Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики



Дата08.01.2018
Размер1.16 Mb.
Название файлаэкономическая теория.rtf
ТипРеферат

Содержание
Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики……………………………………………………………………….5

1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия………………………………………………………………………..5

1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики……………………………...9

Глава 2. Инфляция в современной российской экономике…………………………………………………………………....13

2.1 История инфляции в России……………………………………………...…13

2.2 Особенности инфляционных процессов в России………………………...20

Заключение………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………….30
Введение
Антиинфляционная политика занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны.

Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Как экономическое явление антиинфляционная политика существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

Антиинфляционная политика представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, в том числе в России.

Проявлением инфляции является повышение общего уровня цен в стране, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.

Цель: рассмотрение вопроса об антиинфляционной политике и особенностях ее проведения в России. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Задачи:


  • Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия;

  • рассмотреть механизмы инфляционного регулирования;

  • обозначить особенности борьбы с инфляцией в России;

  • определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.


Глава 1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения.[5, С. 78]

В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Термин “инфляция“ появился во второй половине XIX в., перекочевав из медицины. Впервые он стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения.

Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В данной работе дается классификация инфляции по нескольким параметрам: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы.

С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:



  • Ползучая (умеренная) инфляция;

  • Галопирующая инфляция;

  • Гиперинфляция.

Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. [6, С. 63]

Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция.

Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

Возникновение инфляции.

Инфляция возникает в результате несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного продукта, вследствие чего доходы населения, предприятий, организаций и учреждений отраслей материального производства и непроизводственной сферы не обеспечиваются в полном объеме ресурсами товаров, включая услуги. Иными словами, инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе выходит за пределы возможностей их товарного обеспечения. Это касается всех видов конечных доходов, не только доходов населения, но и доходов предприятий и организаций.

При рассмотрении причин возникновения инфляции следует различать две взаимосвязанные формы финансовой несбалансированности, имеющие одинаковое проявление, но неодинаковые основу и последствия.

Первая форма финансовой несбалансированности — это результат несбалансированности материально-вещественного и стоимостного состава фонда потребления. Несоответствие структуры спроса предложению товаров и услуг приводит к дефициту одних товаров и затовариванию другими и как следствие этого — к общему превышению денежного спроса населения над предложением. Возникающая в результате этого несбалансированность денежных доходов и расходов государства приводит к необходимости дополнительной эмиссии денег, на основе которой достигается сбалансированность этих доходов и расходов. [2, С. 36]

Вторая форма несбалансированности финансовых пропорций является результатом несбалансированности материально-вещественной и стоимостной структуры всего общественного продукта. Она связана с образованием диспропорции в объемах выпуска продукции первого и второго подразделений общественного производства.

Возникновение этой диспропорции также имеет своим следствием общее превышение спроса над предложением на рынке потребительских товаров и услуг и несбалансированность денежных доходов и расходов государства.

Ликвидация этой несбалансированности материально-вещественного стоимостного состава общественного продукта возможна лишь на основе изменения темпов роста производства в отраслях первого и второго подразделений в пользу последнего. Обеспечить в этом случае сбалансированность иным путем - снижением оптовых (закупочных) цен и повышением розничных, невозможно. Эта несбалансированность усиливает давление на розничные цены в сторону их повышения. Она может привести к сужению круга основных потребительских товаров, по которым обеспечивается стабильность розничных цен. Несбалансированность денежных доходов и расходов государства в этом случае также предполагает осуществление государством денежной эмиссии, что соответственно увеличивает денежные накопления в руках населения и размер общего превышения спроса над предложением. Осуществляемое в этом случае повышение розничных цен следует рассматривать как непосредственно инфляционный рост.

Главными последствиями инфляции выступают:

1) снижение реальных доходов;

2) снижение покупательной способности денег.

Доходы различают номинальные и реальные.

Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).


реальный доход = (номинальный доход / на уровень цен)=(номинальный доход / на 1 + p)
где p - темп инфляции. Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы.

Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег, и, следовательно, тем меньшее количество денег хотят иметь люди, поскольку те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, который представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция.

Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег».
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики
В рыночной экономике, как свидетельствует зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику. Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. [5, С. 78]

Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы, стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Чтобы контроль над инфляцией был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции.

Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:



  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;

  • сокращение государственных расходов;

  • уменьшение денежной эмиссии;

  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции.

Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:



  • повышение налогов;

  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;

  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;

  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;

  • фиксация обменного курса национальной валюты;

  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий.

В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.

Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Для достижения этой цели разработан и многократно проверен на практике комплекс действительных мер антиинфляционного регулирования. Как мы убедились, бороться можно только с открытой инфляцией. Подавленная инфляция не оставляет государству иного выбора, кроме переключения ее на открытый режим.

Прежде всего выясним, какие действия государства можно отнести к антиинфляционным. Так, различные варианты противоинфляционных компенсаций и иные способы социальной защиты населения воздействуют не на причины инфляции, а на ее последствия и от нее не спасают.

Неправомерно причислять к антиинфляционному регулированию и тотальный административный контроль цен. [10, С. 41]

Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно на устойчивое неравновесие рынков (предложение и спрос) либо на механизм инфляции. Это есть критерий, согласно которому антиинфляционные меры можно отличить от всех остальных.

Различают антиинфляционную стратегию, соединяющую цели и методы долговременного характера, и тактику, которая дает результаты в краткосрочном периоде времени. Обратимся к важнейшим задачам антиинфляционной стратегии.

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий.

Во-первых, всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Потребитель должен убедиться, что колебание цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходит под влиянием спроса и предложения.

Во-вторых, существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спроса, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.


Глава 2. Инфляция в современной российской экономике
2.1 История инфляции в России

инфляция

Инфляция известна хозяйствующему человечеству с самого момента изобретения всеобщего эквивалента - денег. В разные периоды истории Россия по разному переживала проблемы с нею связанные. Все теоретически известные виды инфляции в 20 веке были испытаны в ее экономике, причем некоторые оказались уникальными, присущими только нашей стране.

Если начать отсчет с того момента, когда инфляция стала известна в России в привычном для нас виде, то неизбежно таким рубежом надо назвать 1769 год. Именно в том далеком году указом Екатерины II были созданы банки Московский и Петербургский, основным назначением которых был выпуск и размен ассигнаций на звонкую монету. Но довольно скоро в стране, уже год как ведущей тяжелую войну с Турцией, банки перестали поддерживать Инфляция известна хозяйствующему человечеству с самого момента изобретения всеобщего равновесие между металлическим покрытием ассигнаций и их числом. Иначе говоря, началась необеспеченная эмиссия, курс ассигнаций резко пошел вниз и их номинал стал в разы отличаться по покупательной способности от серебряного рубля.

Попытка Павла I изъять необеспеченную металлом долю ассигнаций в конце концов удалась, но уже к 1800 году правительство не сумело удержаться от эмиссии и курс ассигнаций опять пополз вниз - в 1800 - 1805 гг. он колебался от 66 до 80 копеек серебром за рубль ассигнациями. Основной причиной эмиссии был хронический дефицит бюджета, особенно усиливавшийся в годы войн, которые Россия почти постоянно вела с последней четверти 18 века. [3, С. 96]

Первыми серьезными попытками понять явление было предпринято Комиссией по составлению законов со М.М. Сперанским во главе.

Сперанский первый предположил, что необеспеченная эмиссия представляет собой своеобразный налог, который по разному ложится на разные слои общества.

И в первую очередь на тех, кого бы мы назвали бюджетниками - получателей от казны жалования, пенсионов и прочих, получавших фиксированные выплаты ассигнациями но номиналу. Другой проблемой был подрыв коммерческого кредита в стране - займы деноминированные в ассигнациях имели серьезные курсовые риски, удорожавшие их цену.

Несмотря на осознание важности оздоровления финансов, руководители Министерства финансов долго не понимали, что ассигнации представляли уже к тому времени самостоятельную платежную единицу. Вплоть до Е.Ф. Канкрина, ставшего министром финансов в 1823 году, необеспеченная металлом доля ассигнаций считалась государственным долгом страны. Канкрин первым заявил: "Бумажные деньги всякого рода в существе своем вовсе не то, что какой-либо государственный долг, и вовсе нелогично величают их так. Бумажные деньги скорее имеют сходство в сущности своей с ухудшенными металлическими монетами, - это род затаенного налога без названия". Теперь то мы знаем это название - инфляционный налог.

Проведя по сути денежную реформу и заменив ассигнации на кредитные билеты, Канкрин сумел стабилизировать финансовую систему страны. Но не надолго - Крымская война вновь запустила печатный станок, начав длительный период инфляции, который завершился только в конце XIX в. реформой С.Ю. Витте. Инфляция в этот период имела своей причиной два основных фактора - бюджетный дефицит и заинтересованность в ней дворянства.

Последним она давала возможность выплачивать долги в казну (к тому времени большинство поместий в стране были так или иначе должны казенным банкам) обесценивавшимися кредитными билетами, при том, что дворяне получали доходы от экспорта своей сельскохозяйственной продукции в звонком металле. Курсовая разница на кредитный рубль, достигавшая 20%, делала экспорт чрезвычайно выгодным делом.

Упорядочение бюджета - а с начала 70-х годов XIX в. обыкновенный бюджет сводился с профицитом и чрезвычайные бюджеты составлялись исключительно на нужды постройки железных дорог, поощрение экспорта и общий подъем экономики позволил понемногу накапливать разменный фонд и тем самым укреплять курс рубля. Несмотря на периодические потрясения вроде русско-турецкой войны 1877 - 1878г, эту политику с теми или иными вариациями проводили предшественники Витте на посту министра финансов. Тем самым они заложили основу его реформы - введения золотого рубля, позволившей иметь России самую устойчивую валюту за всю ее историю

Закон о запасе эмиссионного права Государственного банка, требовавший иметь не более 300 миллионов рублей бумажных денежных знаков, не обеспеченных золотом, позволял вплоть до 1914 года развиваться экономике в условиях стабильных финансов. Эмиссионная система России была тогда самой жесткой в Европе. Но благополучие закончилось с началом мировой войны - уже 27 июля (9 августа) 1914 года Государственный банк России объявил о приостановке размена кредитных билетов на золото.

Начав с получения чрезвычайных военных кредитов, что было вполне оправдано, правительство Горемыкина ввела "сухой закон", оправдывая его также войной. [11, С. 32]

Трудно сказать чего больше было в этом решении - идеализма или просто глупости, но эта мера привела к потере 1 миллиарда рублей доходов казны. Возместить эти потери можно было включив печатный станок - с 1913 по 1916 г. количество денег в обращении увеличилось в 4 раза.

Причем эти деньги ничем уже не были обеспечены - ни золотом, ни товарами в условиях падения производства гражданской продукции и роста производства вооружений. Одновременно сокращалось количество работающих в экономике из-за призыва на фронты войны.

Государство в условиях начавшейся инфляции, сокращавшей его реальные доходы, с одной стороны наращивало эмиссию, а с другой - вводило указные и твердые цены. Указные цены это была попытка отказавшись от прямого налогообложения включить налог в систему цен как разницу между рыночной и указной ценой на закупаемые государством товары.

К 1916 году такая политика привела к тому, что начался распад единого рынка - губернаторы стали запрещать вывоз из своих губерний сельскохозяйственных товаров и сырья. Начались складываться местные цены - например среднеквадратическое отклонение от средней по стране цены на пшеницу в 1916 г. доходило до 42 копеек, при 13 копейках в 1913 году. Единство денежной системы страны тоже пошатнулось вместе с процессами вымыванием из оборота монеты и усилением уже к 1916 году роли продовольствия в качестве денежных средств в народном обращении.

Инфляция развивалась первоначально по вполне объяснимым причинам - нарушение баланса спрос-предложение, увеличение необеспеченных денег в обороте. Но к 1917 году она все более стала выходить за эти обычные рамки, главным фактором инфляции стало разрушение рыночных отношений.

Регионализация экономики, разрушение бюджетных отношений особенно при после Февральской революции, оставило для Временного правительство только одно средство - эмиссию.

Если с 1915 по 1916 количество денег в обращении увеличилось по номиналу на 67%, то с 1916 по 1917 - на 127%. С марта по октябрь 1917 года эмиссия составила 25 миллиардов рублей.

Результат не замедлил сказаться - инфляция с 1914 г. бывшая ползучей, к 1917 г. приобрела галопирующий характер: с 1 января 1914 по 1 января 1917 г. рост цен составил 194%, а с 1 января по 1 декабря 1917 г. - уже 426%.

Октябрьская революция и приход к власти большевиков не остановил, да и не мог остановить начавшуюся гиперинфляцию - уже созданный инфляционный мультипликатор, когда рост на 1% денежной массы давал 5,4% роста цен, приводил к тому, что любое уменьшение эмиссии приводило к невозможности оплачивать государственные расходы. Во многом правительство Ленина шло на поводу событий, но до определенного момента - при общем падении роли денежного обращения и росте натурального обмена, было решено провести коммунистические принципы в жизнь. А именно - отменить денежное обращение вообще.

С марта по декабрь 1920 года были изданы ряд декретов СНК последовательно отменявших денежную оплату разных категорий товаров и услуг. Но эта затея продолжалась недолго - с августа - ноября 1921 года совзнаки начали обслуживать торговый оборот страны, в которой была объявлена новая экономическая политика - НЭП.

С декабря 1922 года были введены банкноты Государственного банка - червонцы. В параллельном хождении их и совзнаков была заложена идея вытеснения последних. Уже перед введением червонца совзнак перестал быть средством накопления, с введением червонца он перестал быть и масштабом цен. Инфляция целиком переместилась в оборот совзнаков.

Из-за неравномерности проникновения в денежный оборот твердой валюты был создан весьма своеобразный механизм эмиссионного налога совзнаков. Его суть в том, что он в основном приходился на те слои населения, которые в силу бедности и удаленности от возможностей обмена совзнаков на червонцы, не могли ими пользоваться. Примерно год прошел с того момента, когда с началом эмиссии твердой валюты червонец занял аналогичное место в деревне. [5, С. 78]

В течение года в городе он уже обслуживал оборот, в деревне почти год продолжала обращаться обесценившаяся валюта совзнаки. Такая неравномерность создала возможность дополнительной перекачки ресурсов из сельского хозяйства.

Курс на индустриализацию и свертывание НЭПа начался с принятия решения о масштабной эмиссии. В 1926 г. Госплан назначил увеличение денежной массы на 76% при снижении оптовых цен на 8%. Уже к 1927/28г розничные цены отклоняются от равновесных на 87%. В условиях вмешательства государства в ценообразование регулирующая роль цен не могла уже себя проявить. Попытки прямого администрирования цен не удались и временно были отменены, но диспропорции к тому времени уже были таковы, что началась инфляция, причем разная в регионах.

Можно заключить, что НЭП начавшись с инфляции, ею же и закончился. Но это была уже несколько иная инфляция - рубль перестал иметь единую покупательную способность, когда для одних категорий населения значил одно, а для других совсем другое. В конце концов, это привело к складыванию двухмасштабной системы цен, так или иначе просуществовавшей до распада СССР.

Основной ее чертой были государственное регулирование цен, причем поддерживался значительный разрыв между оптовыми и розничными ценами. В отношении 1913 г. индекс оптовых цен 1932 г составлял 2,15, а розничных - 4,96. Эта политика была постоянной и целенаправленной - к 1937 г. оптовые цены возросли на 45,6% при росте розничных только на 23,8%. Таким образом разрыв был настолько велик, что такое медленное сокращение указанных "ножниц цен" было почти незаметным. Это и неудивительно - доход от разницы и составлял тот источник, из которого государство черпало на развитие своих приоритетных программ - развитие тяжелой и оборонной промышленности.

Двухмасштабная система основывалась также на разрыве цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией, внутри индустрии - между продукцией тяжелой и легкой промышленности. Пика эта система достигла во время Великой Отечественной войны, когда к указанным системам цен добавилась сеть коммерческих магазинов, где цены превышали единые розничные государственные цены в 30 - 100 раз.

После войны государство оценив величину доходов, уплывших от него через неконтролируемые сегменты им же построенной системы многомасштабных цен, резко свернула коммерческую торговлю. Через денежную реформу 1947 года накопленные спекулянтами на игре с ценами средства власти стремились вернуть в свой доход. Частично это удалось, а кроме того государство существенно сжало денежную массу. За счет этого в течение нескольких лет оно могло позволить себе снижать розничные цены, при одновременном повышении закупочных цен.

В рыночной экономике такие величины были бы признаны галопирующей инфляцией, но в советской экономике это было только использование заложенного ранее запаса прочности в виде дисбаланса цен.

Вплоть до распада СССР в послевоенный период население не сталкивалось с открытой инфляцией - она была ему известна в форме скрытой.

При наличии стабильных цен периодически возникавшие дефициты товаров представляли собой именно скрытую инфляцию. Механизм ее был сложнее, чем просто дороговизна - дефицита. Корная это скорее скрытый налог, снижавший реальную заработную плату работника при социализме. Но поскольку коэффициент корреляции денежной массы с фондом заработной платы в 70 - 80-х годах составлял 0,995, то снижение реальной зарплаты можно было рассматривать как обесценение денег имеющихся в распоряжении у населения.

С открытой инфляцией советские люди встретились в последние годы существования Союза.

Сначала это были так называемые договорные и кооперативные цены, легализированные в создаваемом негосударственном секторе. Но с марта 1991 года впервые государство признало свою неспособность контролировать цены и объявило о разовом повышении цен, индекс которых составил 2,33 только по официальной статистике. Затем был распад Союза и "либерализация" по Гайдару. [4, С. 86]

В основе плана реформ было с одной стороны освобождение от административного контроля над ценами на 90% товаров, а с другой - привязка розничных цен к оптовым через предельную торговую надбавку в 25%.

Однако в условиях значительного бартерного оборота между самими предприятиями и существующего потолка платежного спроса населения ценовые диспропорции только усиливались. Попытки правительства Гайдара сжать денежную массу на этом фоне в свою очередь привело к коллапсу взаимных неплатежей. Иного способа кроме как начать кредитование для "расшивки" неплатежей не нашлось. Деньги опять хлынули в экономику, не имеющую достаточного количества рыночных инструментов для регулирования денежного хозяйства.

И цикл "ползучая инфляция - галопирующая - гиперинфляция " повторился, как и в начале века, на разных своих этапах причудливо отображая знакомые по истории ситуации, как рыночного способа хозяйствования, так и планово-административного…


2.2 Особенности инфляционных процессов в России
Особенности инфляционного процесса в Российской Федерации. Обобщая результаты исследования инфляционных процессов в процессе рыночной трансформации российской экономики, можно выделить следующие особенности инфляции.

1)С позиции характеристики типов инфляции следует отметить, что инфляция спроса, которая преобладала на начальном этапе рыночных преобразований в Российской Федерации, в результате либерализации цен и проведения жесткой денежной политики преобразовалась в 1990-е годы в инфляцию расходов, которая происходила в условиях экономического спада производства и роста безработицы. С конца 1990-х годов повысилось значение инфляции спроса, которая сочеталась с инфляцией затрат. В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс.

Корни возникновения инфляции затрат в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпутывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка.

Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет маржи между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке.

Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать приобретателя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция расходов. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии затрат на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика Российской Федерации имеет другую направленность - скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции расходов в современной переходной экономике.

Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции затрат, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе.

Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпутываться за счет рынка базовых отраслей производства.

2) Монетарные факторы инфляции, играющие значительную роль в развитии инфляционных процессов в развитой рыночной экономике, в Российской Федерации не оказывали значительного влияния на инфляцию.

3) Инфляционные процессы в трансформируемой экономике Российской Федерации представляют собой несбалансированную инфляцию. Это нашло отражение как в опережающих темпах роста цен на материальные ресурсы, так и цен на платные услуги.

4) На протяжении всего периода рыночных преобразований в российской экономике проявлялось действие внешнеэкономической инфляции, связанной с динамикой валютного курса, чистого экспорта, мировых цен на вывозимую продукцию, структурой экспорта и импорта. В наибольшей степени она проявилась после августовского кризиса 1998 г. и в последующий период в связи с ростом мировых цен на топливно-энергетические ресурсы.

5) В трансформируемой экономике Российской Федерации наблюдалась скрытая инфляция, связанная с долгом государства по заработной плате работникам бюджетных организаций и социальным трансфертам населению, и частных фирм по оплате труда наемным работникам.

Вследствие значительной суммы задолженностей по зарплате в 1990-е годы официальные темпы инфляции были ниже потенциальных, которые были бы при своевременном поступлении выгод населению.

6) инфляция в Российской Федерации происходила в 1990-е годы при значительном сокращении совокупного спроса субъектов экономики.

Произошло уменьшение всех элементов совокупного спроса, за исключением чистого экспорта: потребительских издержек домашних хозяйств, валовых частных инвестиций, государственных затрат, что также подтверждает решающую роль немонетарных факторов инфляции в Российской Федерации. Снижение потребительских издержек было связано с обесценением личных сбережений, накопленных в СССР в результате либерализации цен, и уменьшением текущих реальных прибылей населения. Существенное сокращение инвестиционных затрат фирм в 1990-е годы было обусловлено значительным удельным весом убыточных предприятий, высоким уровнем налогов и процентных ставок, вывозом капитала, инфляционными ожиданиями.

Существенное сокращение государственных издержек было связано с сокращением налогооблагаемой базы предприятий, уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, присвоением в результате приватизации значительной части природной аренды частными собственниками.

7) Значительное влияние на инфляционные процессы в Российской Федерации оказывает теневая экономика. Ее воздействие обусловлено прежде всего тем, что в связи с неуплатой налогов в этой сфере относительно увеличивается совокупный спрос в экономике. Кроме того, сокращаются доходы государственного бюджета и возможность при соответствующих экономических условиях возникновения его дефицита.

8) Инфляционные процессы в Российской Федерации усилили процесс существенной дифференциации выгод населения в результате реализации программы приватизации государственного имущества.

9) В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада в экономике объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. [11, С. 60]

Значительная часть экономического спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.

Взаимосвязь рецессии производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут расхода на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют "фиксированные издержки". В частности, экономический спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых.

Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих затрат, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные.

Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в Российской Федерации была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), не урегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.

Неполная загрузка производственных мощностей во многих отраслях российской экономики позволяет использовать факторы увеличения спроса для замедления инфляции в результате более полного использования незагруженных мощностей и снижения на этой основе средних и предельных расходов, роста объемов национального производства и совокупного предложения продукции.

10) В системе мер по борьбе с инфляцией в 1990–е годы преобладали монетарные методы регулирования, которые по-прежнему являются определяющими в государственной экономической политике. Жесткая денежная политика в 1990-е годы нашла отражение в существенном снижении коэффициента монетизации, развитии бартерных сделок и взаимозачетов.

Вместе с тем она привела к значительному спаду в экономике производства и резкому сокращению инвестиций в основной капитал. В 2000–е годы возросло значение финансовой политики в сокращении влияния факторов инфляции затрат, что выразилось в снижении ставок налогов и формировании профицитного государственного бюджета.

11) Антимонопольная политика как средство регулирования инфляционных процессов характеризуется недостаточной эффективностью действия, что проявляется в опережающих темпах роста цен на продукцию естественных монополистов по сравнению с темпами инфляции.

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономики к рыночной.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертрофированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет не только монетарную природу.

В качестве причин инфляции приводятся следующие.

1. Структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы, микро- и макроэкономические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя может быть остановлена только после радикальных структурных преобразований, они требуют десятилетий.

2. Высокий уровень монополизации экономики, что объясняет монопольный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены.

3. Глобальная милитаризация экономики, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти секторы экономики по своему определению являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и производится только по государственным заказам, а финансирование осуществляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются достаточно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориентированные секторы экономики.

Иными словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложением этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет базу для роста инфляции.

4. Огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать конкурентную среду для внутренних производителей, не может полностью нейтрализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики. При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние высокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:


  • обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;

  • происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;

  • нестабильность денежной системы страны, иностранные денежные знаки время от времени вытесняют национальную валюту;

  • денежные накопления предприятий обесцениваются, тормозятся инвестиционные процессы. [9, С. 78]

Во многом снижение инфляции явилось следствием последовательно осуществляемого контроля за состоянием конъюнктуры на финансовом и валютном рынках.

Способствуя развитию банковской системы, Центральный Банк России использовал весь арсенал доступных ему рыночных инструментов регулирования предложения денег в экономике: политику резервных требований, дисконтную политику, политику рационального предоставления кредитов, меры административного воздействия в сфере валютного контроля и валютного регулирования.



Заключение
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием набегания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д.

В итоге процесс инфляции в различных его проявлениях носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики.

Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.



Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Список литературы


  1. Афанасьев М. Инфляция издержек и финансовая стабилизация// Вопросы Экономики, 2012, №3.

  2. Беляков А. Еще раз о природе инфляции. // Вопросы Экономики, 2012, №12.

  3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., Пресса, 2013.

  4. Большая книга по экономике//Пер. с нем. Годфрида В. – М.: ТЕРРА, 2014. – 736с.

  5. Введение в рыночную экономику// под ред. А. Лившица М: Высшая школа, 2014.

  6. Долан Э., Линдсей. Д.Э. Макроэкономика. – М.: Дело,2013.

  7. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2012

  8. Красавина Л.Н. Инфляция и антиинфляционная политика в России. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 256с.

  9. Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России // Финансы и кредит. – 2014. - № 20. с. 2.

  10. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России // Деньги и кредит. – 2014. - № 9. с. 12.

  11. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2014.

  12. Курс экономической теории. / под. ред. Чепурина, Е. Киселевой. – Киров, 2012.

  13. Лыкова Л. Причины и структура инфляционного процесса. // Вопросы Экономики, 2011, №2.

  14. Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики // Финансы и кредит.-2012.- № 6. с. 2.

  15. Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. – 2014- № 12. с.100.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Общая характеристика
Лабораторная работа
Теоретические аспекты
Методические указания
Дипломная работа
Федеральное государственное
Пояснительная записка
Рабочая программа
Методические рекомендации
История развития
Общие сведения
Практическая работа
Физическая культура
Теоретическая часть
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Краткая характеристика
Основная часть
Современное состояние
государственное бюджетное
Финансовое планирование
теоретические основы
Самостоятельная работа
история возникновения
государственное образовательное
Практическое задание
Направление подготовки
Правовое регулирование
Теория государства
Методическая разработка
Российская академия
бюджетное учреждение
Гражданское право
Учебное пособие
образовательное бюджетное
Антикризисное управление
Конституционное право
концепции личности
Уголовное право
Общая часть
Политические партии
История возникновения
прохождении производственной
основная часть
Экономическое содержание
истории развития
Организационная структура
Организация производства