Творчество русских писателей и поэтов в цифровую эпоху: перспективы популяризации за рубежом



Скачать 52.33 Kb.
Дата08.10.2019
Размер52.33 Kb.
Название файлаТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ.docx
Учебное заведениеЮжного федерального университета

Соколова Алена,

студентка 3 курса специальности «Зарубежная филология»

Института филологии, журналистики

и межкультурной коммуникации

Южного федерального университета
ТВОРЧЕСТВО РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ: ПЕРСПЕКТИВЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ

Когда речь заходит о сохранении, поддержке и продвижении чего-либо в сфере культуры, несомненно, необходимо учитывать ту эпоху и те условия, в которых живет современный человек. Популяризация невозможна без опоры на интересы и потребности современного общества. Цифровизация как основная тенденция нашего времени изменила жизнь человека. Возможности цифровых технологий позволяют нам упорядочить многие процессы общественной жизни. Развитая инфраструктура цифровой экономики становится необходимым условием успеха любой страны современного мира. Постепенно высокие технологии проникают во все сферы жизни человека – от политики до культуры. Не исключением является и литература. Однако приход цифровых технологий и развитие искусственного интеллекта не отменяют заслуг деятелей науки и культуры прошлых эпох. Сегодня преподаватели школ и университетов, ученые, волонтеры и молодые исследователи гуманитарных наук могут и даже должны использовать технологии цифровой эпохи в целях распространения гуманитарных знаний, популяризации литературы, истории, культурологии и прочих наук среди широкого круга населения, как на территории России, так и за рубежом.



Уже сегодня компьютер и вычислительная техника помогают в работе филологов и преподавателей. Цифровизация дает нам новые компьютерные технологии для анализа литературных произведений, электронные каталоги и библиотеки, а также широчайший спектр возможностей популяризации культуры в целом и филологии в частности.

Большую роль в популяризации филологических знаний играют научно-популярные источники. Образовательный проект Arzamas, не раз выпускавший статьи, лекции и подкасты о творчестве и жизни писателей и поэтов, разработал новое цифровое приложение, получившее название Emoji Poetry. Правила игры просты – подставлять эмодзи вместо слов, которые пропущены в шедеврах русской поэзии. Проект помогает в игровой форме выучить наизусть Пушкина и Мандельштама, Державина и Цветаеву, Лермонтова и Блока. Интерактивная форма приложения и использование современных образов-эмодзи позволяет привлечь внимание широкого круга населения и внести научную основу даже в игровой процесс. Для того чтобы распространить данный или схожий с этим проект за границей, необходимо лишь перевести данное приложение на иностранный язык, воспользовавшись лучшими литературными переводами русских произведений.

Ко дню рождения русского классика Яндекс и Государственный музей А.С.Пушкина запустили онлайн-проект «Ай да Пушкин». На интерактивной карте разработчики проекта отметили более ста мест, связанных с жизнью и творчеством поэта. К ним добавлены интересные факты о писателе, как о «повесе», «дуэлянте», «гурмане», «ловеласе», «путешественнике» и «вольнодумце». Подобный проект, как и ранее разработанная Яндексом карта Петербурга с отметками о Ф.М. Достоевском, помогает больше узнать о жизни и творчестве А.С.Пушкина и наглядно увидеть расположение важных и памятных для писателя мест.

Не следует забывать и об образовательных площадках для иностранных студентов, обучающихся в России и, в частности, в Ростовской области. Открытие гуманитарных кружков, проведение лекций и мастер-классов на иностранных языках, посвященных творчеству русских писателей и поэтов, помогут распространить знания среди жителей ближнего и дальнего зарубежья. В процессе обучения студенты могут участвовать в специальных проектах, в рамках которых они будут делиться полученными знаниями о русской культуре и литературе на страничках в своих социальных сетях, тем самым способствуя тому, что о русской литературе узнает как можно больше людей по всему миру. Преподавание русского языка как иностранного и русской литературы для иностранных студентов играет очень большую роль в популяризации творчества русских писателей и поэтов. Качество усвоения материала студентами и уровень их заинтересованности в изучении русской культуры во многом зависит от методик преподавания и выбранных для изучения текстов. М.А. Литовская в работе, посвященной ключевым текстам русской литературы (КТРЛ), пишет: «В идеале входящий в чужую культуру должен иметь представление об идеологии, языковых концептах, разделяемых ценностях, поведенческих и визуальных кодах носителей культуры» [2, 2012: 68]. Все эти аспекты он должен найти в изучаемых произведениях.

Образ русских писателей и поэтов активно используется в стикер-наборах и мемах в социальных сетях ВКонтакте и Телеграм, герои писателей становятся одушевленными персонажами, понимающими веяния нового времени. В рамках образовательного процесса ученики средних школ создают личные профили героев сказок, повестей и романов А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.А.Шолохова, наполняя их соответствующим содержанием и представляя, как Евгений Онегин или Григорий Мелехов вели бы свои странички в социальных сетях. На основе произведений поэтов составляются интерактивные тесты в новом и необычном для классического литературоведения формате. Так, сетевое издание «В1.ру» ко дню 220-летия великого поэта представило тест на знание стихотворений А.С. Пушкина, представленных определенным набором эмодзи. Например, под набором из снежинки, солнца и улыбающегося лица подразумеваются первые строки стихотворения «Зимнее утро» («Мороз и солнце/ День чудесный»). Такие же игровые тесты возможно использовать и при обучении иностранных граждан русскому языку и русской литературе.

Использование специальных хештегов, таких как #russianliterature (более 37 тыс. публикаций), #russianculture (более 35 тыс. публикаций), #sholokhov (более 500 публикаций) и т.д., служит отличным средством для соединения постов с информацией о русских авторах и их произведениях. В русле популяризации творчества донских писателей при помощи сети Интернет возможно проведение специальных проектов для школьников и студентов. В рамках этих проектов обучающиеся будут создавать качественный контент по заданным литературоведческим темам на русском и иностранных языках. Заполняя Интернет-пространство полезными и проверенными знаниями о русской литературе в целом и о творчестве донских писателей в частности, мы можем распространить интерес к культуре Юга России среди пользователей социальных сетей по всему миру.

Современные технологии позволяют создать новые образы русских писателей – виртуальные, интерактивные, живые. Оживают прежде немые портреты, герои произведений становятся одушевленными спутниками человека, а дети в процессе обучения могут буквально пообщаться с поэтом через программные сервис-боты. Значимость русских писателей и поэтов для русской культуры является неоспоримым фактом, однако с развитием цифровых технологий у нас появилась возможность не только углубить научные знания об их творчестве, но и распространить эти знания через современные методы обучения, применяя творческий, инновационный подход. Условия для подобной работы уже созданы, и первостепенная роль стоит за теми специалистами, которые смогут заполнить цифровое пространство корректным, научным и в то же время креативным содержанием.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буэно А.И. Методика преподавания русской литературы в испаноязычной аудитории: читая русскую литературу с испанским акцентом/ А.И.Буэно// сб. статей: Филология и культура. – Казанский (Приволжский) федеральный университет, №3 (41), 2015. – С. 308 – 312.

  2. Литовская, М.А. Ключевые тексты русской литературы в программе преподавания русского языка как неродного // М.А. Литовская// сб. статей: Филология и культура. – Казанский (Приволжский) федеральный университет, № 2 (28), 2012. – С.68 – 71.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Общая характеристика
Методические указания
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Практическая работа
Федеральное государственное
История развития
Основная часть
Общие сведения
Направление подготовки
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Учебное пособие
Самостоятельная работа
История возникновения
Методическая разработка
Краткая характеристика
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Практическое задание
бюджетное учреждение
Гражданское право
государственное образовательное
Название дисциплины
Российская академия
образовательное бюджетное
Общие положения
Понятие сущность
Уголовное право
Общая часть
Современное состояние
теоретические основы
история возникновения
Техническое задание
Финансовое планирование
образовательная организация
Финансовое право
прохождении учебной
Фамилия студента
Правовое регулирование
Государственное управление
Теория государства
Экономическая теория