связь без посредников не боясь за сохранность информации.

2. Второй подцелью организации работы представителя Таможенных органов РФ является, сбор и анализ актуальной информации о состоянии таможенной ситуации в данной стране.

Здесь представитель Таможенных органов РФ изучает имеющуюся обстановку в стране в плане правовой системы, возможного изменения законодательства. Исследуется таможенный опыт данной страны, возможности и технологии. Вся проводимая работа снабжает ФТС РФ необходимой актуальной информацией от надежного источника.

3. Обеспечение экономической безопасности и национальных интересов Российской Федерации.

Представители Таможенных органов РФ проводят анализ внешнеторговых отношений между Россией и иностранной страной, выделяют возможные проблемы и пути их решений в данной области. Также он учувствует в правоохранительной работе по предотвращению нарушений таможенного законодательства двух стран, путем координации действий, курирования и мониторинга.

4. Представитель Таможенной службы координирует деятельность участников ВЭД, активно сотрудничает с ними. При необходимости оказывает им помощь исходя из своей компетенции.

Разбираясь в сути данной подцели можно сделать вывод, что представитель Таможенной службы РФ сильно интегрируется в деловую и административную деятельность иностранной страны. Соответственно данные представительства вынуждены адаптироваться к определенным условиям. Необходимо брать во внимание такие условия как менталитет страны, национальный язык и отличительные особенности законодательной системы. В качестве примера можно привести особенности в некоторых странах. Например, в Японии из-за частой смены должностных лиц представителям Таможенных органов РФ приходится постоянно выстраивать новые связи взаимодействий. Что касается стран Евросоюза, например Бельгии, то необходимость о сотрудничестве рассматривается над национально, Еврокомиссией. Бельгия имеет право заключать договора и различные соглашения только с разрешения Еврокомиссии либо на определенные полномочия. В соответствии представителю Таможенных органов РФ приходится выстраивать работу по взаимодействию с данной страной ссылаясь на Еврокомиссию. Также для примера можно привести всем знакомое Евразийское экономическое содружество. В данном регионе представители Таможенной службы РФ почти не сталкиваются с языковым барьером. К тому же здесь максимально упрощенно таможенное законодательство.

При передаче информации из-за пределов Российской Федерации, стоит обращать внимание на два фактора:

- Содержание информации, кем и когда передана;

- Принцип и технология передачи.

В данных факторах отображается сущность порядка передачи информации.

При взаимодействии таможенных органов РФ с иностранными государствами перед ней становятся огромное количество визовой в обеспечении информационной безопасности. Из-за огромного разнообразия административных, правовых и национальных различий разных стран порой тяжело контролировать обеспечений информационной безопасности. В Российской Федерации на сегодняшний день правовой поле регулирующая данную деятельность, представители таможенных служб за рубежом выполняют некую роль информационного посредника. На дальнейшую перспективу с уверенностью можно сказать, что данных инструментов будет не достаточно для обеспечения информационной безопасности Таможенных органов РФ. Необходимо будет привести передаваемую информацию к унифицированному стандарту и технологии передачи данных.

При взаимодействии Таможенных органов с иностранными государствами были выявлены следующие виды информации, являющиеся объектом правонарушения. Это данные о международных перевозках, информация о участниках ВЭД, данные о процедуре предварительного информирования, и сведения международных договоров и соглашений. Данные виды являются наиболее важными с точки зрения потенциальной угрозы информационной безопасности таможенных органов.

4. Совет по обеспечению ИБ таможенных органов
Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планами работы утвержденными руководителем Федеральной таможенной службы России. Заседания проводятся не реже одного раза в полгода при наличии не менее половины членов Совета. По решению председателя могут проводиться внеочередные заседания. На заседания Совета могут приглашаться представители федеральных органов исполнительной власти и должностные лица подразделений таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы России, представители организаций, имеющих лицензию на деятельность в области ИБ. Наиболее важные вопросы, связанные с особенностями деятельности таможенных органов, могут рассматриваться на выездных заседаниях Совета. Члены Совета два раза в год представляют секретарю Совета предложения о рассмотрении наиболее актуальных проблем. Проект полугодового плана, подготовленного секретарем Совета на основе предложений, выносится на рассмотрение. После одобрения Советом план утверждается руководителем ФТС России и рассылается структурным подразделениям. Подготовку докладов к заседаниям Совета, справочных материалов обеспечивают структурные подразделения Федеральной таможенной службы России и сторонние организации в соответствии с планом. Доклады к заседаниям Совета представляются секретарю Совета за 15 дней до проведения заседания. При проведении внеочередных заседаний Совета предложения о тематике заседания и материалы представляются секретарю Совета не позже чем за 20 дней до заседания. Протоколы заседаний, решения и другие материалы по результатам заседаний Совета представляются секретарем Совета в 15-дневный срок после проведения заседания для утверждения председателю Совета. Порядок принятия решений:

Решения принимаются голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета. Решение о форме проведения голосования принимается в начале заседания. При равенстве голосов решающее значение имеет председатель Совета. В случае несогласия с принятым решением член Совета вправе письменно изложить свое мнение, оно приобщается к протоколу заседания. Решения Совета оформляются протоколом и подписываются председателем Совета и секретарем. Решения Совета, отраженные в протоколе заседания Совета являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями Федеральной таможенной службы России. Оригиналы протоколов, бюллетеней голосования и др. материалы заседаний хранятся в деле Совета. Порядок работы секции:

Заседания секции проводятся по плану работы, разработанному секретарем секции, утвержденному руководителем секции. Планирование работы секции осуществляется на год. О работе секции руководитель секции докладывает на заседаниях Совета. Оповещение членов секции о времени и месте проведения заседаний, оформление и хранение протоколов осуществляет секретарь секции. Методическое руководство деятельностью Совета в пределах своей компетенции осуществляют Межвведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по ИБ, Межведомственная комиссия по защите ГТ и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление мероприятий в области противодействия иностранным техническим разведкам, технической ЗИ и обеспечения безопасности РФ. Совет подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы России. Председатель Совета ежегодно представляет на утверждение годовой отчет о работе Совета и реализации его решений. Федеральная таможенноая службы России предоставляет в пользование Совета необходимые помещения, оборудование и средства связи. Финансирование расходов.

Совета осуществляется в пределах сметы расходов на содержание таможенных органов РФ.



Заключение
На сегодняшний день наиболее уязвимыми местами информационной безопасности таможенных органов России являются информационные угрозы. Связанно это с процессами мировой глобализации, развитием НТП и недостаточным опытом борьбы с данным видом угроз. С учетом поведенного изучения факторов влияющих на информационную безопасность таможенных органов, можно выделить пять основных методов правонарушения информационной безопасности таможенных органов, это Физические, радиоэлектронные, информационные, программно- математические и организационно-правовые. Данные методы являются основой для выделения основных видов Таможенных правонарушений в области информационной безопасности.

Цели и принципы, для которых может быть использована информация, может быть огромное множество, также как и потребностей потенциальных нарушителей. Основными же, стоит выделить такие, как коррупция и уклонение от уплаты таможенных сборов и налогов. Как показывает статистика таможенных правонарушений на сегодняшний день это самые популярные цели нарушения информационной безопасности.

Защита информации от угроз может быть обеспечена лишь при комплексном подходе к обеспечению информационной безопасности, представляющем собой организационно-правовую совокупность специальных структур, задач, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от разглашения, утечки и несанкционированного доступа.


Список использованных источников




  1. Зегжда Д. П., Ивашко А. М. Основы безопасности информационных систем. – М.: Горячая линия – Телеком, 2000. – 452 с.

  2. Международное сотрудничество Российской Федерации в области таможенного дела [Электронный ресурс] / Таможенное право // http://lib.sale/tamojennoe-pravo-uchebnik/mejdunarodnoe-sotrudnichestvo-rossiyskoy-34122.html

  3. Общая информация о представителях таможенной службы Российской Федерации за рубежом [Элек. ресурс] / ФТС РФ: Официальный сайт // http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22293:2015-12-15-06-49-51&catid=179:2011-03-25-06-42-48&Itemid=2088

  4. Таможенный кодекс Таможенного союза, Статья 124. Обмен информацией между таможенными органами [Электронный ресурс] / Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/

  5. Конституция РФ, Глава 2 Права и свободы человека и гражданина [Электронный ресурс] / Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

  6. Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 N 114-ФЗ

  7. Приказ Федеральной таможенной службы от 9 декабря 2011 г. № 2490 “Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок”

  8. Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) [Электронный ресурс] / Минкомсвязь России: Официальный сайт // URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/

  9. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов РФ [Электронный ресурс] / Таможенный брокер // URL: http://brokert.ru/material/informacionnaya-bezopasnost-tamozhennyh-organov



Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Теоретические основы
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Практическая работа
Теоретические аспекты
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Учебное пособие
Общие сведения
Основная часть
Направление подготовки
Физическая культура
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Самостоятельная работа
История возникновения
Методическая разработка
Краткая характеристика
Практическое задание
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
бюджетное учреждение
государственное образовательное
Гражданское право
Название дисциплины
образовательная организация
образовательное бюджетное
Общие положения
Российская академия
прохождении учебной
теоретические основы
Техническое задание
Общая часть
Понятие сущность
история возникновения
Современное состояние
Уголовное право
Методическое пособие
Финансовое право
Экономическая теория
Фамилия студента
Правовое регулирование
организация высшего
Физические основы