1. в 1929 г. Нэп был свернут и начался период форсированного строительства социализма в ссср. Отказ от нэпа был вызван совокупностью экономических, идеологических, социальных и политических причин



Скачать 67.44 Kb.
Дата28.06.2020
Размер67.44 Kb.
Название файлаИстория Гимадиев.docx

1. В 1929 г. НЭП был свернут и начался период форсированного строительства социализма в СССР. Отказ от нэпа был вызван совокупностью экономических, идеологических, социальных и политических причин. Содержанием этого перехода стал отказ от преимущественно рыночных механизмов функционирования советской экономики и возвращение к административно-командным методам управления, впервые опробованным большевиками в годы Гражданской войны. Координирующими органами проводимых экономических преобразований стали такие органы, как Госплан, Госкомцен и Госснаб. Все строительство и производство планировалось, на выпущенную продукцию устанавливались фиксированные цены и она направлялась строго определенным потребителям. Данная модель экономики получила «название административно-командная система».

В период 1928-1941 г., вошедший в историю как «период первых пятилеток», в СССР были осуществлены три пятилетних плана (третья пятилетка не была завершена из-за начала Великой Отечественной войны). Индустриализация проходила следующим образом: рабочие возводили корпуса будущих заводов, а из-за рубежа, в основном из Германии, в эти корпуса завозилось современное оборудование. 80% капиталовложений шло на закупку станков и машин за границей. Заводы были построены и запущены. Квалификация рабочих, которые должны были работать на зарубежных станках, была очень низкой, поэтому долгое время построенные заводы работали далеко не на полную мощность. Во время выполнения второго пятилетнего плана количество заводов было утроено. Индустриализация осуществлялась в условиях массового энтузиазма, символом которого стали трудовые подвиги А. Стаханова и его последователей. Другой ресурс был получен путем создания в стране многочисленной армии заключенных и использования их бесплатного труда на строительстве промышленных объектов. В 1930 г. создается Главное управление лагерей при ОГПУ — ГУЛАГ.

Параллельно началась коллективизация сельского хозяйства, которая преследовала сразу несколько целей: 1) создание крупных коллективных, подконтрольных государству хозяйств, где могла бы развернуться современная сельхозтехника; 2) ликвидация зажиточного крестьянства, которое рассматривалось как последний эксплуататорский класс, самый многочисленный и самый опасный; 3) перекачка средств из сельского хозяйства, снабжение промышленности дешевым (практически бесплатным) сырьем.

К коллективизации руководство страны подталкивал неудачный опыт хлебозаготовок 1927-1929 гг., когда крестьяне отказывались сдавать хлеб государству по низким ценам. Теперь решено было зажиточных крестьян «раскулачить», выселить, а какую-то часть и физически уничтожить, на базе их хозяйств, строить колхозы, куда вовлекать все крестьянство: середняков и бедноту. В ходе выполнения пятилетнего плана было принято решение о сплошной коллективизации деревни. Крестьян стали загонять в колхозы насильно, сопротивлявшихся приравнивали к кулакам, выселяли, сажали в тюрьмы, расстреливали. Для того чтобы ослабить социальную напряженность в деревне, власти шли на послабления, которые носили, однако, временный характер.

К концу пятилетки более 60% хозяйств было объединено в колхозы. Многие крестьяне ушли в город, бросив или оставив в колхозах свои земельные участки. В 1932 г. весь хлеб, собранный колхозами, был изъят для нужд индустриализации. На Украине и в Поволжье вспыхнул невиданный голод, от которого умерло, по разным оценкам, от 3 до 5 млн чел. Чтобы предотвратить массовые миграции голодного населения по стране, была введена паспортная система. Всего в колхозы было объединено почти 90% крестьянских хозяйств.

Проведенные преобразования имели неоднозначные последствия. По официальным данным, за 1928-1940 гг. добыча угля увеличилась в 5 раз, нефти — почти в 3 раза, производство электроэнергии — почти в 10 раз, производство различного рода машин — в десятки и сотни раз. Были построены десятки новых городов, сотни предприятий, в том числе и по выпуску различного рода военной техники. По общему объему национального дохода страна вышла на второе место после США.

Изменилась социальная структура общества. Возросло количество городского населения и рабочего класса. Вместе с тем были полностью демонтированы рыночные механизмы экономического развития. В деревне был ликвидирован мелкий свободный товаропроизводитель, крестьяне лишились возможности покидать свое место жительства без разрешения руководства. Данный вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитаризма в политической системе советского общества.

2. С 1920-х г. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.


Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.
1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.
2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг. и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, образования, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически — сталинизма.
3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру — в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах, в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.),
4. Развертывание советской индустрии, экономики в целом на основе самодостаточности, автаркии обусловливало действие такой тенденции, как усложнение, дифференциация. Мощное развитие получила наука. Для обслуживания десятков новых отраслей создавались учебные заведения, готовились специалисты по десяткам новых специальностей для работы на производстве и в научных учреждениях.

3. Сразу после Первой мировой войны в политической и социально-экономической структуре европейских обществ возникла первая волна радикальных изменений. В большинстве государств стали складываться фашистские и диктаторские режимы. Так, в России тяготы и лишения военных лет, наряду с видимой неспособностью традиционных элит прекратить, ставший бессмысленным, конфликт и разрешить накопившиеся в стране социально-экономические проблемы, привели еще в октябре 1917 г. к формированию в стране нового режима. Опираясь на коренное изменение форм собственности и идею социальной справедливости, пришедшие к власти силы решительно отказались от канонов парламентской демократии. Началась эволюция властных институтов для форсированного, догоняющего развития государства.



Спустя три года (1920 г.) в Венгрии после поражения радикального левого движения у власти утвердился адмирал М. Хорти, сформировавший авторитарную националистическую диктатуру. Тем временем перемены в Италии, вызванные резким ростом промышленного и аграрного производства, привели к увеличению численности пролетариата. Не получив дополнительных рынков сбыта национальной продукции, страна оказалась перед проблемой необходимости сокращения производства. В ответ итальянский пролетариат попытался перехватить власть, но столкнулся с объединенными силами реакции. Вождь национальной партии фашистов Б. Муссолини выступил за пересмотр невыгодных для Италии решений Версальской конференции и создание сильного государства, способного решить проблемы страны. Его усилиями были подавлены революционные настроения народных масс. В октябре 1922 г., после похода фашистов на Рим, Муссолини стал главой итальянского правительства, приступив к формированию фашистской диктатуры.Сходная ситуация возникла и в Испании, сохранившей нейтралитет в годы Первой мировой войны. Благоприятная экономическая конъюнктура военных лет привела к росту производства, последовавший затем неизбежный спад обострил социальные проблемы в обществе. Ситуацию усугубило крупное поражение в колониальной войне с марокканцами. Следствием этого стал возникший в 1923 г. кризис, который привел к смене системы либеральной монархии на военную диктатуру генерала М. Примо де Ривера.

В течение 1920-х гг. политические режимы сменились в том числе в Польше (1926 г.), Португалии (1926 г.), Литве (1926 г.), Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1929 г.) и ряде других стран.



Однако события антидемократической волны этого периода явились лишь началом. В ходе первого этапа политические свободы разменивали на стабильность лишь народы, сильнее других пострадавшие от минувшей войны. В 30-х гг. XX в. мировой экономический кризис подтолкнул формирование диктаторских режимов и заметно радикализировал их формы. Массы людей, люмпенизированных и напуганных последствиями кризиса в экономике и социальной сфере, были готовы на все ради элементарных гарантий выживания. Традиционные элиты всякий раз запаздывали с решением проблем и уступали место диктатурам с расширенными полномочиями.

Общая схема создания диктаторских режимов строилась по принципу трех ступеней:



  1. Социальная стабилизация и принуждение к гражданскому миру.

  2. Мобилизационная экономика как источник дополнительных ресурсов.

  3. Активизация внешней политики ради обретения дополнительных рынков и нормализации процессов экономического развития.

Таким образом, конечной целью изменений в социумах был очередной передел мира.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Пояснительная записка
Практическая работа
Методические рекомендации
Дипломная работа
Федеральное государственное
История развития
Общие сведения
Учебное пособие
Основная часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Самостоятельная работа
История возникновения
Методическая разработка
Практическое задание
Краткая характеристика
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
государственное образовательное
Гражданское право
Название дисциплины
бюджетное учреждение
образовательное бюджетное
Российская академия
Общие положения
Уголовное право
Понятие сущность
теоретические основы
Общая часть
прохождении учебной
история возникновения
образовательная организация
Современное состояние
Техническое задание
Методическое пособие
Фамилия студента
Правовое регулирование
Финансовое право
Финансовое планирование
Конституционное право
Государственное управление