Классификация некоммерческих субъектов, их виды и формы…



Скачать 206.45 Kb.
Дата03.02.2018
Размер206.45 Kb.
Название файлавар 31 маркет.doc
ТипРеферат


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………,...………….…………..3



  1. Классификация некоммерческих субъектов, их виды и формы….......……4

  2. Инфракструктурная поддержка некоммерческих организаций: зарубежный опыт ……………………………………………………....…..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………............17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ..............……………………………………….......…...18


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы «Маркетинг некоммерческих организаций: формы реализации, зарубежный опыт» заключается в том, что некоммерческий маркетинг осуществляется организациями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах, выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовых прибылей.

Для некоммерческих организаций особенно важны маркетинговые подходы. Потребители могут выбирать между предложениями различных организаций. Преимущества, предлагаемые конкурирующими организациями, различаются. Потребительские сегменты могут иметь различные мотивы и критерии для своего выбора. Потребители могут испытывать либо удовлетворение, либо неудовлетворение.

Некоммерческий маркетинг представляет собой некоммерческую составляющую маркетинговой деятельности некоммерческих субъектов. Эта деятельность направлена на достижение целей, связанных с созданием и максимизацией социального эффекта.

Цель работы – изучение вопросов некоммерческого маркетинга и зарубежный опыт

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:



  1. исследовать классификацию некоммерческих субъектов, их виды и формы;

  2. проанализировать инфракструктурную поддержку некоммерческих организаций: зарубежный опыт .

1. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ, ИХ ВИДЫ И ФОРМЫ


Некоммерческий маркетинг можно разделить на три вида:

  • маркетинг государственных некоммерческих субъектов;

  • маркетинг негосударственных некоммерческих субъектов;

  • маркетинг физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью.

Главное, что объединяет эти три группы субъектов, - то, что их деятельность не связана непосредственно с получением прибыли и нацелена на решение социальных проблем населения.

Маркетинг государственных некоммерческих субъектов включает маркетинговую следующую деятельность:



  • Органов государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной, местных органов управления и т.д.). Сюда относят деятельность по продвижению и доведению до населения концепций и программ: экономического и социального развития, совершенствования обороноспособности и безопасности страны и т.д.

  • Госбюджетных предприятий и организаций (здравоохранения, образования, науки, культуры). Сюда относят деятельность по привлечению пациентов, абитуриентов, научных идей, знаний, культурных ценностей и т.д.

  • Армии. Деятельность, по пропаганде концепции военного строительства, продвижению военной доктрины государства, привлечению молодежи на военную службу и т.д.

  • Других субъектов, входящих в эту многочисленную группу (например, налоговых органов, дорожной полиции, пожарной охраны, органов лицензирования и т.д.).

Маркетинг негосударственных некоммерческих субъектов объединяет маркетинговую деятельность следующих образований:

  • Политических партий, движений и блоков. Сюда относят деятельность по продвижению политических идей, концепций, программ, по продвижению кандидатов на выборы различного уровня.

  • Профсоюзных организаций. Эта деятельность связана с привлечением в свои ряды новых членов, доведением до работников перспектив развития отрасли в соответствии с интересами коллективов и работников и т.д.

  • Благотворительных и других фондов, некоммерческих ассоциаций. Примерами деятельности могут служить разработка и реализация программ по борьбе со СПИДом, наркоманией, алкоголизмом и т.д.

  • Религиозных конфессий. Деятельность связана с продвижением и пропагандой религиозной идеологии и привлечению новых прихожан.

Маркетинг физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью, примерами которого могут послужить:

  • маркетинг независимых политиков (по привлечению сторонников, созданию имиджа, продвижению своих идей, предвыборной и других программ и т.д.);

  • маркетинг ученых, писателей, художников (по привлечению внимания целевых аудиторий, общественности, СМИ, и т.д.).

Особенности маркетинга физических лиц определяются их юридическим статусом, финансовым положением и целями маркетинговой деятельности.

Политическая партия для продвижения своего кандидата на выборы имеет возможность организовать специальную структуру («предвыборный штаб»), которая способна осуществлять целый комплекс маркетинговых и других мероприятий. У независимого кандидата эти возможности более ограничены (прежде всего, в финансовом отношении). В общем случае он может рассчитывать лишь на поддержку ближайших, чаше всего не очень многочисленных сподвижников, на спонсорскую помощь (не считая средств, официально выделяемых из госбюджета на проведение предвыборной кампании).

Некоммерческие образования по формам собственности разделяются на государственные некоммерческие субъекты и негосударственные некоммерческие субъекты. Отдельную группу составляют физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, миссионеры, проповедники, деятели искусства, культуры, спорта и т.д.).

Некоммерческие организации в России создаются и функционируют в различных организационно-правовых формах в зависимости от целей их создания, источников финансирования, разнообразия учредителей и правовых отношений между ними.

Наиболее распространенными формами отечественных некоммерческих организаций являются: общественная и религиозная организация (объединение), фонд, учреждение, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, потребительский кооператив, объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Общественная и религиозная организация (объединение) - добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Их членами могут быть как юридические, так и физические лица. Члены (участники) этих образований не сохраняют трав на переданное ими в собственность общественных и религиозньгх организаций имущество и членские взносы, не отвечают по их обязательствам, а те не отвечают по обязательствам своих членов.

Примерами общественных объединений могут служить:


  • политические партии и движения («Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия», «Либерально-демократическая партия России»);

  • религиозные конфессии (Русская православная церковь, Ислам, Иудаизм, Буддизм).

Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд - по обязательствам его учредителей. Уставом фонда предусматривается создание попечительного Совета, призванного надзирать на общественных началах за деятельностью и соблюдением фондом законодательства, а также за использованием средств.

Среди многочисленных фондов, образованных и действующих в России - Фонд культуры, Детский фонд, Фонд Мира и др.

Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Общественное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с законом, а также исходя из целей своей деятельности, указаний собственника и назначения имущества. Общественное учреждение (в отличие от других общественных организаций) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их нехватке субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

К некоммерческим учреждениям относятся такие учреждения, как, Собес, государственные нотариальные конторы, государственные медицинские, образовательные учреждения, библиотеки, музеи и пр.

Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью этого образования. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, равно как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Характерным примером некоммерческого партнерства может послужить Совет церквей евангельских христиан-баптистов, объединяющий 43 зарегистрированных организации для разностороннего содействия их религиозной деятельности.

Автономная некоммерческая организация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ей в собственность; имеют право пользоваться услугами своей организации на равных правах с ее членами.

Типичным примером является некоммерческая организация «Российская Ассоциация Маркетинга», созданная в 1995 году ведущими промышленными и финансовыми компаниями России (НК «ЛУКойл», АО «АВТОВАЗ», «ЮКОС», «Ноябрьскнефтегаз» и др.), банками («Менатеп», «СБС-АГРО», «Автобанк», «Торибанк» и др.), исследовательскими организациями (Фонд «Общественное мнение», ВЦИОМ и др.), рядом аудиторских и консалтинговых фирм и ведущих университетов страны. Основной задачей Ассоциации является координация маркетинговых программ на общероссийском и региональном уровнях, а также представление Российской Федерации в этой области в международных организациях.

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Примерами могут служить жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражно-строительные кооперативы.

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз) - членская организация, объединяющая любые коммерческие, некоммерческие и государственные организации в некоммерческих целях. Члены союза (ассоциации) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Это образование не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами.

В Российской Федерации существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные некоммерческие объединения юридических лиц. Общероссийские образования имеют право использования в своих названиях наименования «Россия» и «Российская Федерация» (например, «Российский союз промышленников и предпринимателей»).

Таким образом, некоммерческий маркетинг можно разделить на три вида: маркетинг государственных некоммерческих субъектов; маркетинг негосударственных некоммерческих субъектов; маркетинг физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью. Некоммерческие образования по формам собственности разделяются на государственные некоммерческие субъекты и негосударственные некоммерческие субъекты. Отдельную группу составляют физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, миссионеры, проповедники, деятели искусства, культуры, спорта и т.д.).

2. ИНФРАКСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
По уровню развития некоммерческого сектора Россия сравнима с развивающимися или бывшими социалистическими странами, несколько отстает от наиболее динамичных из них существенно отстает от развитых стран.

В таблице 1 показаны различные инструменты, которые государство использует для реализации производственной и инфраструктурной функции1 некоммерческих организаций с учетом соблюдения принципа общественно-частного партнерства.

Все инструменты, представленные в таблице 1, формируют инфраструктурную поддержку некоммерческого сектора. Учитывая, что в широком смысле под инфраструктурой понимаются организации, ресурсы и средства, обозначим следующие уточнения.

Во-первых, как правило, финансирование позиционируется как самостоятельный компонент общественно-государственного партнерства, в частности в качестве финансовой поддержки, однако нередко финансовая поддержка оказывается в направлении формирования инфраструктуры, что позволяет рассматривать финансовые ресурсы как компонент инфраструктурной поддержки.

Во-вторых, выделим институты, обеспечивающие реализацию государственных инструментов.

Таблица 12

Государственные инструменты взаимодействия с НКО


Направление деятельности

Государственные инструменты

Характеристика инструментов

Публичная подотчетность

Публичные дебаты и консультации

Поощрение развития гражданского общества

Нормативно-правовая регламентация

Правила и нормативно-правовая база

Правила направлены на содействие развития НКО

Налоговое стимулирование

Налоговые льготы для НКО

Налоговая политика направлена на стимулирование деятельности НКО

Сотрудничество

Использование НКО в качестве партнеров

Артикуляция потребностей бенефициаров перед властями

Участие в процессе принятия решений и продвижения информации

Работа в комитетах

Построение коммуникационного канала с общественностью через НКО

Координация

Координационные комитеты

Поощрение деятельности НКО

Финансирование

Гранты

Правительство выделяет субсидии на развитие НКО

Реализация сотрудничества, участие в процессе принятия решений, координация действий возложены на институт, который представляет собой коммуникационную площадку для экспертного обсуждения представителями государства и НКО государственной политики в сфере некоммерческого сектора. Ряд исследователей предостерегают, что тесное взаимодействие государства и представителей НКО сопровождается повышенным риском коррупции, увеличением финансовой зависимости и, таким образом, снижением независимости НКО.3

Обучение, консультации и информационное сопровождение трендов третьего сектора (официальная информация – то, что предлагается государством, размещение отчетности НКО, работающие на открытость и подотчетность) в рамках координационного направления реализуются НКО – ресурсными центрами, которые предоставляют инфраструктурные услуги для других НКО.

Продвижение информации реализуется в рамках функционирования самостоятельных институтов информационного профиля – это платформы и порталы. Это могут быть информационные порталы НКО, являющиеся сетью обмена информацией между НКО, транслирующие основные законодательные акты, регламентирующие деятельность НКО, комментарии, лучшие практики и отчеты о деятельности. Также это могут быть и online-площадки для жертвователей и НКО, выступающие удобным и прозрачным механизмом реализации желания физических лиц осуществлять пожертвования способом «одного клика» мышкой, позволяющие осуществить поиск НКО по роду деятельности и адресу, просмотреть отчетность организации.

В рамках публичного управления третьим сектором в ряде стран ориентиры развития институционализируются в концепции (национальный план) развития гражданского общества.

Практики зарубежных стран демонстрируют вариацию институтов, направлений и инструментов реализации инфраструктурной поддержки, этимология которой обусловлена национальными традициями и условиями социально-экономического развития государства, что дает основания для выделения зарубежных моделей инфраструктурной поддержки НКО.4

Зарубежные модели инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций.

В качестве объекта исследования выбраны следующие страны: США, где сектор НКО вносит значительный вклад в формирование ВВП – 7,5 % (среднее по развитым странам – 6,5 %); Эстония и Хорватия (наиболее успешные в государственной поддержке страны), демонстрирующие лучшие значения индекса развития НКО среди стран ЦВЕ (Эстония) и положительный тренд индекса развития сектора НКО (Хорватия), что отражено в таблице 2.

Таблица 25

Индекс развития сектора НКО в Эстонии и Хорватии в 2003–2013 гг.



Страна

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Эстония

2,4

2,1

2,2

2,2

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,0

2,0

Хорватия

4,7

4,3

3,8

3,7

3,5

3,5

3,4

3,3

3,2

3,1

3,1

В США государственное финансирование некоммерческого сектора осуществляется через профильные министерства (образования, здравоохранения, социальной защиты), сфокусированные на решении социальных задач. Унифицированные для всех ведомств стандарты предоставления финансирования НКО задаются в коде лучших практик финансирования НКО. Активно используется направление финансовой поддержки НКО через такие инструменты, как гранты, государственные контракты, налоговые льготы. Особенностью в реализации финансовой поддержки НКО является применение сложного в реализации финансового механизма – ваучера (подразумевает возмещение стоимости услуг третьими лицами).

Среди нефинансовых инструментов инфраструктурной поддержки распространение получают: упрощение регистрации для НКО; требования к прозрачности отчетности НКО; повышение квалификации НКО; развитие инфраструктуры; повышение финансовой устойчивости путем предоставления займов государства НКО и государственных гарантий, компенсаций процентов по займам банков для НКО. Такие направления инфраструктурной поддержки НКО, как «координация» и «участие в процессе принятия решений», реализуются в рамках деятельности института Межсекторного комитета по развитию гражданского общества, который формируется из представителей государства и НКО, является публичной площадкой для обсуждения государственной политики в области некоммерческого сектора.

Информационная поддержка реализуется на информационном портале НКО, где размещены основные законодательные акты, регламентирующие деятельность третьего сектора, даны рекомендации по ведению деятельности некоммерческих организаций. В США государство способствует созданию площадок жертвователей и НКО, причем «операторами» площадок являются НКО.

Система поддержки НКО в Эстонии основана на принципе четкого разделения источников финансирования конкретных программ и развития инфраструктуры НКО. Так, финансирование профильных программ возложено на профильные министерства и фонды при них. Основным государственным органом в Эстонии, отвечающим за построение общественно-государственного партнерства со стороны государства, является министерство внутренних дел, в функции которого входит финансирование программ регионального развития НКО, а также участие в разработке и мониторинге программ. В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки в рамках принятия Кода лучших практик финансирования НКО.

Среди инструментов финансовой поддержки используется стандартный набор: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров – при финансировании сертифицированного списка НКО. В Эстонии максимально упрощена регистрация: НКО можно зарегистрировать даже по телефону. Действуют требования к прозрачности отчетности НКО. В 2008 г. создан Национальный фонд гражданского общества для финансирования обучения, развития инфраструктуры НКО.

Информационной площадкой для НКО и диалога с государством выступает сеть НКО Эстонии (NENO), которая была создана в 1991 г. Стратегия развития НКО в Эстонии институционализируется в рамках концепции развития гражданского общества, которая впервые была принята парламентом Эстонии в 2002 г. по инициации NENO и министерства внутренних дел.

Мониторинг реализации концепции развития гражданского общества (ГО), которая разрабатывается каждые 3–5 лет, входит в полномочия Комитета по внедрению концепции развития гражданского общества, состоящего из представителей НКО, государства и бизнеса. Концепция развития гражданского общества в Эстонии направлена на построение всех форм межсекторного социального партнерства, учитывает взаимодействие между всеми стейкхолдерами (государством, бизнесом, НКО, населением), что отражается в индикативном планировании развития ГО (таблица 3).6

В Хорватии произошла трансформация от централизованной поддержки НКО (1998–2003 гг.) – через Государственный офис по взаимодействию с НКО – к децентрализованной поддержке НКО через профильные министерства.

Таблица 3

Индикативное планирование развития гражданского общества


Направление

Индикатор

Информационная база

Вовлеченность населения в процессы развития ГО


Доля волонтеров

Официальная статистика

Участие граждан в политических процессах

Опрос

Понимание и интерес к политике

Опрос

Компетенции НКО


Доля НКО, с постоянным штатом

Официальная статистика

Доля НКО, работающих с волонтерами

Опрос

Взаимодействие государства и НКО


Удовлетворенность от работы с НКО

Анализ практики

Внедрение практик кооперации с НКО




Взаимодействие муниципалитетов с НКО

Анализ контрактной базы

Опыт развития кооперации с НКО

Опрос

В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки, в рамках которых принят Код лучших практик финансирования НКО и создана online-база НКО-получателей государственного финансирования. За Государственным офисом по взаимодействию с НКО закреплены функции мониторинга существующих государственных программ и разработки перспективных. В стране действует «обязательный» набор финансовых инструментов: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров.

Среди нефинансовых инструментов распространение получает обучение НКО, информационная помощь через специальный портал. Формируется национальный план развития гражданского общества, созданы различные институты по развитию взаимодействий между властью и НКО: национальный фонд развития гражданского общества, который работает с региональными фондами; совет по развитию гражданского общества, выступающий площадкой для диалога НКО и государства. Требования к прозрачности отчетности НКО не сформированы, проводится пропаганда социальной ответственности, отсутствует упрощение регистрации для НКО.

Таким образом, в Эстонии при доминирующих позициях НКО сформирована децентрализованная модель финансирования третьего сектора с обозначением четких ориентиров развития и взаимодействий в системе «Государство – НКО – Население» в рамках индикативного планирования.

В Хорватии при реализации всего обязательного набора финансовых инструментов поддержки НКО наблюдается действие не всех компонентов основного набора нефинансовых механизмов (отсутствуют упрощение регистрации для НКО, требования к прозрачности отчетности).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Некоммерческий маркетинг можно разделить на три вида: маркетинг государственных некоммерческих субъектов; маркетинг негосударственных некоммерческих субъектов; маркетинг физических лиц, занимающихся некоммерческой деятельностью. Некоммерческие образования по формам собственности разделяются на государственные некоммерческие субъекты и негосударственные некоммерческие субъекты. Отдельную группу составляют физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимые политики, ученые, миссионеры, проповедники, деятели искусства, культуры, спорта и т.д.).

В Эстонии при доминирующих позициях НКО сформирована децентрализованная модель финансирования третьего сектора с обозначением четких ориентиров развития и взаимодействий в системе «Государство – НКО – Население» в рамках индикативного планирования.



В Хорватии при реализации всего обязательного набора финансовых инструментов поддержки НКО наблюдается действие не всех компонентов основного набора нефинансовых механизмов (отсутствуют упрощение регистрации для НКО, требования к прозрачности отчетности).


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ




  1. Арсланова Х.Д. Формирование благоприятной предпринимательской среды в аспекте преодоления административных барьеров // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 5 (43). – С. 117–120.

  2. Инфракструктурная поддержка некоммерческих организаций: зарубежный опыт Фундаментальные исследования № 11, 2015

  3. Идзиев Г.И. Общественное партнерство в стратегии устойчивого развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 3. – С. 105–109.

  4. Карнач Г.К. К методологии оценки эффективности некоммерческой организации. // Апробация. – 2014. – № 4. – С. 41–43.

  5. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского / Спб.: Наука, 2012. - 589 с.

  6. Моисева Н.К. Международный маркетинг: Учебник / М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. – 276 с.

  7. Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2013.- 26 л.

  8. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.Дж. Стрикленд. – М.: Вильямс, 2014. – 928 с.



1 Арсланова Х.Д. Формирование благоприятной предпринимательской среды в аспекте преодоления административных барьеров // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 5 (43). – С. 117–120.


2 Инфракструктурная поддержка некоммерческих организаций: зарубежный опыт Фундаментальные исследования № 11, 2015

3 Идзиев Г.И. Общественное партнерство в стратегии устойчивого развития региона // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 3. – С. 105–109.


4 Карнач Г.К. К методологии оценки эффективности некоммерческой организации. // Апробация. – 2014. – № 4. – С. 41–43.

5 Инфракструктурная поддержка некоммерческих организаций: зарубежный опыт Фундаментальные исследования № 11, 2015

6 Инфракструктурная поддержка некоммерческих организаций: зарубежный опыт Фундаментальные исследования № 11, 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Практическая работа
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Основная часть
Учебное пособие
Общие сведения
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Направление подготовки
Самостоятельная работа
История возникновения
Методическая разработка
Практическое задание
Краткая характеристика
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Гражданское право
Название дисциплины
государственное образовательное
бюджетное учреждение
Общие положения
Российская академия
образовательное бюджетное
Уголовное право
теоретические основы
Понятие сущность
Общая часть
Современное состояние
история возникновения
образовательная организация
прохождении учебной
Методическое пособие
Финансовое право
Техническое задание
Правовое регулирование
Финансовое планирование
Фамилия студента
Физические основы
Административное право