Перечень вопросов к экзамену по курсу «Гендерная Психология и психология сексуальности»



страница1/36
Дата25.11.2019
Размер1.69 Mb.
Название файлаГендерная экзамен.docx
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Перечень вопросов к экзамену по курсу «Гендерная Психология и психология сексуальности».

1. Предпосылки развития гендерной психологии.

Гендерная психология – это область психологической науки, имеющая длинную предысторию и очень короткую историю. Но было бы неправомерным рассматривать эту историю только с 70-х гг. 20 века. Также неправомерно считать её детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам.

В истории гендерной психологии можно выделить 5 этапов:

Разработка соответствующих идей в русле философии (от античных времён до конца 19 века)

Формирование предмета и разделов гендерной психологии (конец 19 века – начало 20 века)

«Фрейдовский» период, связанный с именем З. Фрейда и психоанализом (начало 20 века – 1930-е гг.)

Начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий (1950–1980-е гг.)

Бурное развитие гендерной психологии: всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфичных гендерных методик (с 1990-х гг. по настоящее время).



Говоря об античном периоде гендерных исследований следует отметить Платона и Аристотеля, которых можно обозначить как представителей первого периода становления взглядов на гендер.

Платон Афинский в своих трудах «Пир», «Государство» и других ввёл понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов. Отношение к женщине было противоречивым: с одной стороны он считал её низшим существом, «пошлой Афродитой», с другой стороны – допускал её участие в делах государства наравне с мужчиной [7, С. 9].

Аристотель Стагирит, в отличии от Платона выглядит скорее «антифеминистом». Взаимоотношения жены и мужа, должны быть отношениями рабы и господина. На его взгляд, мужчина и женщина не равные существа, мужчина – норма, женщина – отклонение от неё. Многие мысли Аристотеля по-прежнему повторяют люди 21 века – столь живучи гендерные стереотипы, подчёркивает Т.В. Бендас [7, С. 10].

В эпоху Возрождения Томас Мор в своей «Золотой книге» рисует идеальное государство, где занятия мужчин и женщин не различаются. Здесь подразумеваются будущие гендерные проблемы: равенство способностей мужчин и женщин к разным занятиям и к обучению, а также лидерских способностей; ставится также проблема гендерных отношений [35, С. 462].

Иммануил Кант разделял мужчин и женщин, во-первых, по характеру участия в политической жизни и, во-вторых по характеристикам личности и поведения. Мужчинам свойственно активное гражданство, а женщинам – пассивное. Очень часто мыслители прошлого отмечали различие мужчин и женщин, но причина этих различий часто казалась им «естественной», «природной» [7, С. 12].

Различие норм поведения, разделение труда между мужчинами и женщинами, своеобразие полов, сравнение одного пола с другим – эталонным, даже мысль о необходимости регулирования рождаемости – это проблемы, которые и сейчас актуальны для гендерной психологии.

Итак, на первом этапе разные учёные высказывали отдельные идеи, которые в дальнейшем были полезны при разработке гендерной психологии, но как самостоятельная область она ещё не сложилась.

Второй этап – период формирования предмета и естественнонаучных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада изменилась ситуация. Во Франции, Англии и США набрало размах движение за освобождение женщин. Это движение нельзя считать как часть истории гендерной психологии как науки, однако было оказано стимулирующее влияние в разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии.

Ещё одним фактором, повлиявшим на развитие гендерной психологии, стало совместное обучение представителей обоих полов в различных учебных заведениях, отмечает В.П. Багрунов [3, С. 56]. Это побудило исследователей сравнить этих представителей между собой. Параллельно сформировались 2 ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий.

Работа австрийского учёного Отто Вейнингера «Пол и характер», вызвала бурю споров, которые не утихают по сей день. С одной стороны, он высказал массу идей, поражающих точностью наблюдений за поведением обоих полов. С другой, некоторые из них абсолютно неприемлемы, так как пронизаны духом мизогинии (ненависти к женщинам). По его мнению, кроме 2 основных полов существуют «промежуточные формы пола» [7, С. 17]

В конце 19 века стали проводиться первые исследования женщин – в Германии, Франции, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, посвящённых им или сравнению с мужчинами, в частности работы Т. Хиггинсона [21, С. 23], Л. Фратти, Х. Ланге [38, С. 27], М. Лефера, Х. Марион, Л. Мархольм [3, С. 34], Э. Кей.

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать Г. Гейманса [7, С. 25]. Его книга «Психология женщины» отличалась от предыдущих произведений своей научностью, а также он сам провёл 2 масштабных исследования по изучению характеристик поведения, которые чаще всего остаются за пределами внимания психологов. В 1915 г. Л.П. Кочеткова [35, С. 465] высказывает мысль о том, что функция продолжения рода является помеха для развития женщин, призывает к стерилизации. Эти идеи не способствовали развитию гендерной психологии, а, наоборот, тормозили её. Сама тематика, вела к «войне полов».

Таким образом, к концу 2 периода сформировалось представление о предмете гендерной психологии и основных её разделах, таких как психология половых различий, психология женщины, гендерная социализация, сексуальная социализация.

Начались экспериментальные исследования. Хелен Томпсон, Хелен Дойч, Лета Холлигворс, Джоана Лампл де Грут [21, С. 22] в своих экспериментах продемонстрировали, что интеллектуальное подобие между женщинами и мужчинами намного превосходит различие, и призвали строить новую отрасль психологии на точном и тщательном исследовании. Однако движение за равноправие полов сыграло здесь негативную роль, верно подмечает Ф.Л. Джейс [15, С. 154]: как только обнаруживались факты, свидетельствующие о специфических особенностях мальчиков и девочек, они вызывали столь нездоровую реакцию в обществе, что порой объявляли артефактами.



Третий этап – «психоаналитический». Начало ознаменовывалось деятельностью Зигмунда Фрейда.

Самого Фрейда трудно отнести к «гендерным» психологам. Однако редкие его высказывания о женщинах были возведены в ранг непреложных истин и на многие годы сформировали стереотипное представление о женщине [7, С. 33].

В дальнейшем отношения между психоанализом и психологией женщины развивались противоречиво. В 1960 г. психоанализ был объявлен опасным для женского душевного здоровья, но тем не менее психоанализ остаётся одним из классических направлений в исследовании женщины.

Четвёртый период – появление первых теорий.

Несмотря на начавшиеся исследования и успехи гендерной психологии, наблюдается перерыв до середины 20 века. Причина – влияние движения за освобождение женщин, на этот раз негативное.

Среди авторов многочисленных работ данного периода можно выделить 5 женщин: Мартину Хорнер, Элеонор Маккоби, Сандру Бэм, Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган [7, С. 36].

Элеонор Маккоби – наиболее известное имя в психологии половых различий. В своих монографиях она употребляет термин «пол» наряду с термином «гендер».

В 1974 году внимание гендерных психологов переключилось на другую концепцию – Сандры Бэм [35, С. 124]. Эта концепция касалась существования 3 типов людей с различной гендерной идентичностью:

с преобладанием фемининных характеристик

с преобладанием маскулинных характеристик

«андрогинных» – тех, у кого наблюдался баланс маскулинных и фемининных характеристик.

Таким образом, на этом этапе за рубежом было накоплено множество эмпирических фактов и появились первые попытки создать концепции, которые бы их объясняли.

Пятый период характеризуется бурным развитием гендерной психологии. Признаками расцвета этой области служат новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всём мире, адаптирование методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфичных гендерных методик.

На новом этапе учёные приступили к более тонкому освоению гендерной проблематики. Стали известны области, в которых наиболее часто обнаруживаются половые различия (в частности, превосходство мужчин по зрительно-пространственным способностям), их проверяют в разных культурах, идёт поиск причин, объясняющих эмпирические факты. Исследования стали тщательнее планироваться, обнаружена масса методик, которые оказались чувствительными к изучению мужчин и женщин. Появились изменения и в организационном плане, психологические департаменты не могут сдать годовой отчёт, если в него не включены данные о проведении гендерных исследований.

Таким образом, в научной психологии стала учитываться «вторая половина человеческого опыта» – женская. В многочисленных исследованиях проводится изучение равных половых возможностей. Психологи всего мира, Ш. Берн [10], Т.В. Бендас [7], И.С. Клецина [35], Л.Н. Ожигова [31], О.А. Воронина [13] и другие пытаются реализовать гендерный подход в своих исследованиях, таким образом в науке положено начало внедрения результатов гендерных исследований в практику.

2. Понятие пол и гендер.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Методические указания
Общая характеристика
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Пояснительная записка
Дипломная работа
Методические рекомендации
Федеральное государственное
Практическая работа
История развития
Основная часть
Теоретическая часть
Направление подготовки
государственное бюджетное
Общие сведения
Физическая культура
Учебное пособие
Методическая разработка
Самостоятельная работа
История возникновения
Практическое задание
Выпускная квалификационная
Краткая характеристика
квалификационная работа
государственное образовательное
Название дисциплины
Гражданское право
бюджетное учреждение
Общие положения
Российская академия
образовательное бюджетное
теоретические основы
Уголовное право
Понятие сущность
Современное состояние
Общая часть
история возникновения
Финансовое планирование
Финансовое право
Правовое регулирование
прохождении учебной
Фамилия студента
образовательная организация
Техническое задание
Теория государства
Автономная некоммерческая
некоммерческая образовательная