Лабораторная работа № 8
Расчёт производительности техники
при транспортировании силосной массы
Цель работы: рассчитать производительность техники при транспортировании силосной массы.
Сельскохозяйственное производство в силу своей специфики (разбросанность полей по территории хозяйств, подверженность влиянию метеорологических условий и т.д.) имеет свои особенности и трудности в организации транспортного обслуживания сельскохозяйственных работ. Эти трудности связаны, прежде всего, с характером дорожных условий, неравномерностью распределения транспортных работ по разным периодам времени, неоднородностей перевозимых грузов и т.д.
Особенно большие сложности с использованием транспорта возникают в период уборки урожая.
Отличительной особенностью транспортного процесса при уборке урожая является то, что около 40% всего времени движения транспортные средства затрачивают на движение по полю. Это обстоятельство достаточно резко снижает эффективность их работы, приводит к увеличению затрат мощности и средств.
Другой важной особенностью работы транспортных средств является цикличность их работы, и связана она с необходимостью подъезда транспортных средств к уборочным машинам, погрузкой урожая, переездом к местам выгрузки, взвешиваем, выгрузкой груза в местах хранения и возврата к месту погрузки. В процессе выполнения отдельных транспортных операций транспортные средства вынуждены зачастую простаивать по разным причинам (в ожидании наполнения бункеров комбайнов и последующей загрузкой, в ожидании очереди на взвешивание и выгрузку и т.д.). На отдельные элементы транспортного цикла большое влияние оказывают урожайность сельскохозяйственных культур, расстояние перевозок, количественное соотношение уборочных машин и транспортных единиц, система механизации погрузочно-разгрузочных работ, применение перспективных схем организации транспортного процесса.
В современном сельскохозяйственном производстве наибольшее распространение получили прямые перевозки сельскохозяйственных грузов, когда урожай от уборочных машин поступает непосредственно в транспортные средства и транспортируется ими в пункты переработки или хранения.
Прямые перевозки имеют ряд существенных недостатков. В частности, применение многозвенных поездов в этом случае затруднено из-за
ухудшения манёвренности их на поле при совместной работе с комбайнами, и затраты времени на загрузку так же увеличиваются. Кроме того, использование большегрузных автомобилей и тракторных поездов с тракторами К-701, Т-150К приводит к переуплотнению плодородного слоя почвы и, как следствие, к потере урожайности.
Повысить эффективность транспортных перевозок возможно путём использования таких схем транспортного обслуживания, когда в транспортную цепочку включается промежуточное звено – временное накопление перевозимых грузов в различного рода накопителях. В настоящее время для этих целей используются стационарные и передвижные бункера-накопители, контейнеры, перегрузочно-накопительные площадки, оборотные прицепы, прицепы-накопители и т.д.
Применение указанных схем транспортного обслуживания позволяет, в первую очередь, разорвать жёсткую связь между уборочными машинами и основными транспортными средствами, в результате чего производительность их взаимно увеличивается.
В качестве технологического транспорта для отвозки урожая от комбайнов до промежуточных накопителей используются автомобили-самосвалы средней грузоподъёмностью или тракторы МТЗ с тележками. На рисунке 4.1 приведены различные технологические схемы транспортного обслуживания уборочных комплексов.
Применение колёсных тракторов для сбора урожая от комбайнов в оборотные прицепы с последующим формированием автомобильных или тракторных поездов (рис. 4.1, б), а также использование смежных автомобильных или тракторных прицепов (рис. 4.1, а), расставляемых по полю, позволяет значительно сократить количество основного транспорта для транспортировки урожая к месту хранения. Необходимым условием применения такой схемы является наличие достаточного количества прицепов.
На рисунке 4.1, приведена схема транспортного обеспечения с использованием мобильного накопителя. В этом случае урожай выгружается прямо в мобильный накопитель при движении или в местах выгрузки из бункеров комбайнов. Основной транспорт загружается из мобильного накопителя с большей производительностью, в результате чего затраты времени на загрузку транспортных средств уменьшаются.
На рисунке 4.1, г, д приведены схемы с использованием стационарно-мобильных накопителей, имеющих специальную эстакаду для въезда автомобилей-самосвалов, бункер и выгрузкой конвейер производительностью до 100 т/г. Один такой накопитель обычно рассчитан на работу 10 – 12 зерноуборочных комбайнов, его применение по данным хронометражных наблюдений позволяет более чем в 2 раза увеличить производительность транспортных средств по сравнению с прямыми перевозками.
На рисунке 4.1, е приведена схема транспортного обслуживания уборочных работ с использованием перегрузочно-накопительных площадок.
Рисунок. 4.1. Технологические схемы транспортного обслуживания
уборочных комплексов
Уборочные машины подразделяются в основном на два типа: бункерные и безбункерные. Для транспортного обслуживания безбункерных (кормоуборочных, свеклоуборочных и др.) машин требуется большее количество транспортных единиц, чем для бункерных (например, зерноуборочных комбайнов), при этом требования к организации всего уборочно-транспортного процесса так же должны быть более жёсткими. К особенностям расчёта состава уборочно-транспортных звеньев, включающих уборочные машины и транспортные средства, можно отнести обязательное согласование по времени работу указанных машин. Для уборочных машин и транспортных средств в отдельности рассчитывается время цикла и его составные элементы, затем на основе выполненных расчётов составляется график согласования работы указанных машин (рис. 4.2).
Рисунок. 4.2. График согласования работы уборочно-транспортного звена
При работе уборочно-транспортного комплекса с использованием технологического транспорта и промежуточных накопителей-перегружателей график согласования составляется отдельно для каждой группы машин: «комбайн–технологический транспорт» и «накопитель– основной транспорт». Время наполнения комбайна (в мин.) подсчитывается по уравнению
,
где k0 = 1,1 – коэффициент, учитывающий затраты времени на кратковременные остановки и маневры; – плотность массы урожая, т/м 3; Vб – объём бункера, м 3; q – урожайность ц/га.
Время выгрузки подсчитывают по формуле
Для транспортного средства время цикла tц (время рейса) подсчитывается по формуле
tЦ = tР = tДГ + tДХ + tПР;
tПР = tзагр + tразг + tвзв,
где tзагр, tразг, tвзв – время загрузки, выгрузки и взвешивания, мин.
Для транспортных средств, вмещающих в своих кузовах два и более бункера, время загрузки tзагр подсчитывается по формуле
tзагр = tвыгрnб + tпер (nб − 1),
где nб – количество бункеров, вмещающихся в кузов транспортного средства; tпер = 1…3 мин – время переезда автомобиля от одного комбайна к другому.
Количество транспортных средств (mт), необходимых для транспортировки зерна от комбайнов, подсчитывается по формуле
,
где mк – количество уборочных машин (комбайнов) в звене.
По округлённому до целого значению mт уточняют длительность цикла транспортного средства. Время интервала движения между комбайнами tи определяется из соотношения
tи = (tнап + tвыгр)/mk
Практическая часть по данной лабораторной работе представлена в приложении 1. Расчёты производились в системе автоматизированного проектирования Mathcad.
Вывод: сменная производительность автомобиля ЗИЛ-ММЗ-554 равна 534 т км/см; расход топлива на смену составляет 123 л/см, при норме расхода топлива на 1 т км 0,46 л/т.
Поделитесь с Вашими друзьями: |