Лекция. История развития товароведения



Скачать 30.11 Kb.
страница1/2
Дата29.12.2020
Размер30.11 Kb.
Название файланиколаева то-19-3 лекции.docx
ТипЛекция
  1   2

1 лекция. История развития товароведения.

Необходимость в познании и оценке свойств товаров появилась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свойства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Появление денег не ослабило интереса к знаниям о свойствах товаров. Меновая стоимость товара в денежном выражении определялась его полезностью для покупателя или потребительной стоимостью.

Термин «Товароведение» происходит от слов «товар» и «ведать (знать)» и означает «знание о товаре».

В эпоху античности, когда науки еще не дифференцировались по областям, товароведение также не существовало как отдельная наука, информация о товарах появлялась в работах, посвященных сельскому хозяйству.



Научные направления ученых античности:

1) Катон описывал способы хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов (винограда, мяса и рыбы);

2) Варрон — методы оценки качества скота, молока, сыров и др.;

3) Колумелла — способы хранения зерна, выдержку и старение вин, дал товароведную характеристику винограда и способы его хранения.

4) Наиболее капитальной работой этого периода является «Естественная история» Плиния, изданная в 37 книгах, где даны описания многих видов сельскохозяйственной продукции, способов выращивания сельскохозяйственных растений, их переработки и хранения.

Как самостоятельная наука товароведение начинает формироваться в средние века, благодаря развитию естественных наук (физики, химии, биологии), оказавших существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний.

Проводилось квалифицированное описание товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами. Происходило накопление фактических сведений на основе практических описаний и наблюдений

Это вело к расширению номенклатуры товаров, а развитие торговых связей – к расширению области их распространения. Необходимость в постановке товароведения на научную основу возникает в эпоху Великих географических открытий. Родиной современного товароведения является Италия, чьи средневековые города-республики принимают на себя функции основного торгового посредника между Европой и Востоком. Уже в 1549 году в Падуанском университете открывается кафедра товароведения растительных и животных фармацевтических материалов.

В средние века развитие естественных наук (физики, химии, биологии) оказало существенное влияние на расширение и углубление товароведных знаний. Наряду с работами описательного характера появляются работы, основанные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630), который описал многие пряности, а также способы приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способы удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания.

В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище в 1772 г., с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях стали изучать товароведение как самостоятельную дисциплину.

В XVIII в. наметилась дифференциация наук; одним из результатов этого процесса стало формирование научной терминологии — специфического языка каждой науки.

На втором этапе развития (начало XVIII -середина XX в.) существенное внимание наряду с описанием товаров стало уделяться технологии их производства, изучаются сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия; поэтому его называют товароведно-технологическим. Это обусловлено ускоренным развитием промышленности и торговли, совершенствованием естественнонаучных знаний, что способствовало тесной связи товароведения с химией, физикой, биологией и другими науками.

На этом этапе товароведение приобретает характер научной дисциплины.

Третий этап развития товароведения (начиная с 30-х гг. XX века) называется товароведно-формирующим.

Перед товароведением встают новые задачи, прогнозируется создание новых товаров с учетом изменяющихся потребностей, разрабатываются новые подходы к оценке качества современного ассортимента, предлагаются новые способы хранения и ухода за товарами и др.

В настоящее время товароведение как научная дисциплина получила широкое распространение в мировой практике. Товароведческие знания необходимы многим специалистам товаропроводящей сети (товароведам, экспертам, экономистам, бухгалтерам, менеджерам, маркетологам), а также потребителям в объеме, требуемом для профессиональной деятельности и для правильного использования товаров.

Лекция 2. Товароведение в таможенном деле

Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан. Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении процессов упаковки, транспортировки, хранения, предреализационной подготовки товаров к продаже. Безопасность является основополагающим принципом товароведения и одновременно одним из обязательных потребительских свойств товара

Эффективность - принцип, заключающийся в достижении оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения, реализации и потребления товаров при минимальных затратах.

Совместимость - принцип, определяющий пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий.

Взаимозаменяемость - принцип, определяющий пригодность одного товара для использования вместо другого в целях удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними. Предпочтение отдаётся товару, имеющему наилучшие соотношения цены и качества.

Систематизация - принцип, устанавливающий определенную последовательность однородных и взаимосвязанных товаров, процессов и услуг, На его основе базируются классификация, идентификация, обобщение, кодирование и другие методы товароведения.

Ассортимент товаров, выпускаемых промышленностью ипоступающих в торговлю, насчитывает десятки тысяч самых разнообразных видов и разновидностей.

Систематизировать всё многообразие товаров помогает научная классификация, которая постоянно совершенствуется.

Классификация имеет большое значение в управлении качеством и ассортиментом товаров, так как способствует систематизированному изучению товаров, рациональной организации торговли, эффективному проведению работ по контролю качества, изучению и формированию структуры ассортимента.

Кроме этого, распределение товаров на однородные группы позволяет: выявить групповые характеристики качества товаров, установить необходимую номенклатуру качества для каждой группы товаров; сформулировать общие требования к Ним, разработать общие методы их испытания, рационально организовать приёмку и контроль их качества; организовать рациональный учёт товара по группам;

В результате деления множества н на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, могут быть как взаимозависимыми, таки независимыми.

Совокупность приёмов разделения множества объектов, подход к их разделению на подмножества, называют методом классификации.

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный

1) Иерархический метод классификации предусматривает последовательное деление заданного множества объектов (товаров) на подчинённые классификационные подмножества (группировки).

Иерархический метод классификации имеет несколько ступеней классификации, число которых равно количеству использованных признаков общности объектов.

Ступень классификации - это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

2) Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) фасеты.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества.

Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу). Фасетный метод классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров несколькими фасетами, представляющими интерес в данном случае.

Каждый метод классификации наряду с достоинствами имеет недостатки. Так, к недостаткам иерархического метода можно отнести его чрезмерную громоздкость, высокие затраты, иногда не обоснованные, трудность применения. Недостатком фасетного метода является невозможность выделения общности и различия между объектами в разных классификационных группировках.

Кодирование товаров

Кодирование это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а так же классификационным группировкам. Код это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения объекта классификации и классификационной группировки.

Цель кодирования систематизация объектов путем их идентификации и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других. Значимость кодирования возросла в последние десятилетия в связи с внедрением ЭВМ. Кодирование облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Код должен иметь определенную структуру построения. Структура кода состоит из следующих элементов:

Алфавит кода - это система знаков, принятых для образования кода; наиболее часто используется цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода;

Основание кода - это число знаков в алфавите кода;

Разряд кода - это позиция знака в коде;

Длина кода характеризуется числом знаков в коде без учета пробелов.

Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:


  • гарантировать полноту охвата всех видов производимой продукции;

  • способствовать глубокому исследованию свойств товаров; содействовать принципам кодирования товаров;

  • обеспечивать гибкость классификации, которая предполагает включение новых наименований в перечень продукции, не нарушая общей системы классификации.

Товары как объекты коммерческой деятельности могут классифицироваться по многим признакам, но к основным относятся назначение, физико-химические свойства, состав, размеры, способ отделки.

При классификации товаров выделяют:



  • объективные параметры собственного изделия: качество, материал, цвет, вес, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкция.

  • рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров;

  • параметры, используемые в процессе потребления: прочность, простота ухода, срок замены.

В последнее время усилилась роль таможенных органов в решении таких государственных, политических и социальных программ как защита окружающей среды, защита прав потребителей обеспечение безопасности жизни и здоровья.

Значение товароведения весьма велико и при проведении таможенных экспертиз.

Главная цель таможенной экспертизы - проверка соответствия сведения о товаре, заявленным в государственной таможенной декларации (ГТД), реальным характеристикам товара, предъявляемого к таможенному оформлению для более точного и обоснованного взимания таможенных налогов и сборов.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Теоретические основы
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Практическая работа
Теоретические аспекты
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Общие сведения
Учебное пособие
Направление подготовки
Физическая культура
Основная часть
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Самостоятельная работа
История возникновения
Краткая характеристика
Методическая разработка
Практическое задание
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Название дисциплины
Гражданское право
бюджетное учреждение
государственное образовательное
образовательное бюджетное
Общие положения
Российская академия
Понятие сущность
Техническое задание
образовательная организация
прохождении учебной
история возникновения
Общая часть
Методическое пособие
теоретические основы
Уголовное право
Современное состояние
Правовое регулирование
Финансовое право
Физические основы
Финансовое планирование
Фамилия студента
Экономическая теория