За последние годы в Республике Таджикистан осуществляется ряд мер, направленных на реформу и модернизацию системы образования, в том числе в области инклюзивного образования



Скачать 20.06 Kb.
Дата13.04.2018
Размер20.06 Kb.
Название файлаИнклюзивное образование.docx

За последние годы в Республике Таджикистан осуществляется ряд мер, направленных на реформу и модернизацию системы образования, в том числе в области инклюзивного образования.

Инклюзивное образование признано как одно из приоритетных деятельностей в «Национальной стратегии развития Республики Таджикистан до 2030 года». Министерством образования и науки Республики Таджикистан утверждена «Национальная концепция инклюзивного образования для детей с инвалидностью (2011-2015 годы)», основные направления которой включены в «Национальную стратегию развития образования до 2020 года», в том числе создания физических условий, необходимых для детей с инвалидностью для получения образования в существующих дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах; подготовка учителей, работников здравоохранения и социальных работников в области инклюзивного образования; пересмотр учебных программ для удовлетворения образовательных потребностей всех категорий учащихся; участие местных органов власти и общин в содействии инклюзивному образованию.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании», принятой в новой редакции в 2013 году, впервые включён термин «инклюзивное образование» определяющий следующим образом: «Инклюзивное образование – создание благоприятных условий всем детям для получения образования, независимо от пола, расы, языка, национальности, религиозного убеждения, физического или умственного нарушений, способностей, культурного и социального положения».

В связи с ростом населения, в Таджикистане за последние годы увеличивается и численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По данным Министерства образования и науки за 2016-2017 гг. в Таджикистане насчитывается 6584 детей-инвалидов, из них умственно отсталых – 2287, слепых и слабовидящих – 1763 человек, с нарушением слуха – 465 человек, немых – 434 человек, с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 1185 человек. Важность включения таких детей в социум является первостепенной задачей государства.

Сегодня Таджикистан среди стран Центральной Азии занимает одно из ведущих мест в деле внедрения инклюзивного образования, и оно является актуальным направлением в деятельности педагогов образовательных учреждений Республики Таджикистан. Также активно осуществляется работа в партнёрстве с международными и неправительственными организациями.

Сделаны конкретные шаги и подписаны ряд соглашений с Ассоциацией помощи и поддержки Японии (АПП Япония), благотворительной организацией «SIDA» («СИДА», Синдром Дауна), Фондом Евразии в Центральной Азии - Таджикистан и многими другими организациями по инклюзивному образованию.

В рамках 4-ого раунда Глобального партнёрства в области образования для Таджикистана существует конкретный компонент, связанный с содействием инклюзивному образованию, с финансированием для корректировки школьных зданий на нужды детей с инвалидностью и предоставление учебных материалов. В результате были созданы и оборудованы «ресурсные классы» в 49 школах республики, где была обеспечена среда для включения детей с инвалидностью в систему общего среднего образования.

Однако, в этом направлении необходимо решить ряд задач в области предоставления детям с ОВЗ равных прав и условий для социализации, получения воспитания и обучения в системе образовательных учреждений:



  1. Нехватка квалифицированных специалистов в области дефектологии, логопедии, социальной педагогики, коррекционной педагогики и психологии.

  2. Несовершенная система подготовки и переподготовки специалистов по данным направлениям.

  3. Отсутствие специальных (коррекционных) учреждений.

Так, например, для детей с умеренной умственной отсталостью не существует классов или школ, где это большая весьма разнородная по составу группа детей могла бы получать коррекционно-образовательную помощь.

По опыту работы России и Европы, для детей с таким диагнозом существует развитая система помощи и поддержки. Эти дети могут и должны посещать специальные детские сады (группы) и школы (классы) с инклюзивной системой образования. Ведущими учёными и практиками России и Европы доказано, что эти дети обучаемы. В России существует уже разработанные с учётом ФГОС дошкольного и школьного образования РФ образовательные программы для лиц с ОВЗ.

В связи с этим, на данный момент Министерством образования и науки Республики Таджикистан рассматривается проект Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Международная академия современного профессионального образования» Санкт-Петербурга о проведении Международной конференции «Внедрение Российских практик инклюзивного образования в Республике Таджикистан: настоящее и будущее».


Литература

  1. Каримова И. Х. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. Международная конференция «Инклюзивное образование: проблемы, поиск путей решения»: материалы Международной конференции /И. Х. Каримова.- Душанбе: Ирфон,2012.

  2. Концепция инклюзивного образования Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: davaikham.ru/text/koncepciya.

  3. Малофеев Н. Н.Инклюзивное образование контексте современной социальной / Н.Н.Малофеев Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. - №1. – С.3-10.

Основатель мира и согласия – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон в своих выступлениях неоднократно говорил о приоритетности системы образования, отметив, что «…мы должны приблизить показатели обеспечения качества на всех уровнях обучения мировым стандартам, развивать сотрудничество общеобразовательных и  высших профессиональных учреждений с субъектами рынка труда, улучшить степень развития национальной инновации и показатели освоения информационных и коммуникационных технологий».

Отмечая положительную динамику развития системы образования Таджикистана, Президент страны в своём ежегодном Послании Мадлиси Оли в 2017 году также отметил: «Показатели степени учёбы подтверждают, что грамотность среди взрослого населения и число граждан охваченных начальным, средним и высшим профессиональным образованием во много крат повысились.

Согласно опросу, проведённого авторитетными международными организациями касательно развивающихся стран, в 2017 году Таджикистан по 4 показателям: доступа к образованию, качества образования, инвестирования и конкурентоспособности человеческого потенциала среди 101 страны мира занял 54 место. По данному исследованию, Таджикистан в пространстве СНГ занимает одно из первых мест» [2].



2. Эмомали Рахмон. Послание Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 22.12.2017. http://www.president.tj

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Общая характеристика
Лабораторная работа
Теоретические аспекты
Методические указания
Дипломная работа
Пояснительная записка
Федеральное государственное
Рабочая программа
Методические рекомендации
Основная часть
Общие сведения
История развития
Практическая работа
государственное бюджетное
Физическая культура
Теоретическая часть
Краткая характеристика
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
государственное образовательное
Направление подготовки
Самостоятельная работа
Российская академия
Гражданское право
Практическое задание
Современное состояние
Название дисциплины
теоретические основы
образовательное бюджетное
история возникновения
Методическая разработка
История возникновения
Финансовое планирование
бюджетное учреждение
Организация производства
Теория государства
Общая часть
Правовое регулирование
Конституционное право
Учебное пособие
Общие положения
Технология производства
концепции личности
основная часть
Финансовое право
Антикризисное управление
Общие понятия
прохождении производственной