Выпускная квалификационная работа Педагогические условия организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста



страница1/16
Дата16.12.2018
Размер0.96 Mb.
Название файлаДиплом .docx
Учебное заведениеМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

МИНОБРНАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.А. ШОЛОХОВА»


Педагогический факультет
Кафедра теории и методики дошкольного образования
Специальность – 050707 Педагогика и методика дошкольного образования
Выпускная квалификационная работа


Педагогические условия организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Студентка 6 (3,5) курса

Второе высшее образование

заочного отделения

Иванова
Работа допущена к защите:

Зав. кафедрой __________________

Дата представления______________

Дата защиты_____________________

Оценка__________________________

Москва


2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования

исследовательской деятельности у старших

дошкольников



    1. Сущность и содержание исследовательской деятельности………..7

    2. Исследовательские способности и мышление ребенка…………….13

    3. Особенности организации исследовательской деятельности

в ДОУ………………………………………………………………….22

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по

организации исследовательской деятельности с

детьми старшего дошкольного возраста

2.1. Особенности развития мышления у детей старшего

дошкольного возраста………………………………………………32

2.2. Методика организации исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста ……………………….43

2.3. Динамика развития мышления у детей старшего

дошкольного возрастав процессе исследовательской

деятельности……………………………………………………… 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 56

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………. 60

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………... 67
ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент перед дошкольным образованием стоит актуальная задача: поиск обоснованной системы достижения качества дошкольного образования, направленной на развитие коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; необходимо формировать у детей предпосылки учебной деятельности, а это требует от детей не только знаний, но и умения добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. В соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы ДОУ предполагается формирование интегративных качеств дошкольника, наиболее важным из которых является познавательная активность. Развитие познавательной активности дошкольников возможно только через обучение детей процессу самостоятельного приобретения знаний, а именно через исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте способствует развитию личности ребенка. Путей интеллектуального творческого развития личности существует много, но один из самых эффективных является исследовательская деятельность. Умения и навыки исследователя, заложенные в детстве через игровую деятельность и на специальных занятиях, используются в будущем во всех видах деятельности. Наиболее ценные и прочные знания – получены не путем научения, а добыты самостоятельно, в ходе собственных исследований. Любому ребенку намного легче изучать окружающий мир, проводя исследования, ставя эксперименты, чем получать знания, добытые кем-то, в готовом виде. Интерес к исследованиям свойственен всем детям без исключения.

С первых минут жизни ребёнок начинает познавать окружающую его действительность. Для этого природа щедро одарила его познавательной активностью. Малыша интересует все! Поэтому, используя все доступные ему средства - взять в руки, подействовать, попробовать – ребёнок стремиться к познанию мира, тянется к знаниям. Эта тяга порождает разнообразную поисковую деятельность, которая предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе поисковой деятельности ребенок самостоятельно обнаруживает все новые и новые свойства предметов и явлений, обогащает свой опыт познания.

Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире.

В современной образовательной системе значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребенка-дошкольника явно недооценивается. Педагоги стараются научить ребенка тому, что сами считают важным, прерывая тем самым его исследовательские порывы. Воспитатели пытаются направить познавательную деятельность ребенка-дошкольника в то русло, которое сами считают наиболее важным. Стремясь сделать благое дело – научить, они не учитывают природную исследовательскую потребность ребенка, таким образом, фактически сами препятствуют развитию детской любознательности.

Опыты, эксперименты обогащают чувственный опыт ребенка – учат его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. В ходе опытно-исследовательской деятельности ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Знания, полученные в ходе исследовательской деятельности, запоминаются надолго. У каждого ребенка должна быть возможность проводить собственные опыты, наблюдения, эксперименты, делать умозаключения. Нельзя формировать за них выводы, лучше сделать это совместно и связать результаты работы с повседневной жизнью, наблюдениями в помещении и на улице.

Поэтому важно включать самостоятельную исследовательскую практику ребенка дошкольника в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

В своих исследованиях JI.A. Венгер, О.Л. Князева, Н.А. Короткова, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, А.И. Савенков, H.A. Семенова и др. указывали на широкие возможности и преимущества использования исследовательской, поисковой деятельности в работе с дошкольниками. Через речевое общение с окружающими, через практический опыт ребенок получает все более усложняющиеся знания. Несмотря на недостаточный уровень развития словесно-логического мышления, дети 5-7 лет способны осознавать не только внешний образ предмета, но и некоторые простейшие связи и закономерности. А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская утверждали, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления. Б.В. Всесвятский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь, Б.Е. Райков, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, К.П. Ягодовский указывают на то, что поисково-исследовательская деятельность способствует активизации познавательной и творческой деятельности. М.В. Кларин, В.Г. Маралов, В.В. Ситаров говорят о влиянии исследовательской деятельности на развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом [59, с.10.].

Так как на современном этапе в большинстве ДОУ использование исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе характеризуется эпизодичностью, отсутствием системы в построении поисковой деятельности и осмысленной ее организации, то необходима разработка комплекса педагогических условий обеспечивающих развитие исследовательской деятельности ребенка-дошкольника.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление педагогических условий организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: развитие мышления как одного из условий для организации самостоятельной исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА: мы полагаем, что организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию дивергентного и конвергентного мышления, являющегося механизмом осуществления исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы организации исследовательской деятельности и формирования мышления как одного из условий самостоятельной исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Реализовать в воспитательно-образовательном процессе ДОУ комплекс педагогических условий для организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностику формирования и развития мышления в ходе исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ И ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили: учение о развитии личности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева; основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); исследования особенностей умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Поддъяков); теории и методика проведения учебных исследований в детском саду (А.И. Савенков).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретические, эмпирические. При выявлении научно-методологических и психолого-педагогических основ проблемы организации исследовательской деятельности использовался сравнительный анализ. В ходе экспериментальной работы использовались педагогический эксперимент, наблюдение, диагностирование.

БАЗА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

Работа проводилась в ГБОУ ЦРР детский сад № 2262 «Звездочка» ЮОУО г. Москвы. В эксперименте участвовали дети подготовительных групп: 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: заключается в определении комплекса педагогических условий организации исследовательской деятельности.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Практическая работа
Федеральное государственное
История развития
Общие сведения
Основная часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Учебное пособие
Самостоятельная работа
Краткая характеристика
История возникновения
Методическая разработка
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Практическое задание
Гражданское право
государственное образовательное
бюджетное учреждение
Название дисциплины
Общие положения
Российская академия
образовательное бюджетное
прохождении учебной
теоретические основы
Современное состояние
Уголовное право
Понятие сущность
Общая часть
история возникновения
Правовое регулирование
образовательная организация
Методическое пособие
Финансовое право
Фамилия студента
Финансовое планирование
Техническое задание
Общие понятия
Организация работы