Основные группы социально-культурных технологий, их характеристика



Скачать 80.72 Kb.
страница1/2
Дата26.11.2018
Размер80.72 Kb.
Название файла11238 Социально культурн1111 (1).docx
ТипРеферат
  1   2


Содержание

Введение


Глава I. Теоретические основы проблемы социально-культурных технологии как средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

1.1 Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

1.2 Основные группы социально-культурных технологий, их характеристика

1.3 Проблема использования социокультурной работы с детьми

Глава 2

2.1 Описание социокультурной программы как средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста



2.1 Описание программы социально-культурных технологии как средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

2.2 Анализ результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение


Ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка является доминирующей установкой современного воспитания и образования в сфере социально-культурной деятельности. Однако надо признать, что в последние десятилетия в большей мере складывается тенденция насыщения ребёнка знаниями, нежели развития его личностных качеств. В результате у детей уже к концу дошкольного возраста формируется стереотипность мышления, эмоциональная зажатость, ограничение мотивационной сферы и, как следствие, отсутствие потребности в познании и учении.

По данным научных исследований Института возрастной физиологии РАО, в настоящее время количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, психическом и личностном развитии не имеет тенденции к снижению. Так, у 70% - 90% школьников за время обучения ухудшается физическое и психическое здоровье, около 20% шестилеток имеют психические отклонения пограничного характера, причем к концу первого класса их число возрастает до 60-70%. В сложившейся ситуации, по мнению многих известных ученых, у школ и учреждений дополнительного образования, наряду с традиционными, появилась объективная необходимость в реализации новых функций: экспериментально-исследовательской, а также социальной реабилитации, коррекции и помощи.

Следовательно, возникает потребность в поиске, разработке и адаптации таких здравоохранительных педагогических и социокультурных технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения педагогу и эффективны в работе с детьми.

Названным условиям отвечает феномен детского художественного творчества, которое может носить не только профессионально-ориентированный характер, но и решать задачи социально-культурного развития личности. В истории и теории педагогики многие авторы подчёркивали важность влияния самостоятельной созидательной деятельности на личностное развитие ребёнка. Эстетическое воспитание понималось как воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте (Г.Рид).

Цель разработать и апробировать программу эмоционального развития детей 4-5 лет .

Объект исследования: Дети 3-4 лет.

Предмет исследования: Социально-культурные технологии условия эмоционального развития детей 3-4 лет.

Гипотеза : развитие эмоциональной сферы ребенка будет эффективным при условии успешного использования потенциала клубных форм организации коллективной творческой деятельности.

Глава I. Теоретические основы проблемы социально-культурных технологии как средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста

1.1 Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Наука и образование не стоят на месте. Стремительно развиваясь и двигаясь вперед со скоростью реактивного самолета, деятели науки все чаще диктуют нам все новые и новые образовательные программы, стандарты, требования. Не успев изучить и применить на практике одну программу, нам уже «впихивают» другую. Только мы изучили новые требования СанПинов, как нас завалили новыми ФГТ. И так изо дня в день, из года в год. Деятели науки, диктуя нам новые правила, требования, стандарты, зачастую забывают о самом главном: о детях и их детстве, которое все больше становится похоже на стремительно крутящееся Чертово Колесо, а детство – это бесценный период, который интересен и уникален сам по себе и отбирать его у ребенка никто не имеет право!

В чем особенность протекания дошкольного периода детства?

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой “заделы” на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют поддержка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет “недобрано” здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть “таким, как все”, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Таким образом, детство – это самоценный период, в котором каждый период ценен сам по себе. Детство развивается очень быстро, необходимо успеть проследить за всеми изменениями в поведении ребенка и создать уникальные условия для его развития. Создать такие условия, в которых образовательный процесс не превращался в уроки за партой, а становился неотделимой частью игровой деятельности ребенка.

«Детство — этап подготовки к будущей жизни». Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенком. Между тем условие непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства!

«Взрослый — для того, чтобы учить и воспитывать; ребенок — для того, чтобы учиться и слушаться». Взаимодействие взрослых с детьми сводится к сумме: охрана здоровья + воспитание + обучение Детей. Все, что не входит в круг этих слагаемых (например, проявление “личных чувств” и т. п.), становится избыточным.

Потребность детей и взрослых в развитии своих личных, неутилитарных взаимоотношений приносится в жертву учебно-воспитательному процессу. От такой жертвы содержание его необходимым образом дегуманизируется, из него выпадает «человеческий радикал».

Каждый ребенок имеет право на счастье. Детство – это самоценный период, это первый этап становления личности который не мыслится целиком как период подготовки к школе, скорее, это этап подготовки к следующему периоду жизни.

Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6-7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его еще называют "возрастом игры", поскольку именно игра является ведущей деятельностью этого возраста.

Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-6/7 лет).

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.  

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.   

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.



Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).     

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.  

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом  в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.  

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.



Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.  

В среднем - главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношении с другим или другими. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.

В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр.

Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет. Дошкольный возраст - период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте. ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.

К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания.

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания.

Для него характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Болee богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочтительным партнером по совместной деятельности, чем взрослый. В этот период начинает формироваться мораль, и дети относят поступки и качества людей к моральным категориям и дают им оценку.

Дошкольный возраст - сенситивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знании и умении, поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Возраст от 2 до 5 лет - время наиболее бурного развития ребенка. Недаром Л.Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он "приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того".

Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику.

Ребенок на этом этапе уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в том случае, если программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Дошкольник делает только то, что он хочет делать, поэтому все формы и методы обучения в дошкольном возрасте так или иначе связаны с игрой.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без развития эмоциональной сферы. В среднем и старшем дошкольном возрасте эмоциональная жизнь ребенка исключительно насыщена и разнообразна. Недостатки в эмоциональном развитии детей проявляются в эмоциональной незрелости, в отсутствии или обилии страхов, в эмоциональной заторможенности или излишней эмоциональной подвижности, в неадекватности и бедности эмоционального реагирования и во многом другом. Недоразвитие эмоциональной сферы часто приводит к недоразвитию некоторых познавательных процессов. Всё это обуславливает актуальность развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

Pнание детей своих эмоций, чувств, настроения сводиться лишь к словам «плохое», «хорошее». Это свидетельствует о скудности словарного запаса в этой области, о желании, но пока невозможности объяснить то, что с ребенком происходит.

Занятия по развитию эмоциональной сферы включают:

Знакомство детей с основными эмоциональными состояниями

Обучение детей пониманию собственного эмоционального состояния

Развитие способности выражать свои эмоции вербально и невербально

Обучение распознаванию эмоций других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонацию

Развитие эмпатии

Также занятия развивают речь, воображение и творческое мышление, хотя таких задач непосредственно не ставиться.

Неотъемлемой частью работы психолога по развитию эмоциональной сферы, я считаю должно стать сотрудничество и сотворчество с родителями. Перед занятиями родителям по возможности необходимо рассказать о важности и смысле предстоящей работы. А после каждого занятия давать небольшие задания на дом. Родители, заинтересованные в развитие своих детей, с удовольствием погружаются в сотворчество со своими детьми, делая много важных и нужных открытий вместе с ребенком. Роль психолога здесь только снабдить их средством, предложить им ситуацию, в которой они смогут получить радость от общения и совместного творчества.

Занятия по развитию эмоциональной сферы можно проводить как самостоятельные, отдельные, встречаясь с детьми раз в неделю или как часть программы по развитию детей, рассчитанной на учебный год.

Познавательная сфера развивается учителями начальных классов при подготовке детей к школе, родителями, благо для этого имеются возможности приобрести пособия, воспитателями в детских садах. Коммуникативная, личностная и волевая сферы корректируются и развиваются взрослыми людьми, находящимися рядом с ребенком, в повседневном общении. А вот эмоциональная сфера, к сожалению, как правило, оказывается за пределами внимания взрослых людей.



Дошкольный возраст — это замечательный возраст. Теперь ребенок умеет координировать свое поведение, он уже приучен к семейным повадкам, у него сформировалось чувство ответственности, он обожает играть, он научился общаться, он страшно любознателен и без конца задает вопросы. Сейчас ребенок такой любящий и отзывчивый.

Единственное исключение в этом возрасте – гиперактивность ребенка. В этой ситуации задача заключается в том, чтобы найти выход для неземной энергии ребенка.

Даже если у вас ребенок не гиперактивный, ему очень полезно будет позаниматься в хорошей подготовительной школе, надо обязательно найти возможность попасть в такую школу. «Праздность рождает пороки» — банально, но справедливо. В подготовительных классах дети с повышенной возбудимостью в течении скольких часов заняты полезной деятельностью, они проводят время продуктивней, чем дома. И у родителей остается еще много времени, чтобы общаться с ребенком.

Сила примера. В этом возрасте дети наблюдают за каждым движением родителей и воспитателей. Они хотят вырасти и стать похожими на вас. Они подражают вам в каждой мелочи, бессознательно имитируя модуляции голоса, интонацию. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок умел правильно вести себя за столом, неустанно следите за собственными манерами. Хотите, чтобы дети были вежливы, — покажите пример, общаясь друг с другом и с ними. Крикливость и скандальность тоже усваиваются очень быстро и, скорее всего, передадутся еще и вашим внукам. Следите за тем, чтобы ваше поведение не расходилось с вашими речами. Потому что в противном случае все силы у вас будут уходить на нотации и наказания. Будьте примером правдивого поведения, и тогда дети обязательно усвоят нормы, которые вы стремитесь им привить.

Учите, объясняйте и направляйте. В дошкольном возрасте у детей громадный интерес к знаниям. Они стремятся узнать, как правильно вести себя. Они наивны и простодушны. Они восприимчивы и легко осваивают любую информацию. Если они и совершают изредка проступки, то небольшие и несерьезные. Поэтому вполне достаточно слегка шлепнуть «нарушителя». Некоторым детям можно просто объяснить, что так поступать нехорошо. Детей в таком возрасте надо уже приучать к труду. При этом не стоит спрашивать ребенка, хочет ли он помочь вам, потому что тем самым вы предоставляете ему выбор. А если он ответит “не хочу“, что вы будете делать? Поэтому лучше сказать: «Сегодня нам надо сделать вот это», — давая понять, что все уже решено, или по-другому: "Мне нужна твоя помощь; возьми совок, пока я прибираюсь”.

Важно вместе начать новое для ребенка дело, чтобы показать ему, как это делается, на что обратить внимание, чтобы все у него получилось, как следует. Работать вместе с ребенком лучше не долго, но с удовольствием. К тому же любое дело можно превратить в игру или соревнование.



Устройте “комнату отдыха”куда стоит отправлять детей младшего возраста, если они дразнятся, дерутся, скандалят, ломают игрушки, портят вещи, словом, безобразничают. Таким образом, можно успокоить каждого ребенка, не прибегая к нотациям или бесполезным спорам и в то же время, не ущемляя его достоинства.

В «комнате отдыха» ребенок должен побыть некоторое время совершенно один. Очень подходит для этой цели ванная комната, так как там нет ни людей, ни игрушек, ни телевизора, ни книг — ничто не отвлекает. Место скучноватое, но знакомое, поэтому ребенок не испугается. При этом не забудьте предупредить: посидишь спокойно пять минут, будешь вести себя как следует — сможешь опять быть вместе

С нами. Включите таймер на кухне, что бы и он, и вы могли услышать звонок через пять минут. А если ребенок продолжает кричать и скандалить, предупредите, что добавите время, и сдержите слово. Чего бы это ни стоило, обязательно добивайтесь своего в каждом таком волевом поединке.

«Комната отдыха» — хорошее средство потому, что большинство детей начинает безобразничать, чтобы привлечь ваше внимание или досадить вам. Когда вы его лишаете своего общества, происходит обратный эффект: плохое поведение теряет смысл. И тогда вам не придется ругать его или читать нотацию, потому что ваши действия лучше всяких слов все ему объясняют.

Можно применять аналогичный способ наказания, только в более мягкой форме: посадите ребенка на стул или табуретку в углу комнаты, где вы можете заниматься своими делами. Вы так уже делали, когда он был маленьким. Возможно, именно поэтому наказание эффективно. А вы можете продолжать заниматься своим делом: вязать, готовить обед и мирно беседовать с ребенком.

К этому способу наказания целесообразно совершать всякий раз, когда ребенок упрямиться и безобразничать. При наказании вы, родители, должны быть едиными в своих требованиях: вы в одной команде и цель у вас одна.



Применяйте положительное подкрепление. Каждый добрый, правильный поступок ребенка надо закреплять. Закона закрепления никто еще не опроверг: «Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению». Пожалуй, этот метод формирования детской дисциплины. Диапазон поощрений очень широк: от объятий, улыбок, похвал, пожатия руки или дружеского похлопывания, нарисованных в таблице «заслуг», денег на жвачку, игрушку, которую хотелось. Однако и похвала, и награды должны быть заслуженными, иначе они теряют смысл и ценность. Положительное подкрепление, искреннее и заслуженное, способно творить чудеса — и не только с детьми, но и с супругами.

1.2 Основные группы социально-культурных технологий, их характеристика

Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания. Культуроохранные технологии в системе социально-культурной деятельности представляют собой методы и приемы сохранения и изучения культурно-исторического наследия, возрождения и развития традиционных форм народной художественной культуры, организации историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы.

Культуротворчяеские технологии - Технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества. Технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых.

Рекреативные (восстановительные) и спортивно-оздоровительные технологии предназначены для обеспечения и сохранения жизнеспособности человека. Они универсальны по своему использованию. В процессе социально-культурной деятельности.

Образовательные технологии. В широком педагогическом значении каждая из социально-культурных образовательных технологий является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле эта технология выступает как механизм формирования у ребенка, подростка, взрослого социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.

Социально-защитные технологии. Культурно-досуговая реабилитация и адаптация лиц с нарушениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимости от функционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории. Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических и других.

Уавленческие и другие технологии

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент) Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента принципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менеджмента финансового, педагогического, психологического, инновационного.

Управленческие технологии открывают неограниченный простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого самопроявления, открытого для множества инвариантных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

Исследовательские технологии, осуществляемые в современной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам:

- по срокам и продолжительности проведения: плановые (в соответствии с исследовательскими планами и программами) и внеплановые (оперативные); - по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовленных специальных условиях) и полевые (в естественной обстановке); - по степени научной глубины и сложности: пионерские (диагностические, разведывательные), описательные (фотографические); аналитические (глубокие научные исследования, отличающиеся комплексностью и масштабностью применяемых методов и способов); - в зависимости от статики или динамики объекта исследования: точечные (разовые) и повторные; - в зависимости от базового, преобладающего метода сбора социологической информации: опроса, наблюдения, эксперимента, контент-анализа, социометрии или референтомет-рии.

Проектные технологии Социально-культурные проектные технологии обладают следующими основными чертами: 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких нормативных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (например, центра массового досуга или спектакля) обладает большими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализаторов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непрофессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др.

Технологии коммуникации и общественных связей

Современные технологии коммуникации и общественных связей с полным основанием считаются универсальным инструментом как в политической и экономической, так и социально-культурной сфере.

В содержании социально-культурной деятельности по законам преемственности находят свое отражение историческая память и самосознание народа, обеспечивающие его целостность и историческую сохранность, свидетельствующие о его стержневых мировоззренческих характеристиках как этнической общности.

Этнонаправленные технологии составляют основу возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Особенности драматургии культурно-досуговых программ, их музыкальное оформление

В учреждении культуры: творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ -документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре: творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы – художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ. Музыкальное оформление программ. Одна из функций музыки – создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, – помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении образов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию. Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. Это качество музыки можно использовать в музыкальном оформлении культурно-досуговых программ, поскольку наличие конфликта является основой сценария. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом – обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то именно в игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры, развиваются доверительные отношения между ребенком и взрослым, навыки взаимодействия в обыденных и конфликтных ситуациях. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира. Через игру ребенок в опосредственной форме включается в жизнь взрослых, осваивает культуру как источник гуманизации отношений.

Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театрально-игровая деятельность. Театр – один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития творческих особенностей детей, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя [6, с. 156].

Театр является одним из эффективных средств воспитания, что основывается на активности эмоционально чувственной сферы личности.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования личности, выразительности вещания, интеллектуального и художественного восприятия. Театр для детей – это школа чувств и восприятия, школа высокой эмоциональной культуры, человеческого общения и отношений.

Театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка дошкольного возраста [3, с.11].

Эмоциональная сторона личности - это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В. А. Сухомлинский).

Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность не сформировано у многих людей. Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Как указывается в исследованиях Е. М. Торшиловой, Т. М. Морозовой после пяти лет при неправильной организации педагогического процесса отмечается спад в развитии эмоциональной сферы, что ведет к снижению познавательной и творческой активности детей.

Процесс воспитания эмоционально культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными проблемами: развитие культуры восприятия, сенсорной культуры, эстетической культуры, развитие креативности, творческой одаренности.

Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований свидетельствует о сложности проблемы развития творческих способностей и наличии различных факторов, которые определяют как саму природу, так и особенности творческих проявлений детей. Эти факторы, как считает Л. Б. Ермолаева-Томина, можно объединить в три группы. В первую включаются природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский). Во вторую входят все виды влияний социальной среды на развитие и проявление творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, B. Н. Дружинин). Третья группа факторов отражает зависимость творческих проявлений личности от характера и структуры деятельности (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Значение эмоциональной культуры в формировании личности подчеркивали Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, A.Н. Лук, Л.П. Стрелкова, В.А. Сухомлинский [1, с. 51-52].

Изучением проблемы развития эмоциональной культуры в дошкольном возрасте занимались психологи (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова, В. В. Абраменкова. А. А. Рояк, А. Б. Николаева и др.). Исследования показали что в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Актуальность проблемы воспитания эмоционально-творческой культуры объясняется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной творческой деятельности, потребностью гуманизации процесса образования.

Эмоциональная культура – один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. В культуре проявления эмоций находит отражение связь образности речи с окружающей действительностью. По тому, как человек выражает свое эмоциональное состояние, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением видеть, какие эмоции и чувства испытывает собеседник, и умением поставить себя на его место, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств.

В развивающей системе обучения эмоциональная творческая личность должна уметь воспринимать и познавать окружающий мир и себя как на вербальном, так и на невербальном уровне. На высоком уровне должно быть сформировано умение воспринимать и выражать свои мысли, чувства в разных видах творческой деятельности.

Чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, чем больше оттенков эмоциональной зоны он знает и может их выразить вербально (словесно) или не вербально (жестом, мимикой, позой), тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.

Обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации.

Анализ особенностей становления и развития личности старшего дошкольного возраста позволил выделить следующие условия развития эмоциональной культуры ребенка в воспитательно-развивающей системе обучения:

1.Одним из условий может служить создание эмоциональной развивающей среды в учебно-воспитательном процессе, включая предметно-пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого ребенка, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоционально-чувственный мир ребенка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность. Для стимуляции эмоционально-творческой деятельности, для того, чтобы заинтересовать, вызвать эстетическую реакцию на театрализованную деятельность и глубокое восприятие персонажа используются игры-импровизации, пантомима, имитационные упражнения, этюды с куклами, психогимнастика, релаксация, сказки-шумелки. Причем, не только как подготовительный этап театрально-игровой деятельности, они нужны для создания необходимой творческой атмосферы, интриги, снятия внутреннего напряжения.

2. Интеграция разных видов искусства, так как театр объединяет в себе живопись, архитектуру, музыку, художественно-речевую деятельность.

3. Накопление эмоционального опыта детей. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

4. Развитие вербальных и невербальных средств, т.е сценическая речь, искусство декламации, комплексное применение мимики, жестов, взгляда, для выражения переживаний и ощущений.

Большую роль играет систематическая работа по формированию и повышению уровня эмоциональной культуры ребенка. Важнейшим показателем эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости.

В процессе театрально-игровой деятельности и воспитателю и детям необходимо развивать эмоциональную чуткость, отзывчивость, подвижность, артистизм, эмоциональную гибкость, которая определяется как гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) так и эмоциональную устойчивость. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность в движениях, жестах, походке, мимике, речи. Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагают к диалогу, способствуют установлению контакта с ребенком. Эмоциональная гибкость – это способность правильно понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним участие, эмпатичные качества личности.

Эмпатия – отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому, активное поведение в поддержку человека. Эта способность педагога находит свое выражение в таких характеристиках, как доброжелательность, уважение к детям, чуткость и заботливость, отзывчивость, эмоциональная восприимчивость и понимание [4, с. 61-63].

Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего. Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности – во внимании к другому, в наблюдательности за другим, восприятии его свойств и состояний. Эмоциональный компонент эмпатии связан с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. Именно эмпатические качества взрослого выступают залогом развития эмпатии у детей, одним из важнейших компонентов становления нравственного развития детей, как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, пониманию их состояний. Установлено, что эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми [1, с.51-52].

Эмоциональная «глухота» воспитателя, отсутствие яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, вызывают душевную черствость, неудовлетворенность детей общением, минимальную эмоциональную восприимчивость к сюжету, событиям, персонажам…. В таких случаях взрослым создается слабая мотивация ребенка к происходящим событиям, когда не проявляется сопереживание, соучастие, развиваются такие формы эмоциональных проявлений как безразличие, равнодушие, апатия, что в свою очередь негативно сказывается на формирование детской личности.

Положительное, комфортное общение воспитателя с детьми возможно при достаточно грамотном умении педагога выразить свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. «Читайте с душевным трепетом, тихо… радуйтесь и плачьте вместе с детьми…» (Ш. Амонашвили).

Только максимальная эмоциональная включенность взрослых, открытость в выражении чувств и эмоций, активное осуществление эмоционального контакта взрослого и ребенка, обеспечение атмосферы доверия и партнерства, поможет нам приоткрыть таинственный занавес детской души и непосредственной искренности ребенка.

Известный композитор Д. Кабалевский писал о значении искусства для детей: «Оставляя впечатление на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и морали, человечности. И что содержательнее и более яркие эти уроки, то легче и более успешно идет развитие духовного мира детей. Как правило, маленькие дети активно реагируют на то, что вызывает у них любопытство». Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать много проблемных ситуаций опосредствовано – от лица персонажа. Это помогает преодолеть застенчивость касательно трудностей общения, неуверенось в себе [3, с.156].

В результате появления опосредственных эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми. Ребенок способен сдерживать нежелательные эмоции, направлять их в соответствии с требованиями взрослых и к общепринятым нормам поведения. Ребенок ориентируется на «хорошо» и «плохо», «можна» и «нельзя», все чаще «хочу» уступает «нужно». Представление ребенка о красивом и безобразном в собственном поведении служит источником этических чувств, ассоциируясь с добром и злом. На основе вышесказанного можем сделать выводы о развитии эмоций дошкольников:

- эмоции дошкольника опосредствуются отношением к тем или другим явлениям;

- в результате появления посредственных эмоций они становятся более обобщенными, осознанными, управляемыми;

- эмоции в функции предусмотрения включаются во внутренние механизмы обеспечения соподчинения мотивов как важного компонента;

- интенсивное развитие высших чувств происходит в процессе выполнения различных видов деятельности малыша – трудовой, продуктивной, игровой;

- особенностью высших чувств является их тесная взаимосвязь [2, с. 200-201].

В процессе общения ребенка со взрослым и сверстниками, его участие в коллективных формах деятельности у него формируется эмоциональная составляющая направленности на других людей (Котырло В.К.), такие социальные ценные качества личности, как чуткость, внимательность, усердность. При этом имеет значение эмоциональное содержание общения дошкольника с окружающими. Возникают не просто отдельные умения понимать другого, выявлять симпатию, сочувствие, быть товарищеским, но и целостное эмоциональное образование – направленность переживаний ребенка на эмоциональные проявления взрослого и ровесника, которая служит целям проникновения в его внутренний мир, который выступает как средство интимной связи с ними [5, c.15].

Организация театрально-игровой деятельности, ее содержание, формы и методы проведения должны способствовать реализации следующих задач: развитию речи и навыкам театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, формированию эмоциональной культуры детей. Рекомендуемые способы и приемы воспитания эмоциональной культуры дошкольников в условиях театрально-игровой деятельности: организация представлений с использованием различных видов театра, психологические упражнения, личностно ориентированное общение, упражнения-эмпатии, сюжетно-ролевые игры, игры-тренинги, упражнения-этюды, релаксационные упражнения, игры-имитации, психогимнастика, элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции, партнерская деятельность с музыкальным руководителем, психологом, общение со сверстниками.

Таким образом, имеем основания для вывода о том, что театр может стать эффективным и мощным эмоционально окрашенным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка при условии грамотного руководства и создания оптимального театрально образовательного пространства которое будет содействовать развитию эмоциональной восприимчивости и культуры детей дошкольного возраста.

1.3 Проблема использования социокультурной работы с детьми

Проблема социальной адаптации и социализации дошкольников является важной проблемой современных детских садов. Воспитание будущего общества – задача современности.

«Взаимодействие индивида и общества, в ходе которого требования социальной среды согласовываются с самооценкой, притязаниями и реальными возможностями и ожиданиями его участников» В.М. Полонский называет социальной адаптацией [1, с. 30], которая может осуществляться при непосредственном наблюдении компонентов социокультурного окружения и социальных контактов детей. В процессе социальной адаптации начинается и процесс освоения ребенком «существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности», именуемый социализацией [2, с. 36]. Использование педагогами социокультурного окружения детского сада как источника содержания образования при проведении прогулок и экскурсий превращает его в важный ресурс социальной адаптации и социализации детей.

Углубление экологического кризиса на планете, ухудшение среды жизни человека, оказывающее влияние на качество здоровья и качество жизни людей, вызывают необходимость экологического образования народонаселения планеты. Человек вышел из природы, способен осмыслить законы природы и жить должен в соответствии с ними. В.И. Данилов-Данильян и К.С. Лосев считают, что современный человек должен думать не об управлении природой, а об управлении самим собой и безоговорочно следовать естественным законам, поддерживающим глобальное экологическое равновесие в окружающей среде [3]. В воспитании будущего общества важно заложить основы экологической культуры и стремление улучшать среду и качество жизни, не нарушая баланса в природе. Стратегия выживания человечества невозможна без выполнения человеком законов природы, иначе социальные преобразования теряют смысл.

Содержание экологического образования охватывает объекты природного и социокультурного окружения локального и глобального масштаба. Окружающая ребенка среда, в том числе социальная – экологическая среда, познание и деятельность в ней определяют и социальное, и экологическое развитие детей.

В системе взаимодействия человека с экосредой социальные и культурные объекты выступают объектами исследований науки экологии. Сущность понятия «экология» по мере развития науки обретает существенные дополнения. Введенный немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 году термин «экология» образован от греческого ойкос − «дом», «жилище». При делении науки на разделы, экология организмов названа аутэкология. Применительно к человеку аутэкология в современной науке «выросла» в целые научные направления – «Экологию человека» и «Социальную экологию». Толчок в развитии науки можно отнести к вкладу Ю. Одума – одного из крупнейших американских экологов, занимающегося изучением экосистем и их динамики в пространстве и во времени. Он предложил определение этой области исследований как «науки о структуре и функциях природы, причем человечество рассматривается как часть природы» [4, с. 10−11]. Он обращает внимание на уровневый характер строения природы и выделяет уровни систем живых организмов – популяции и сообщества, которые в свою очередь дали названия соответственно двум разделам биологической экологии – демэкология и синэкология.

Демэкология − это наука о популяциях, однако если исходить из семантического происхождения, то «термин популяция (от лат. populus – народ), первоначально применявшийся для обозначения групп людей, в экологии приобрел более широкое значение и относится к группе особей одного вида» [5]. Термин «демэкология» имеет происхождение, вернее всего, от греческого слова «демос», что также означает «народ». Таким образом, популяционная экология изначально была применена для обозначения групп людей, а значит, и в современном экологическом образовании она должна занять свое исконное место, взяв на себя функцию образования в области экологии человека и народов в связи с полиэтническим характером состава народонаселения регионов и стран. В настоящее время этот раздел биоэкологии применительно к человеку «вырос» в отдельную научную область – «Социальную экологию» в связи биосоциальной сущностью человека. Полиэтнический состав народонаселения не может быть не замеченным детьми дошкольного возраста, так как дети разных национальностей могут посещать одну и ту же группу детского сада, поэтому необходимо развитие у детей этнических представлений.

В программах дошкольного образования традиционно отражалось содержание о народах России (казахах, украинцах, белорусах и т.д.) и их культурах. В настоящее время в связи с регионализацией образования социокультурный аспект образования приобретает особую ценность, так как на примере познания особенностей внешнего вида и культуры коренных народов регио-

на можно показать их историческую связь с природой и условиями места жизни. Например, наличие третьего века у бурят и монголов в связи с частыми ветрами и песчаными бурями в

Забайкалье, Монголии и Бурятии, а темного цвета кожи – в связи с усиленной солнечной инсоляцией из-за расположения этих территорий высоко над уровнем моря. Эти элементы знания

содержат большой смысловой и стратегический потенциал в плане воспитания у будущих поколений отношения к природе как среде жизни человечества.

Популяция любого вида растений и животных в природе гетерогенна из-за присутствия в ней генетических вариантов − экотипов, так и популяции людей имеют в каждой стране и регионе своеобразный состав народонаселения. С одной стороны, это связано с тем, что популяции человека, занимающие все континенты земного шара, в разных природных условиях развивались по-разному. В связи с этим, каждый этнос представлен спецификой морфологических признаков (цвет волос, кожи, разрез глаз и т.д.), истории, языка, традиций, образа жизни, культуры и взаимоотношений с природой. С другой стороны, люди меняли и меняют места жительства, и мобильность народонаселения с ростом цивилизации увеличивается, что и обусловливает разнородность состава населения.

Образование детей в сфере народонаселения родного края, особенностях уклада, культуры и качества жизни людей разных этносов позволит оптимизировать процесс социализации детей, станет основой развития у детей толерантности и терпимости. Сравнение культуры своего народа с культурой народов других регионов и стран, выяснение с детьми специфики культуры людей разных национальностей, их взаимосвязь с особенностями природы в местах жизни позволят детям иметь представление о причинах разнообразия народов мира и их культур.

Такой подход к экологическому образованию позволит увидеть системность устройства жизни людей и зависимость качества жизни людей от культурных преобразований и качества окружающей природной среды.

Синэкология как наука исследует экологические системы. «Экосистема» − одно из центральных понятий науки экологии. Существует «иерархия» экосистем, когда внутри крупной экосистемы могут быть выделены экосистемы более низких уровней. Так, в городской антропоэкосистеме могут быть выделены экосистемы разных экологических зон, крупных предприятий и даже отдельных квартир. Экосистемы делятся на естественные и искусственные, создаваемые человеком (антропогенные экосистемы). Это деление относительно, но принято считать естественными экосистемами те, в которых роль естественных факторов, определяющих их состав, выше, чем влияние человека. В устойчивых экосистемах формируется экологическое равновесие между условиями среды и жизнью организмов [6].

Общество и культура как производные человечества также имеют системную структуру, поэтому в настоящее время в методологии понятие «экосистема» обрело новый смысл, сущность которого заключается, по мнению В.А. Кобылянского, в том, что «экосистемы в отличие от просто систем являются системами комплексными. Они всегда представляют собой единство и взаимодействие центрального объекта и среды, образуя тем самым полисистемный комплекс в рамках некоторого относительно замкнутого контура» [7, с. 588]. Н.Н. Каргин отмечает: «Окружающие нас биологические, социальные, технологические и организационные структуры, по сути − системные образования, и исследовать их, а тем более управлять и конструировать но-вые невозможно иначе, как системными методами» [8, с. 3]. Таким образом, синэкология как область научного знания, отражающая системность устройства и функционирования экосистем (в том числе антропогенных), должна найти отражение в экологическом образовании дошкольников для познания детьми системного характера социокультурной среды жизни человека.

Наблюдения с дошкольниками на прогулках, целевых прогулках и экскурсиях антропоэкосистем, затем наглядное моделирование и обсуждение позволят старшим дошкольникам понять идею «общего дома», созданного людьми для жизни, сравнить ее с «домами» естественными, в которых живут животные и растения, на интуитивном уровне зафиксировать в сознании детей их сходство и взаимосвязь.

Н.Н. Моисеев, определяя роль и место экологического образования в общем образовании, отметил: «Экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека… Одновременно должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития» [9, с. 24−25]. Социокультурное окружение детского сада, являясь экологической средой жизни детей, при системном познании и взаимодействии детей с его компонентами может способствовать более успешной их социальной адаптации, безопасному взаимодействию в социуме, социализации и оптимизации экологического образования дошкольников. Дети – будущие строители новой цивилизации, создатели новой жизни, поэтому систем-ное познание социокультурного мира на эмпирическом уровне благодаря участию взрослого – продвижение вперед в развитии интуиции, в развитии стратегической способности определять пути улучшения качества мира, качества среды жизни и качества самой жизни и человека в ней.

П.А. Сорокин считает, что цивилизации или культурные суперсистемы в значительной степени определяют основные проявления социокультурной жизни: организацию и функции малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических событий, тенденций, процессов. И без знания этих социокультурных сущностей мы не сможем должным образом понять характер, причины и механизмы формирования структур и изменений в человеческом обществе, а также контролировать и направлять исторические в желательном направлении [10].

Таким образом, благодаря включению в процесс экологического образования социокультурного окружения дети обретают возможность совершить первые пробы реальных социальных взаимодействий, расширяют диапазон социальных ролей, наращивая, тем самым, потенциал накопительного социокультурного эффекта развития. Впоследствии этот потенциал, творчески воплощаясь в сюжетно-ролевых играх детей, станет механизмом расширения возможностей в развитии и социализации, механизмом совершенствования и обогащения процесса социально-го саморазвития ребенка.

Как показал анализ, состояние нынешней системы воспитания в детских салах представляется как весьма сложное.

Исследователи современных проблем системы воспитания связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.

Неблагоприятная социокультурная среда формирует кризисное состояние у детей. Происходит опасная негативная переориентация нравственного состояния у некоторой части детей в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, проституция, национальная рознь и т.д. (В.А.Березина, И.А.Винтин, Н.С.Дежникова, И.M.Ильинский, И.П.Клемантович, В.Л.Матросов).[5]

Важнейшей задачей сегодня является не только подготовка человека, способного к саморазвитию, коммуникабельного, обладающего системой ценностей, обеспечивающей его активное участие в становлении гражданского общества.

Все эти требования могут успешно реализовываться через систему воспитательной работы, где основным направлением является организация педагогически целесообразной социально-культурной работы .

Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования, при недостаточном педагогическом сопровождении не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества.

Использование свободного времени является своеобразным индикатором уровня культуры, круга духовных потребностей и интересов личности. Его рациональное, педагогически целесообразное использование – необходимое условие удовлетворения постоянно изменяющихся социальных, культурных и физических потребностей детей (С.Н.Иконникова, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов и др.).[6]

Глава 2


2.1 Описание социокультурной программы как средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
2.1 Описание программы социально-культурных технологии как средства эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста
2.2 Анализ результатов

Заключение


Список литературы


Приложение 1

Конспект культурно-досугового мероприятия для младших школьников

Автор: Козырева Маргарита Витальевна, социальный педагог казенного учреждения Омской области «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Большереченского района», Омская область, р.п. Большеречье

Описание материала: Предлагаю конспект культурно-досугового мероприятия «В мире сказок» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, учителям начальных классов. Это конспект мероприятия, направленного на  развитие у детей навыков эффективного общения, творческих способностей, пополнение знаний о произведениях устного народного творчества.

Конспект культурно-досугового мероприятия «Сказочная поляна»



Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цель: Развитие навыков эффективного общения, позитивного социального поведения, обогащение знаний о произведениях устного народного творчества.

Задачи:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Методические указания
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
Методические рекомендации
Рабочая программа
Основная часть
История развития
Общие сведения
Практическая работа
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Направление подготовки
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
История возникновения
Краткая характеристика
Самостоятельная работа
Практическое задание
государственное образовательное
Гражданское право
Современное состояние
Название дисциплины
история возникновения
Российская академия
образовательное бюджетное
Общая часть
Финансовое планирование
Методическая разработка
бюджетное учреждение
теоретические основы
прохождении учебной
Конституционное право
Общие положения
Учебное пособие
Понятие сущность
Правовое регулирование
Организация производства
Теория государства
Фамилия студента
Экономическая теория
Документационное обеспечение
Административное право
возникновения денег