Народные промыслы как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре



Скачать 90.84 Kb.
Дата10.02.2018
Размер90.84 Kb.
Название файлаКурсовая Лариса.docx
ТипРеферат

Народные промыслы как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре

Содержание

Введение……………….…………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические аспекты вопроса приобщения старших дошкольников к национальной культуре через ознакомление с народными промыслами………………………………………………………………………..6

1.1 Декоративно – прикладное искусство и его значение в развитии личности дошкольника………………………………………………………………………6

1.2 Разновидности народного промысла…………………………………….......8

1.3 Специфика ознакомления с народными промыслами в условиях современного детского сада………………………..….……………………......13

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования народного промысла в приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре..............................................17

2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования…….…….17

2.2Использование народных промыслов, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре..……………........19

2.3 Результаты экспериментальной работы……………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованных источников….………………………………………..33

Приложения……………………………………………………………………...36

Введение


Актуальность исследования. В настоящее время происходит подмена идеалов, разрушение взглядов предшествующих поколений, навязывание массовой культуры, чуждых русскому народу мышления, образа жизни, поведения. Проблемы страны политического, социально-экономического характера, резкий отказ от опыта прошлых поколений незамедлительно сказались на падении уровня духовности общества.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет поиск новых, более соответствующих методов образования и воспитания. Художественное и эстетическое воспитание не может развиваться без такой важной составляющей, как народная культура. Основные задачи воспитания – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Формирование полноценной личности с ценной ориентацией, с нравственными принципами и духовностью.

Специалисты правомерно отмечают, что верность традициям должна учитывать реальное развитие общества, новые веяния времени. Педагог должен обладать знаниями традиций праздничной, художественной культуры, ненавязчиво и бережно вводить детей в мир народной культуры. Русский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. Народная культура становила и укрепляла всегда нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов [21, С. 46].

Изучение промыслов разных народов ведет к осознанию того, что его может заинтересовать не только свой народ, из чего следует понимание, что существуют другие люди, отличные от него, которые обладают своими качествами, и эти качества имеют такое же право на существование и признание, как и качества самого ребенка и его народа.

Посредством приобщения к народным промыслам ребенок усваивает факт различий между людьми не только в их физическом проявлении, но и во внутреннем мире разных этнических групп. Так, например, ребенок-осетин сможет понять, что он и представитель финнов-ингерманландцев думают по-разному, мыслят разными категориями, и в этом нет ничего плохого. Кроме этого, вышеупомянутый ребенок сможет осознать, что у него и у представителя другой нации существуют и общие взгляды, на основе которых строится фундамент общего государства, которое и тот, и другой считают своим – России. России как единого пространства, в котором объединены представители самых разных народов, у которых, тем не менее, существуют общие взгляды.

Таким образом, изучение народных промыслов поможет развить духовное единение россиян разных национальностей, все это указывает на актуальность исследуемой темы «Народные промыслы как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре».

Объект исследования – процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.

Предмет исследования – народные промыслы как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально проверить возможности влияния народных промыслов в приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.

Для реализации данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1) Изучить декоративно – прикладное искусство и его значение в развитии личности дошкольника;

2) Дать характеристику разновидностям народного промысла;

3) Определить специфику ознакомления с народными промыслами в условиях современного детского сада;

4) Выявить исходные показатели по проблеме исследования;

5) Опытным путем проверить эффективность влияния народных промыслов в приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.

Гипотеза исследования: мы предположили, что народные промыслы способствуют приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.

Методологические основы. О роли и значении народного декоративно- прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова, а также говорили современные исследователи Г.П. Волков, Т.С. Комарова, Д.И. Латышина, Т.Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Методы исследования: анализ; сравнение; индивидуальная беседа; наблюдение; эксперимент; математическая статистика.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты данной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1 Теоретические аспекты вопроса приобщения старших дошкольников к национальной культуре через ознакомление с народными промыслами

1.1 Декоративно – прикладное искусство и его значение в развитии личности дошкольника

Народное декоративно-прикладное творчество – сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые различные направления, виды, формы, но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы. В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, и тогда обычные бытовые предметы становились произведениями искусства [36, С. 82-85].

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо. Природа служила главным источником вдохновения народных умельцев, но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества вдохновляет профессиональных художников. Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова: «Возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности, но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в современной культуре» [19, С. 276].

Ведущая творческая идея народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность [30, С. 152].

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Каждое изделие народного искусства – это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. По мнению В.А. Сухомлинского: «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное» [28, С.288].

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время – все больше они входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу исконных мастеров.

1.2 Разновидности народного промысла

Виды народных промыслов:

1) Городецкая роспись по дереву – это знаменитый народный промысел, появившийся в 40-х годах XIX века в деревнях, расположенных по реке Узола, близ города Городца. Росписью мастера украшали крестьянские прялки, лубяные лукошки и детские стульчики. Обязательной частью композиции городецкой росписи являются пышные гирлянды или живописные букеты фантастических цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки, колокольчики, и разнообразные птицы, олицетворяющие счастье, но главным «героем» городецкого промысла был и остается «конь-огонь». Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах. Современные мастера фабрики «Городецкая роспись» успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению. В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. Знаменитый народный художественный промысел городецкой росписи известен не только в России, но и во многих странах мира.

2) Хохломская роспись по дереву. Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная расписная посуда, которая изготавливалась из липы или березы.

Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками без предварительного рисунка. В хохломской росписи различают два вида орнамента - «травный» и «под фон». Наиболее древним являются «травные» узоры. Они выполняются в технике «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальнейшего нанесения лака и закалки в печи становится «золотым». К «верховому» письму относятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент». Орнамент «под фон» включает росписи: «фон», «древко» и «Кудрину», которая выполнялась следующим образом: на покрытую алюминиевым порошком поверхность изделия наносили черной краской контуры орнамента – стеблей растений, листьев, различных ягод и цветов.

3) Гжельская керамика. В селе Гжель Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень. Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а в середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия с росписью по сырой эмали. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены. Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными. Когда русским ученым Д.И. Виноградовым в середине XVIII века был открыт секрет состава фарфоровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора: масленки, чашки, молочники, кружки, украшенные яркой росписью. Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель». Орнамент, украшающий гжельские изделия – растительный: цветы, травы, стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется непосредственностью рисунка, легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Этот один из наиболее известных фарфоровых промыслов России [4, С.41].

4) Дымковская игрушка. Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ города Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение зимы мастерицы готовили свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался торговлей свистульками. Их яркая роспись соответствовала общему весеннему настроению. Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Образы дымковских игрушек отражают городской быт и отличаются яркостью красок, особой выразительностью и юмором. Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости. В этом ее ценность и уникальность.

5) Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области – это центр русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду и игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930г. гончар И. В. Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля, они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый.

6) Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится, широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967г. в Филимонове была создана мастерская. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики». После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый, поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок, солярных знаков. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент.

7) Семеновская роспись. С давних времен в России была широко известна семеновская деревянная ложка с особым типом росписи. Именно на основе традиции ложечной росписи в 1930-е годы 20 века возникло производство семеновской матрешки. В настоящее время ее выпускает фабрика «Семеновская роспись», созданная в 1970г. на базе фабрики «Сувенир». Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол, стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи – букетик цветов в руках у матрешки. Фабрика изготавливает также сувенирные игрушки, берестяные изделия, подставки, кадочки, ковши. Семеновская игрушка – один из наиболее известных русских сувениров. Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны.

1.3 Специфика ознакомления с народными промыслами в условиях современного детского сада

Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

При разработке циклов образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя – научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.

Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа «ткани» (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

1) создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;

2) сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;

3) использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);

4) показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;

5) сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий [36, С. 82-85].

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Все это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице воспитателей осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.
 

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности использования народного промысла в приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре

2.1 Выявление исходных показателей по проблеме исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась в МКДОУ №35 «Малышок» г. Шадринска Курганской области. В эксперименте участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста. Список детей представлен в приложение 1.

Эксперимент проводился в 3 этапа:


  • констатирующий;

  • формирующий;

  • контрольный.

Цель констатирующего этапа: определить первоначальный уровень развития представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:



  1. определить критерии, показатели, уровни представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста;

  2. выявить первоначальный уровень развития представлений о декоративно-прикладном искусстве детей старшего дошкольного возраста;

  3. проанализировать результаты, полученные в ходе эксперимента.

Для выявления уровня развития представлений о декоративно-прикладном искусстве с детьми старшего дошкольного возраста была проведена диагностика отношения к декоративно-прикладном искусству России, для которого разработаны контрольные вопросы, задания и диагностические критерии по методике Н.В. Зубаревой, Н.П. Сакулиной.

Знания, умения, навыки детей оценивались по пяти заданиям:



  • назвать виды декоративно-прикладного искусства;

  • провести самостоятельный анализ предмета;

  • сравнить два изделия и выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства;

  • выражение своего отношения к декоративно-прикладному искусству;

  • выполнение узора на силуэте из бумаги.

Выполнение заданий проходило в дневное время, индивидуально с каждым ребенком. Время на ответы не ограничивалось.

В каждом задании было три уровня развития: высокий, средний, низкий.

Оценка знаний, технических навыков и умений осуществлялась по диагностическим критериям:


  • имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

  • умеет самостоятельно провести анализ изделия;

  • выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

  • выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

  • самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

  • использует несколько нетрадиционных техник;

  • эмоциональность, красочность, декоративность, оригинальность.

  • способность рисования по замыслу;

  • умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

  • использование в работе разных способов лепки.

После проведения первичной диагностики были следующие результаты: двенадцать детей (60%) получили низкий уровень – это Ирина Г., Ильмира Б., Ксюша К., Алия М., Денис А., Альфия С., Лейсан С., Регина И., Рида С., Салават С., Лиана Г.; восемь детей - (40%) – средний уровень – это Эдик Я., Тимур М., Руслан И., Софья Г., Давид К., Ильшат И., Самира М., Ассель К.; с высоким уровнем развития детей не было.

В основном преобладают дети, с низким уровнем, которые проявляют слабый интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, пассивны. Дети путают, и не всегда правильно называет народные промыслы; с трудом выделяют характерные особенности того или иного народного промысла; затрудняются при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства дать им эстетическую оценку и плохо владеют изобразительными и техническими навыками. 

Следовательно, результаты констатирующего этапа послужили основанием для определения содержания работы формирующего этапа.

2.2 Использование народных промыслов, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре

2 этап. Использование народных промыслов, направленных на приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре.

Цель исследования приобщить детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре посредством народных промыслов.

Задачи:

1) определить содержание предварительной работы по обогащению представлений детей;



2) разработать и апробировать занятия по приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре посредством народных промыслов.

Для непосредственной образовательной деятельности по реализации дальнейшей работы были созданы мероприятия: художественное слово о народных промыслах, экскурсии в музей расположенный в ДОУ, дидактические игры.

1. «Путешествие по народным промыслам» - художественное слово о народных промыслах, чтение сказок.

Цель: расширить представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства; воспитать уважительное отношение к труду народных мастеров; привить национальную гордость за мастерство русского народа; ознакомится с изделиями декоративно-прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия.

О Хохломе

Терем, терем, теремок

Он не низок не высок

Расписные здесь завалинки

С хохломским узором ставенки

Солнце светит по утру,

Звери к терему идут.

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива,

Ты, как и люди служишь Отчизне.

О Гжели


Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него ласа.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Сказка «Баран Золотые Рога» (дымковская игрушка)

Жил-был баран Золотые Рога. Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – синих, красных. Желтых, белых, черных. Гулял баран по полям и горам, по лесам и лугам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова.

Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит:

- Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже. Баран и говорит:

- Ошибся я, есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

- Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек. Эту сказку очень любят вспоминать вятские мастерицы.

2. Экскурсия в музей «Русская изба» детского сада.

Цель: расширять кругозор и эрудицию детей через ознакомление с бытом и предметами старины.

Задачи:


  1. Воспитывать любовь к родному краю и Родине;

  2. Развивать интерес к прошлому своего края, творческое воображение;

  3. Расширять представления о русской избе.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций в книгах по теме «Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, экскурсия в музей «Русская изба», чтение русских народных сказок.

Материалы: макет печи, ухват, чугунок, деревянные ложки, стол, самовар, коромысло, корыто маленькое, балалайка.

Взаимодействие с родителями: беседа «Расскажите детям о жизни прабабушек и прадедушек», почитайте детям пословицы и поговорки о русском быте.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, физическая культура, художественное творчество.

Ход НОД:

Вводная часть:

Стоит макет печки, в печке горшок, рядом с печкой стоит стол, накрытый по-старинному: самовар, крынки, деревянные ложки (которые после одноименной загадки незаметно убираются). На других столах лежит все необходимое для аппликации.

Детей встречает воспитатель, который одет в русский народный сарафан, у нее на руках поднос с караваем:

Воспитатель: здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!

Добро пожаловать в нашу деревенскую избу на посиделки!

Есть на Руси такой обычай

С детских лет он всем привычен:

Низко в пояс поклониться,

Чем богаты - поделиться,

Всех гостей встречай,

Хлебом-солью привечай!

Воспитатель: как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем беседовать?

Дети: о русской избе, о том, как жили в старину.

Основная часть:

Воспитатель: правильно. Мне попались описания разных старинных предметов быта, но что это за предметы не написано, помогите, пожалуйста, отгадать загадки, а еще лучше увидеть отгадки.

1) Книзу узок, верх широк, не кастрюля…. (чугунок).

2) Из русской печи кашу тащи.

Чугунок очень рад,

Что схватил его …. (ухват).

3) В избу идут- плачут, из избы идут- скачут (ведра на коромысле).

4) Под крышей четыре ножки,

На крыше суп да ложки (стол).

5) Встану – так выше коня,

А лягу – так ниже кота (коромысло).

6) Деревянная подружка, без нее мы, как без рук.

На досуге – веселушка, потом накормит все вокруг.

Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает (деревянная ложка).

7) Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник -

Сам заварит, сам нальет (самовар).

8) Лежит длинная толстуха, деревянное брюхо (корыто).

9) В лесу тяп-тяп, дома ляп-ляп, на колени возьмешь – заиграет (балалайка).

10) Был на базаре, очутился в пожаре (горшок в печи).

11) Стоит она из кирпича, то холодна, то горяча,

То она печет блины, то показывает сны (печка).

Воспитатель: какие вы молодцы, как много всего знаете! Скажите мне, пожалуйста, а для чего в избе нужна была печь?

Дети: она приносила тепло и уют, с ее помощью варили еду, грели воду, топили избу, на ней спали.

Воспитатель: если печь такая горячая всегда, можно ли чугунок руками из печи вытащить? Почему?

Дети: это опасно, можно обжечь руки.

Воспитатель: так чем же мне чугунок-то вытащить из печки?

Дети: ухватом.

Воспитатель: интересно, а как ухват может чугунок вытащить, ведь чугунок-то широкий?

Дети: внизу чугунок узкий, поэтому ухват надо снизу завести и поднять.

Воспитатель: если вы так хорошо все знаете, давайте чугунок из печи вынимать. Все, кто захочет, попробуют.

Воспитатель: как умело вы с ухватом обращаетесь, молодцы! А вы знаете, как разговаривали с печкой в старину?

Дети: нет!

Воспитатель: тогда вставайте и повторяйте за мной:

Ой, ты печка-сударыня

(Поклон в одну сторону)

Помоги нам, боярыня

(Поклон в другую сторону)

Ты свари, испеки

(Изображаем, как мешаем ложкой в кастрюле, затем делаем пироги)

Обогрей, освети

(Потираем плечи)

Кости грей и спаси

(Потягиваемся, как при просыпании)

В дом богатство неси!

(Разводим руки в стороны кверху ладонями)

Воспитатель: вот и пришло время пообедать. Раньше вся семья собиралась за одним большим столом по строго установленному правилу: самый старший в семье мужчина садился во главу стола, затем младшие и только последними к столу подходили женщины. Все ели из одной большой миски деревянными ложками, тарелок тогда не было. Кто вспомнит пословицу или поговорку про дом или дела домашние, милости прошу за стол, но чтоб не нарушать обычай, сначала послушаем мальчиков.

Воспитатель: молодцы ребята, все знаете и пословицы, и поговорки. Посмотрите, какой необычный стол накрыт, а всего ли хватает?

Дети: нет ложек!

Воспитатель: конечно, нет ложек. Какие раньше были ложки?

Дети: ложки были деревянные.

Воспитатель: правильно, деревянные ложки. Ложки раньше делали сами, а потом их украшали и расписывали, да так, чтоб ни у кого больше такой не было (дети рассматривают роспись на ложках).

Воспитатель: в избе находятся изделия декоративно-прикладного искусства: дымковские игрушки, филимоновские свистульки, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, посуда с городецкой, гжельской и хохломской росписью.

Заключительная часть:

Воспитатель: ребята, что вы сегодня узнали? Отличается ли современный дом от того, какой был в старину? Нужна ли печь в домах и квартирах сейчас? Как раньше люди относились друг к другу? Конечно, с уважением. Давайте и мы будем любить, уважать друг друга.

3. Проведение дидактических игр

Дидактическая игра «Назови правильно»

Задачи: закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках, умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

Материал и оборудование: планшет с изображением народных промыслов России.

Игровое правило. Дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Задачи: закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки, воспитывать у детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.

Материал и оборудование: карточки с изображением различных узоров росписей.

Игровое правило. Дети поочередно друг другу задают задание, показывая на карточку. Угадывающий должен отгадать, какой промысел изображен на карточке. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа, т.е. назвать элементы росписи, его цветовое решение.

2.3 Результаты экспериментальной работы

Для проверки эффективности проведенной работы нами был проведен контролирующий эксперимент. Цель – проверка эффективности проведенной работы.

Сравнительный анализ результатов первого и заключительного этапов исследования представлены в таблице 1.



Таблица 1 – Сравнительный анализ полученных результатов

п/п

Фамилия и Имя ребенка

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

1

Галяутдинова Ирина

Низкий

Средний

2

Бикташева Ильмира

Низкий

Средний

3

Якупов Эдик

Средний

Высокий

4

Костенко Ксюша

Низкий

Средний

5

Мухамаматуллин Тимур

Средний

Высокий

6

Музафарова Алия

Низкий

Средний

7

Арсланов Денис

Низкий

Средний

8

Ишмуратов Руслан

Средний

Средний

9

Сибаготова Альфия

Низкий

Средний

10

Гарипова Софья

Средний

Средний

11

Иващенко Игорь

Низкий

Средний

12

Сулейманова Лейсан

Низкий

Средний

13

Имамутдинова Регина

Низкий

Средний

14

Камалиев Давид

Средний

Высокий

15

Сабирова Рида

Низкий

Средний

16

Киямова Ассель

Средний

Высокий

17

Султанов Салават

Низкий

Средний

18

Ибрагимов Ильшат

Средний

Высокий

19

Гадельшина Лиана

Низкий

Средний

20

Мухамадьярова Самира

Средний

Высокий

Для наглядности результаты диагностики изображены на рисунке 1 и 2.

Рисунок 1 – Результаты констатирующего эксперимента



Рисунок 2 – Результаты констатирующего эксперимента

При повторном обследовании с низким уровнем развития детей не стало, четырнадцать детей (70 %) получили средний развития – это Ирина Г., Ильмира Б., Ксюша К., Алия М., Денис А., Альфия С., Лейсан С., Регина И., Рида С., Салават С., Руслан И., Софья Г., Игорь И., Лиана Г.; шесть детей (30%) высокий уровень развития – это Эдик Я., Тимур М., Давид К., Ильшат И., Самира М., Ассель К. Таким образом, большинство детей улучшили свои результаты. Это говорит о том, что работа по обучению детей народных промыслов ведется, но ее необходимо качественно выполнять.

После проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

1) дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка;

2) дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;

3) воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;

4) дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

5) занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;

6) продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;

7) дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;

8) произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Заключение

Приобщение дошкольников к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.

Все это требует от воспитателя больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности.

Чтобы добиться цели и поставленных задач, мы во второй главе провели опытно-экспериментальную работу по приобщению детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре посредством народных промыслов.

После проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

1) дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: дымковская игрушка, филимоновские свистульки, каргопольские легенды, золотая Хохлома, веселый Городец, сине-белое чудо Гжели, русская матрешка;

2) дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие;

3) воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;

4) дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный.

5) занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;

6) продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;

7) дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;

8) произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

Список использованной литературы



  1. Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. - В.: ТЦ «Учитель», 2005. - 666 с.

  3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / Н.А. Ветлугиной. - 2 - е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2015. - 207 с.

  4. Виноградова Н.А., Морозова Л.Д. Дневник методической практики в ДОУ (учебно-методическое пособие для студентов). М., МГПИ, 2011. — 41 с.

  5. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация дошкольников. - М.: МИПКРО, 2003. - 213 с.

  6. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка [Текст] / Г.Л. Дайн. - М.: Легкая промышленность, 2011.

  7. Жалова С.М. Хохломская роспись. - М.: Детская литература, 2011. - 55 с.

  8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2015.

  9. Клиенов А.П. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002. - 134 с.

  10. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: программа, учебно-методическое пособие. - С-Пб.: ООО «Детство-Пресс», 2010. - 304 с.

  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012 г.

  12. Комарова Т. С. Рисование 5-6 лет. Альбом. - М.: АСТ, 2000. - 35 с.

  13. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Т.С. Комарова // в сб.: актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 2014.

  14. Корабельников В.А. Рисуем орнамент. - М.: ФМиЗХ, 2000. - 76 с.

  15. Куприна Л.С., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. - 384 с.

  16. Лихачев Б.Г. Педагогика. [Текст] Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб. Заведений / Б.Г. Лихачев. - М.: Прометей, Юрайт, 2008. – С. 160.

  17. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. - М.: Русский язык, 2008. - 119 с.

  18. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М.: Просвещение, 2013. – 184 с.

  19. Некрасова М.А. Палех. Искусство древней традиции. Альбом. - М.: Советский художник, 1990. - 276 с.

  20. Олесина, Е. Народное творчество в нашей жизни [Текст] //Искусство. – 2016. - № 13. – С.5 - 6.

  21. Поровская Г.А. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество [Текст]: Учебно-методическое пособие / под. ред. Т.Я. Шпикаловой Г.А. Поровской. - М.: Гумонит, Владос, 2010. – с. 46.

  22. Рождественская С.Б. О народном искусстве в современном мире / С.Б. Рождественская // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы развития. Рига, 2009. - С. 49.

  23. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство [Текст]: Кн. для учителя / Л.Д. Рондели. - М.: Просвещение, 2014. 144 с.

  24. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 2012. - с. 162.

  25. Семенова Т.С. Народное искусство и его проблемы [Текст]: очерки / Т. Семенова. - М. : Сов. художник, 2007.

  26. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М.: - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128 с.

  27. Соломенникова О.А. Радость творчества. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 65 с.

  28. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа, 1973. - 288 с.

  29. Тимофеева М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. - Яр.: Академия развития, 2007. - 96 с.

  30. Уткин И.И. Народные художественные промыслы России [Текст]. - Альбом. / Сост. И.И. Уткин. - М., 2014. – с. 152.

  31. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом «тычка» с детьми. - М.: Гном и Д, 2001. - 46 с.

  32. Ушинский К.Д. Пед. соч. - В 6 т. - М.: Педагогика, 2008. – С. 99.

  33. Федорова Г.П. (сост.) Поиграем, потанцуем. Учебное издание. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 48 с.

  34. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. Том 1. В 2-х томах. - Под редакцией Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Шацкой. - М.: Педагогика, 1980. - 304 с.

  35. Шпикалова Т.Я. Я живу в России! Творения российских мастеров. Науч.-поп. изд. для учащихся нач. шк. - М.: Просвещение, 2006. - 96 с.

  36. Шулика, М.В. Значение народной игрушки в жизни детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Вестник томского государственного университета. – 2013. - №6. – С.82 – 85.

Приложение 1

Список детей участвующих в опытно-экспериментальной работе



п/п

Фамилия и Имя ребенка




1

Галяутдинова Ирина

2

Бикташева Ильмира

3

Якупов Эдик

4

Костенко Ксюша

5

Мухамаматуллин Тимур

6

Музафарова Алия

7

Арсланов Денис

8

Ишмуратов Руслан

9

Сибаготова Альфия

10

Гарипова Софья

11

Иващенко Игорь

12

Сулейманова Лейсан

13

Имамутдинова Регина

14

Камалиев Давид

15

Сабирова Рида

16

Киямова Ассель

17

Султанов Салават

18

Ибрагимов Ильшат

19

Гадельшина Лиана

20

Мухамадьярова Самира

Скачать 90.84 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Теоретические основы
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Практическая работа
Теоретические аспекты
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Учебное пособие
Общие сведения
Физическая культура
Теоретическая часть
Основная часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Самостоятельная работа
История возникновения
Краткая характеристика
Методическая разработка
Практическое задание
бюджетное учреждение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Название дисциплины
государственное образовательное
Гражданское право
образовательная организация
Российская академия
Общие положения
образовательное бюджетное
история возникновения
теоретические основы
Экономическая теория
Уголовное право
прохождении учебной
Понятие сущность
Техническое задание
Общая часть
Современное состояние
Теория государства
Методическое пособие
Фамилия студента
Правовое регулирование
Финансовое право
Финансовое планирование