Анализ социально-экономического развития Самарской области



Скачать 18.82 Kb.
Дата23.04.2019
Размер18.82 Kb.
Название файлаАнализ социально.docx
ТипАнализ

Анализ социально-экономического развития Самарской области

Экономико-географическое положение Самарской области, природные условия и ресурсы, население. Основные показатели деятельности региона. Цели и принципы концепции демографической политики. Основные проблемы развития региона и направления их решения.

Прогноз социально-экономического развития города на 2015 год - 2025 годы разработан в 2-х вариантах.

Первый вариант - умеренно-оптимистичный, предполагает умеренные темпы роста базовых секторов экономики, невысокий инвестиционный и потребительский спрос.

Второй вариант - форсированного роста - это целевой вариант. Он предполагает улучшение бизнес климата, существенное повышение инвестиционной активности и увеличение объемов инвестиций в расширение производства и устойчивый рост потребления.

В условиях нестабильной экономической ситуации в мире, неослабевающие угрозы разрастания финансовых проблем на российском рынке было принято решение использовать для разработки бюджета городского округа первый, умеренно-оптимистичный вариант прогноза. Но наша задача при реализации социально-экономической политики - это достижение основных параметров второго, форсированного варианта прогноза.

Тем не менее, по обоим основным вариантам позитивная динамика развития в прогнозируемом периоде ожидается практически во всех секторах и сферах экономики города.

Индекс промышленного производства по форсированному варианту прогноза в целом за прогнозный период (2016г. к 2012 г.) - 119,0% (2014 г. относительно 2015 г.- 103,3%, 2020 г. - 105,8%, 2025 г. - 105,0%).

Объем промышленного производства за 4 года увеличится в 1,4 раза (в действующих ценах) и достигнет в 2020 году 339,6 млрд. руб.

Прибыль прибыльных организаций за прогнозируемый период (2020г. к 2015 году) увеличится на 56,3%. На рост прибыли окажут влияние увеличение объемов производства и цен производителей.

В прогнозируемом периоде в Самаре продолжится формирование и реализация инвестиционной политики.

За прогнозный период прирост объемов инвестиций в основной капитал по второму варианту прогноза в сопоставимых ценах составит 11,5%. Объем инвестиций в основной капитал к 2025 году должен составить почти 111,5 млрд. рублей - рост в 1,8 раза по сравнению с достигнутым уровнем 2015 года.

Достижение этой цели будет обеспечиваться реализацией:

- ряда крупных инвестиционных проектов по строительству жилой и нежилой застройки;

- стратегии социально-экономического развития городского округа Самара, что создаст условия, обеспечивающие сбалансированное решение важнейших социально-экономических задач;

- областной целевой программы по подготовке к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

В рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года в федеральную Программу подготовки к Чемпионату мира включено 25 мероприятий по Самарской области, из них 4 мероприятия в Самаре - это проектирование и строительство 4-х объектов водоснабжения и водоотведения, необходимых для обеспечения функционирования будущего стадиона.

Кроме того, в рамках проекта региональной программы по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу в период 2014-2018 годы нашли отражение мероприятия в сфере благоустройства городской среды - это ремонт фасадов объектов культурного наследия и жилищного фонда, благоустройство парков, скверов и улиц, капитальный ремонт дорог, а также мероприятия, направленные на развитие информационных и телекоммуникационных систем, на модернизацию транспортной инфраструктуры, создание условий для улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. Всего 36 мероприятий, по которым головным исполнителем выступает Самара, на общую сумму 45,6 млрд.руб. (федеральный бюджет - 1,5 млрд.руб.; областной бюджет - 36,3 млрд.руб.; городской бюджет - 7,1 млрд.руб.; внебюджетные средства - 0,7 млрд.руб.).

Для улучшения внутригородских пассажирских перевозок в рамках реализации областной программы «Развитие метрополитена в городском округе Самара на 2010-2020 годы» за счет средств из вышестоящих бюджетов осуществляется строительство на третьем пусковом участке протяженностью 4,1 км со станциями «Российская» (введена), «Алабинская» и «Самарская».

Важной составляющей инвестиционной активности на территории города будет являться жилищное строительство и жилищная политика.

Прогнозируется увеличение ввода жилья до 1150 тыс. кв.м. в 2019 году, что составит 127% к достигнутому уровню 2015 года.[5]

Наибольшие объемы введенного жилья ожидаются на площадках комплексного освоения земельных участков под жилищное строительство. Важнейшими и наиболее масштабными среди них являются проекты в жилом микройоне «Волгарь», «Крутые ключи», «Новая Самара» и «Южный город».

Особое внимание уделяется решению жилищных вопросов молодых семей и работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, иных льготных категорий граждан в соответствии с действующим законодательством.

В прогнозируемом периоде продолжится реализация демографической политики. Несмотря на это, значительного улучшения динамики рождаемости и смертности населения не произойдет за счет влияния возрастной структуры населения (сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста 20-29 лет, роста количества пожилых граждан и стареющего населения).

Тем не менее, к 2025 году по второму варианту демографического прогноза среднегодовая численность населения города возможно вырастет на 11,4 тыс. человек - 0,9% по сравнению с 2015 годом и составит 1181,9 тыс. человек.

Продолжатся позитивные тенденции на рынке труда. Среднегодовая численность зарегистрированных безработных снизится до 2,8 тыс. чел. в 2018 году и данный показатель будет ниже докризисного уровня (на 01.01.2009 г. - 4,0 тыс. чел.).

Предстоящий период для развития сферы занятости населения города оценивается в целом как позитивный. Прогнозируется, что прирост численности занятых в экономике за весь период может составить 2% (2015 г. - 620,8 тыс. чел., 2020г.- 633,3 тыс. чел.).

Динамичный рост заработной платы будет обусловлен устойчивыми темпами экономического развития. В номинальном выражении в 2020 году среднемесячная заработная плата на 1 занятого в экономике может составить 30,8 тыс. рублей с ростом на 14%, в 2016 году - 39,4 тыс. рублей, то есть вырастет в 1,6 раза относительно 2015 года.

В 2019 году оборот розничной торговли прогнозируется в объеме 263,9 млрд. руб. с приростом в физическом объеме на 5,8%, объем платных услуг 91 млрд. руб. с приростом на 2,5%. В целом за прогнозируемый период оборот розничной торговли может вырасти на 56,2% (329 млрд. руб.), общий объем платных услуг может увеличиться на 44,8% (110,6 млрд. руб.).

Таким образом, анализ основных показателей и тенденций социально-экономического развития Самары свидетельствует о стабилизации и росте городской экономики в текущем году, что в свою очередь является факторами формирования позитивного прогноза на среднесрочную перспективу.

Заключение

Изучая экономический потенциал Самарской области необходимо особое внимание уделить основным составляющим: природно-ресурсный потенциал, трудовой потенциал, производственный, научно-технический и экспортный потенциалы. Природно-ресурсный потенциал определяется как совокупность всех видов природных ресурсов, которые можно использовать. Производственный потенциал - это один из основных объектов стратегического анализа регионального развития, включающий реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов. Трудовой потенциал определяется численностью активного трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем и другими качественными характеристиками. Поскольку в процессе рыночных реформ регионы получили значительную финансово экономическую самостоятельность, у них появилась возможность самостоятельно определять направления социально-экономического развития, формировать такую структуру регионального хозяйства, которая бы соответствовала имеющейся ресурсной базе и возможностям ее использования. Сегодня субъекты РФ самостоятельно формируют стратегию социально-экономического развития, и то, на сколько она будет реализуемой, зависит от качества анализа располагаемой базы социально-экономического развития: ресурсов, факторов, условий.

По данному показателю Самарская область относится к ограниченному числу регионов РФ, которые на протяжении исследуемого периода продемонстрировали высокие темпы роста.

Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение, наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура.

В качестве ключевых проблем в экономической сфере выделяются такие как ограниченный доступ к капиталу и низкая интернационализация бизнеса, которая проявляется в высокой степени износа основных фондов, низкой структуре промышленности и низкой конкурентоспособности продукции, производимой в Самарской области. Власти республики считают важнейшей задачей обеспечение достойного уровня жизни людей. Определены пути решения этой сложной проблемы: полная ликвидация долгов по заработной плате в реальном секторе экономики, повышение цены квалифицированного труда и, как следствие, обеспечение притока кадров в промышленность, сельское хозяйство и в сферу обслуживания, укрепление материального положения работников бюджетных организаций, улучшение ситуации на рынке труда. Наиболее значимыми проблемами также являются: проблемы социальной сферы и охрана окружающей среды и природы.

Таким образом, ряд проблем в экономике и социальной сфере региона требуют комплексного подхода к их решению и при правильном управлении и стабильной социально-экономической ситуации Самарской области может достичь высокого уровня развития экономики.

Библиографический список

1. Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. -- Самара: Самарский дом печати, 1996.



2. И. В. Носков Оценка состояния транспортной инфраструктуры Самарской области // Известия Самарского научного центра Российской академии наук : журнал. -- Самара, 2006. -- В. 3. -- Т. 8. -- С. 925--935.
Скачать 18.82 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2020
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Лабораторная работа
Теоретические основы
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Практическая работа
Теоретические аспекты
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Учебное пособие
Общие сведения
Физическая культура
Теоретическая часть
Основная часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Самостоятельная работа
История возникновения
Краткая характеристика
Методическая разработка
Практическое задание
бюджетное учреждение
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Название дисциплины
государственное образовательное
Гражданское право
образовательная организация
Российская академия
Общие положения
образовательное бюджетное
история возникновения
теоретические основы
Экономическая теория
Уголовное право
прохождении учебной
Понятие сущность
Техническое задание
Общая часть
Современное состояние
Теория государства
Методическое пособие
Фамилия студента
Правовое регулирование
Финансовое право
Финансовое планирование