Период младшего школьного возраста



Скачать 31.54 Kb.
страница1/3
Дата25.11.2018
Размер31.54 Kb.
Название файлаmladshiy_shkolnyy_vozrast (1).docx
  1   2   3

ПЕРИОД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План



  1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

  2. Физическое, нервно-психическое, социальное и познавательное развитие




  1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста продолжается в течение 5—6 лет (с 6—7 до 11—12 лет) и характеризуется дальнейшим совершенствованием физиологических функций органов и систем ребенка.

Центральная нервная система. В младшем школьном возрасте продолжает развиваться и совершенствоваться центральная нервная система; совершенствуется, прежде всего, анализаторская и синтезирующая деятельность коры головного мозга, закрепляются реакции активного торможения, что связано и с увеличением массы головного мозга (примерно в 3 раза к 7 годам), и с совершенствованием структуры коры головного мозга — к 8 годам кора головного мозга похожа по строению на кору головного мозга взрослого человека. В этом возрасте у детей вырабатываются активные тормозные процессы, достаточно легко формируются сложные условные рефлексы.

Кожа и подкожная жировая клетчатка. Кожа детей этого

возраста гладкая, эластичная, розовая, покрыта небольшим количеством пушковых волос. Сальные и потовые железы функционируют. Основные функции кожи выражены в достаточной мере.



Костно-мышечная система. На протяжении всего периода,

так же как и в более раннем возрасте, появляются новые ядра окостенения в некоторых костях, в частности в костях кисти, в других эти процессы заканчиваются, т.е. достаточно интенсивно происходят процессы окостенения костей скелета, замена хрящевой ткани костной. При этом точки окостенения появляются в строго определенной последовательности, позволяющей определить степень биологического развития. Совокупность точек окостенения называется костным возрас­

том. По мере развития и укрепления мускулатуры оформляются и интенсивно растут костные бугры и выступы, к которым с помощью сухожилий прикрепляются мышцы, причем они вытягиваются и укрепляются по мере увеличения массы мышц, их роста. Лишь к концу этого периода, к 11—12 годам, внешнее строение и гистологическая структура приближаются к характеристикам кости взрослого человека. К этому же возрасту меняется форма грудной клетки, она переходит в положение как бы максимального вдоха.

Кости таза растут достаточно интенсивно до 6 лет. В младшем школьном возрасте, особенно в его начале, происходит относительная стабилизация размеров таза, сменяющаяся интенсивным его развитием у девочек в периоде полового созревания, начало которого приходится на младший школьный возраст. Также как и формирование костной системы ребенка, проявляющееся возникновением точек окостенения, весьма важным показателем его биологического развития является



формирование постоянного наряду с молочным прикуса, т.е. наличие постоянных зубов, появление которых начинается в середине дошкольного периода. В возрасте 11—12 лет появляются вторые большие коренные зубы (вторые моляры). Ориентировочную оценку количества постоянных зубов можно провести, воспользовавшись формулой: X = 4п — 20, (2.17), где X — количество постоянных зубов; п — число лет, исполнившихся ребенку (п < 13). В этом возрасте продолжается усиленное развитие мускулатуры, однако интенсивность ее роста несколько меньшая, чем в предыдущие возрастные периоды. Развитие мышц у детей вообще идет неравномерно, а в младшем школьном возрасте эта неравномерность определяется еще и половыми различиями. В начале периода развиваются мелкие движения мышц, что способствует обучению письму, но при этом мышцы быстро утомляются. На этот возрастной период приходится максимальный прирост выносливости, причем максимума он достигает в 7—10 лет. С 8—9 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц, быстро восстанавливается работоспособность мышц, что связано с хорошим развитием кровеносной сети и интенсивным обменом, способствующим вымыванию из мышц молочной кислоты, — именно на возраст 7—9 лет приходятся наивысшие показатели восстановления работоспособности мышц, после этого возраста восстановление происходит хуже. В возрасте 10—12 лет по показателям мышечной силы девочки превосходят мальчиков — это, пожалуй, единственный период, когда девочки сильнее. После 10 лет интенсивно происходит и совершенствование сложности, точности и координации движений, особенно мелких мышц.

Дыхательная система. Органы дыхания в этом периоде жизни получают дальнейшее развитие. Так, к 8—9 годам развивается пещеристая ткань носа, к 7—12 — решетчатая пазуха носа. Отличительной особенностью в развитии дыхательной системы в этом периоде является значительное увеличение размеров бронхов, легких, увеличение количества альвеол, а также их диаметра и площади. К 12 годам количество альвеол примерно в 9 раз больше, чем у новорожденного, увеличивается и масса созревшей ткани легкого, что в конечном итоге приводит к увеличению площади соприкосновения легочной ткани с воздухом. Развиваются коллатеральные пути вентиляции, включая поры между альвеолами и бронхиолами. На этот период возрастной биографии приходится заключительная стадия развития легких. Вследствие увеличения массы созревшей легочной ткани, увеличения площади альвеол уменьшается частота дыхательных движений до 18—20 в минуту.

Сердечно-сосудистая система. Из особенностей развития сердечно-сосудистой системы в этот период можно отметить относительно медленные темпы роста сердца. На период от 7 до 12 лет приходятся время наименьшей энергии его роста, но происходят окончательная дифференцировка тканей сердца, обогащение эластической и соединительной тканью, утолщение мышечных волокон. В конце младшего школьного возраста масса сердца девочек временно превышает массу сердца мальчиков, в остальные же возрастные периоды масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Необходимо отметить, что в этот период ширина сердца удваивается по сравнению с периодом новорожденное. Продолжается и развитие сосудов. Именно в этом возрасте происходит выравнивание диаметров аорты и легочной артерии, в последующем диаметр аорты превышает диаметр леточной артерии. Структура сосудов становится такой же, как у взрослых. Частота сердечных сокращений в этом возрастном периоде составляет 80—90 ударов в минуту, артериальное давление у

мальчиков ориентировочно определяется по тем же формулам что и у детей преддошкольного и дошкольного возрастов, т.е.: АД = 90 + 2п (систолическое) и АД = 60 + 2п (диастолическое). Для девочек эти показатели на 5 мм рт. ст. ниже. Необходимо отметить, что препубертатный возраст является одним из периодов, когда артериальное давление растет более интенсивно.



Пищеварительная система. Органы пищеварительной системы отличаются быстрым ростом, и в первую очередь это касается желудка: его емкость к 10—12 годам составляет 1300—1500 мл, а вот кишечник растет относительно медленно. К этому же возрасту устанавливаются свойственные взрослым пропорции между отдельными частями желудка. Поджелудочная железа к возрасту 6—10 лет достигает массы 30—36 г, что в 1,5—2 раза меньше массы поджелудочной

железы взрослого, к 10—12 годам поверхность ее становится бугристой вследствие выделения границ долек. Печень после 7 лет не выступает из-под реберной дуги, а морфологическое и гистологическое ее строение становится таким же, как у взрослых, к 8 годам.



Система кроветворения в младшем школьном возрасте

приобретает черты, характерные для взрослого.



Система анализаторов. Орган зрения полностью сформирован, до 10-летнего возраста прирост преломляющих свойств глаза при переводе взора с удаленного предмета на более близкий выше, чем у взрослых. В последующих возрастных периодах объем аккомодации снижается.

В этом возрасте продолжается развитие слухового восприятия, что приводит к увеличению звуковой чувствительности. Продолжают развиваться и вкусовые ощущения. Ребенок в этом возрасте способен различать не только основной вкус, но и градации концентраций и соотношения между компонентами различного вкуса.



Мочевая система. Органы мочеобразования и мочеотделения растут относительно медленно вплоть до периода полового созревания. Однако в этом возрастном периоде интенсивно развиваются клубочки, при этом увеличивается их диаметр. Емкость мочевого пузыря во многом зависит от тонуса мышц и к возрасту 9—10 лет составляет около 600 мл, к 12—13 годам — около 1000 мл. При этом примерно со школьного возраста емкость пузыря у мальчиков больше, чем у девочек.


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Общая характеристика
Методические указания
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Методические рекомендации
Практическая работа
Пояснительная записка
Федеральное государственное
История развития
Основная часть
Общие сведения
Теоретическая часть
государственное бюджетное
Физическая культура
Направление подготовки
Методическая разработка
История возникновения
Самостоятельная работа
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Практическое задание
Краткая характеристика
бюджетное учреждение
государственное образовательное
Гражданское право
Учебное пособие
Российская академия
образовательное бюджетное
Название дисциплины
Общие положения
теоретические основы
Современное состояние
история возникновения
Понятие сущность
Общая часть
Уголовное право
Правовое регулирование
образовательная организация
Финансовое планирование
Техническое задание
прохождении учебной
Государственное управление
Теория государства
Организация работы
Организация производства
Физические основы