Формирование ценностных ориентаций молодёжи в театральном коллективе



Скачать 52.49 Kb.
страница1/2
Дата14.10.2020
Размер52.49 Kb.
Название файлаСтатья (Мухамедьяровой Е.Е. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в театральном коллективе.docx
  1   2

Е,Е. Мухамедьярова

г. Елабуга,

ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»

преподаватель театральных дисциплин

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЁЖИ В ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Ценностное ориентирование в среде молодёжи становится большой проблемой всероссийского уровня. Доктор социологических наук, профессор Карпухин О. И. утверждает, что «многие социологические опросы последних 15 лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений.» 4, с.21.

И так как Луков Валерий Андреевич, доктор философских наук, отмечает что, «ценностные ориентации достаточно автономны и могут передаваться от поколения к поколению не только и даже не столько в порядке прямого наследования (через семью), но и через сетевую коммуникацию в многообразных социальных общностях»3, С. 106–109, то такой социальной общностью может стать театральный коллектив.

Театральное творчество чрезвычайно полезно в воспитательном процессе. «Не будем говорить, что театр – школа, - предупреждал Станиславский, - Нет, театр – развлечение. Нам невыгодно упускать из рук этого важного для нас элемента. Пусть люди всегда ходят в театр, чтобы развлекаться. Но вот они пришли, мы закрыли за ними двери, напустили темноту и можем вливать им в душу все, что захотим». 6, с. 286-287

В работе над спектаклем творческий коллектив проходит несколько этапов, в которых на разных уровнях восприятия он познаёт окружающий мир, занимается самопознанием, в нём формируются ценностные ориентиры, морально-нравственные установки, развивается эмоционально-чувственный аппарат, мыслительные процессы.

Научный сотрудник лаборатории театра Института художественного образования РАО, Страхов А. В. также занимался изучением этого вопроса и, ссылаясь на К.С. Станиславского, утверждает, что миссия театра - «отображать на сцене «жизнь человеческого духа», обращаться к миру мыслей и чувств Человека, являясь проводником в эту и по сей день во многом загадочную область человеческого бытия. Желание играть на сцене, действовать в условиях вымысла, в предлагаемых обстоятельствах, перевоплотившись в другого – это лишь первый, поверхностный слой мотивов, которые привлекают детей к театру. Более глубокий слой, который чаще всего не осознается, но тем не менее оказывает сильнейшее воздействие на личность ребенка – это желание ощутить в себе Художника-Творца, расширить границы своего Я, обогатить свое понимание окружающего Мира и углубить осознание своего места в нем». 7, с.2

В процессе работы над созданием режиссёрского замысла, определения темы, идеи, сверхзадачи, в изучении действительности пьесы осуществляется поисковая деятельность, проблемное обучение, которое представляет собой «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний. Мастерство учителя может проявится прежде всего в организации проблемных ситуаций».5, с. 68

Основой будущего спектакля является драматургический материал. К примеру, пьеса И.А. Крылова «Урок дочкам» актуальна сейчас. Образы дочерей Велькарова узнаваемы. Многие молодые люди и сейчас увлечены новинками и всем зарубежным. Тенденции вещизма, снижение культурного и интеллектуального уровня, - всё это, словно в зеркале, отражается в пьесе.

По отношению же к старшему поколению Лукерья, одна из дочерей Велькарова, высказывается так: «…едешь обедать, и за столом с подругами ценишь бабушек и тетушек; после домой — и снова займешься туалетом, чтоб ехать куда-нибудь на бал или в собрание… для забавы давишь старушкам ноги и толкаешь их под бока; а они-то морщатся, они-то ворчат... ну, умереть надо со смеху …».2

Глобализация приводит к тому, что национальные культуры повсеместно забываются, а вместе с тем и те моральные ценности, которые испокон веков передавались следующему поколению, стираются этнические особенности, пропадает индивидуальность, стирается личность.

Об этом заявляет И.А.Крылов устами Велькарова: «Стыдно, сударыни, стыдно! — Девушки, вы уж давно невесты, а еще ни голова ваша, ни сердце не запасено ничем, что бы могло сделать счастие честного человека. Все ваше остроумие в том, чтоб перецыганивать и пересмеивать людей, часто почтеннее себя; вся ваша ловкость, чтоб не уважать ни летами, ни достоинствами человека и делать грубости тем, кто вас старее». 2

Работая с театральным коллективом, важно уметь вовлекать молодёжь в поисково-исследовательскую познавательную деятельность. Б. Захава говорит об этом так: «Всякое познание начинается с чувственного восприятия конкретных фактов, с накопления конкретных впечатлений. Средством для этого служит творческое наблюдение. Поэтому всякий художник, а следовательно и режиссер, должен прежде всего с головой окунуться в ту среду, которую ему предстоит воспроизвести, жадно набираться нужных ему впечатлений, непрестанно искать необходимые объекты наблюдений».1, с.154

Работая над пьесой Крылова «Урок дочкам», мы имеем возможность через ту саму познавательную деятельность наметить ценностные ориентиры молодых людей в области национальных культурных ценностей: знать свои корни, любить и ценить традиции и обычаи своей страны, которые исторически формируют морально-нравственную сторону жизни.

Необходимо отметить, что огромное влияние на личность в театральном творчестве имеет коллектив, в котором педагог-режиссёр контролирует многие процессы изнутри, так как постоянно находится в творческом взаимодействии с его участниками.

Театральный творческий коллектив – это благоприятная почва для формирования разносторонней гармонично развитой личности, реализации её творческого потенциала. Но, как говорил Товстоногов: «при условии, что вы создаете творческий коллектив, а не просто ставите очередной спектакль». 8, с. 392 «…Если режиссер потратит на тот или другой этический вопрос час-два, это будет иметь огромное значение для театра, хотя этот час и будет стоить ему больше нервов, чем пять прогонных репетиций». 8, с. 393

Таким образом, личности, воспитывающиеся в театральных (чаще в любительских) коллективах, в будущем могут стать хорошим фундаментом, основной культурной движущей силой страны.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Практическая работа
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Общие сведения
Учебное пособие
Основная часть
Физическая культура
Теоретическая часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Самостоятельная работа
История возникновения
Практическое задание
Методическая разработка
Краткая характеристика
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
бюджетное учреждение
Название дисциплины
государственное образовательное
Гражданское право
Российская академия
Общие положения
образовательное бюджетное
Уголовное право
образовательная организация
история возникновения
Общая часть
теоретические основы
Понятие сущность
Современное состояние
прохождении учебной
Фамилия студента
Правовое регулирование
Техническое задание
Методическое пособие
Финансовое право
Финансовое планирование
Физические основы
Технология производства