Лекция Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства



Скачать 316.68 Kb.
страница1/5
Дата22.06.2020
Размер316.68 Kb.
Название файлаЛекция 2. Востчные славяне.doc
ТипЛекция
  1   2   3   4   5

Лекция 2. Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства.
План
1. Восточнославянские племена накануне образования государства.

2. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства. Норманнская и славянская теории. Первые Рюриковичи.

3. Принятие Русью христианства и его значение.

4. Социально-экономическое и политическое развитие Руси XI – начала XII вв. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.


Вопрос 1. Восточнославянские племена накануне образования

государства
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории упоминают о славянах лишь с середины I тыс. н. э. (чаще всего с VI в.), т. е. тогда, когда они стали выступать на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Существуют миграционные и автохтонные теории происхождения восточных славян. Рассмотрим миграционные теории.

Места проживания древних славян, получившие название «прародина», определяются неоднозначно. Первым, кто попытался ответить на вопросы, откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор – автор «Повести временных лет».

Нестор определил территорию славян по нижнему течению Дуная и в Паннонии. С Дуная начался процесс расселения славян, т. е. их миграция. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Теории о дунайской прародине славян придерживались С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, где образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.

«Скифо-сарматский» вариант миграционной теории предложил академик А. И. Соболевский. Сторонником «прибалтийского» был академик А.А. Шахматов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, славянские народы принадлежат к древнему индоевропейскому единству, включающему такие народы, как германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские и др., расселившиеся в древности на огромном пространстве от Атлантического океана до Индийского и от Ледовитого океана до Средиземного моря.

На рубеже III – II тыс. до н. э. в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) развивается скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства (в старом русском языке «скотница» – казна), а легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и их вождей. В итоге нарушается первобытное равенство.

Открытие меди и бронзы привело к межплеменной торговле, которая усилила внутренние процессы дифференциации. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению пастушеских племен не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Все это происходило с племенами, являвшимися предками балтов, славян и германцев.

Академик Б.А. Рыбаков считает, что прародина славян в расцвет бронзового века находилась в широкой полосе Центральной и Восточной Европы. Эта полоса протяженностью с севера на юг около 400 км, а с запада на восток около 1500 км располагалась так: ее западная половина с юга граничила с горами (Судеты, Татры, Карпаты), а на севере доходила почти до Балтийского моря. Восточная половина праславянской земли ограничивалась с севера Припятью, с юга – верховьями Днестра и Южного Буга и бассейном Роси.

Начало I тыс. до н. э. следует считать временем, когда славянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытие, отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этих оборонительных битв.

Славяне Среднего Поднепровья жили дружественно с царскими скифами Причерноморья, что позволяло вести торговлю с приморскими городами и заимствовать ряд бытовых черт у скифов-кочевников. В III в. до н. э. скифская держава в степях пала под натиском более примитивных иранских кочевых племен сарматов. Часть скифов ушла на юг, в Крым, а часть – к северу, в лесостепь, где была ассимилирована славянами.

Сарматский натиск, продолжавшийся несколько столетий, привел к упадку славянских земель и к уходу населения из лесостепи на север, в лесную зону. Именно в это время на новых местах поселения стали появляться названия племен вроде Радимичи или Вятичи. Здесь, в густых лесах, защищенных от вторжений непроходимыми болотами, начинают возникать новые славянские племенные центры. После них остались крупные кладбища, где захоронения совершены по обряду сожжения.

Новый и очень яркий период в истории славянства связан с постепенным преодолением последствий сарматских набегов и с новыми событиями европейской истории в первые века нашей эры. Римские легионы овладели греческими городами в Северном Причерноморье и использовали их как рынки закупки местного хлеба и рыбы. Особенно усилились связи Рима с народами Восточной Европы при императоре Марке Ульпии Траяне (98–117), когда римляне покорили всю Дакию. Соседство империи со славянскими землями способствовало возрождению экспортного земледелия, и притом в крупных масштабах.

Во II–IV вв. славяне Среднего Поднепровья пережили новый и весьма ощутимый подъем. Развилось ремесло, появились гончарный круг, домницы для варки железа, ротационные жернова. В социальном отношении приднепровские славянские племена вновь достигли того предгосударственного уровня, на котором они находились в скифское время.

Таким образом, задолго до Киевской Руси в этой части славянского мира, наиболее близкой к мировым культурным центрам, уровень социального развития дважды достигал рубежа первобытного и классового общества. В первый раз дальнейшее развитие было прервано сарматским нашествием III в. до н. э., а во второй – нашествием тюрок-гуннов в конце IV в. н. э.

Миграционным теориям противопоставляют автохтонные, в основе которых лежит идея о местном происхождении славян. Согласно автохтонной теории славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем объединялись в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Все это происходило в три периода: протославянский, праславянский и собственно славянский.

Одним из представителей автохтонной теории был историк М.Н. Покровский, который считал славян автохтонами на Восточно-Европейской равнине.

В «Повести временных лет» называются племенные союзы восточных славян (поляне, древляне, дреговичи, уличи и др.) и рассматривается их расселение. Данные летописи подтверждены археологами. Соседями восточных славян были западные и южные славяне, прибалтийские, финно-угорские и кочевые племена.

Проживали славяне небольшими деревнями, расположенными в два порядка. Хозяйство велось на основе четырех отраслей: земледелия, скотоводства, рыболовства и охоты. Основные орудия труда – топоры, ножи, серпы.

На рубеже II и I тыс. до н. э. у славян появилось плужное земледелие. Это привело к резкому подъему в системе хозяйства и позволило к VI–V в. до н. э. перейти к систематическому экспорту хлеба в Грецию через черноморский порт Ольвию. Помимо зерновых славяне выращивали овощи. Южные земли были более развиты, чем северные. Природно-климатические условия влияли на систему земледелия. На севере в лесах она называлась подсечно-огневая, а на юге – переложная. С земледелием было связано скотоводство. Разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот, в лесах – лошадей, на юге – волов. Достаточно долго у славян сохранялись привычные промыслы: охота, рыболовство, бортничество (сбор дикого меда).

У наших предков развивались ремесла: железоделательное, кузнечное, ювелирное, выделка мехов и кожи, ткачество. Хозяйство носило натуральный характер, но появление излишков постепенно стимулировало обмен и рост городов.

В VI – VIII вв. восточные славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя. Большую роль в их жизни играла община. Сначала она была родовой, затем стала соседской. Все владения общины делились на личные и общественные. Постепенно община попадала под власть феодалов.

Основой мировоззрения древних славян являлось язычество. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от стихийных сил природы. У восточных славян можно выделить три периода верований.

Первый – это принесение жертв упырям и берегиням. Второй – это принесение жертв Роду и рожаницам. Третий – это поклонение богу Перуну.

Упыри – это фантастические существа, оборотни, олицетворяющие зло. Берегини же (от слов «беречь», «оберегать») – добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы и деление ее на доброе и злое начало – очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века.

Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с земледелием и отражает более позднюю ступень развития человечества – неолит, энеолит и последующее время. Род был верховным божеством неба и земли, распоряжавшимся всеми жизненно необходимыми стихиями – солнцем, дождями, грозами, водой. Вера в единого верховного бога стала основой позднейшего христианского монотеизма.

Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия, возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества.

Моления славян-язычников своим богам были строго приурочены к временам года и важнейшим сельскохозяйственным срокам. Год определялся по солнечным фазам, так как солнце играло огромную роль в мировоззрении и верованиях древних земледельцев.

Начинался год 1 января. Новогодние празднества – Святки – длились 12 дней, захватывая конец старого года и начало нового. Язычники всегда стремились активно воздействовать на своих богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры, создавались специальные святилища – «требища», предназначенные для таких ритуальных пиров.

Следующим праздником была Масленица – буйный и разгульный праздник весеннего равноденствия, встречи солнца и заклинания природы накануне весенней пахоты.

На протяжении весны и лета древнему земледельцу нужны были дожди и солнечное тепло. Первый весенне-летний праздник приходился на 1–2 мая, когда появлялись первые всходы яровых. Второй праздник, слившийся впоследствии с христианским Троицыным днем, – день бога Ярилы, бога животворящих сил природы; в этот день (4 июня) убирали лентами молодую березку и украшали ветками дома. Третий праздник отмечал летний солнцеворот – день Купалы (24 июня). Праздник Купалы был наиболее торжественным из весенне-летнего цикла. Во время этого праздника поклонялись воде и огню. Во всех этих праздниках было настойчивое моление о дожде.

Кульминационным пунктом славянского сельскохозяйственного года были грозовые, жаркие июльские дни перед жатвой. Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день, 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству.

Наряду с языческими молениями об урожае, славянское язычество включало первобытный анимизм (вера в леших, водяных, болотных духов) и культ предков (почитание мертвых, вера в домовых). Сложная обрядность сопровождала свадьбы и похороны. Свадебные обряды были насыщены магическими действиями, направленными на безопасность невесты, переходящей из-под покровительства своих домашних духов в чужой род, на благополучие новой семьи.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Пояснительная записка
Практическая работа
Методические рекомендации
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Общие сведения
Учебное пособие
Основная часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Самостоятельная работа
История возникновения
Методическая разработка
Практическое задание
Краткая характеристика
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
государственное образовательное
Гражданское право
Название дисциплины
бюджетное учреждение
образовательное бюджетное
Российская академия
Общие положения
Уголовное право
Понятие сущность
теоретические основы
Общая часть
прохождении учебной
история возникновения
образовательная организация
Современное состояние
Техническое задание
Методическое пособие
Фамилия студента
Правовое регулирование
Финансовое право
Финансовое планирование
Конституционное право
Государственное управление