Назначение внеурочной деятельности в соответствии с фгос ноо



Скачать 170.32 Kb.
страница1/61
Дата26.01.2018
Размер170.32 Kb.
Название файлаВнеурочка по естествознанию.docx
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Назначение внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.



Внеурочная работа по естествознанию
Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Вместе с тем она не может быть растянута до бесконечности и обычно определяется суммарно на все занятия для каждого возраста учащихся. Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.
Виды внеурочной работы
Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке. Основная цель этой деятельности — повторение, закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Объем и содержание домашнего задания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам так, чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащихся. Неправомочно использовать время выполнения домашних заданий на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учитель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся. Дети при самостоятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучивать всегда труднее, чем учить.

Содержание домашнего задания также определяется учителем по каждому конкретному уроку. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; выполнение заданий в учебных пособиях, например в рабочих тетрадях; выполнение каких-либо опытов и фрагментов практических и лабораторных работ, наблюдения в окружающем мире. Домашние опыты и практические работы могут выполняться учащимися с целью закрепления и практикования полученных на уроке знаний и умений. Но нередко необходимость выполнения этих видов работ обусловлена особенностями протекания некоторых процессов в самой природе и тем самым невозможностью исследовать их в рамках одного урока. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближенных к природным или непосредственно в природе. В классе же создать такие условия не всегда возможно. Например, исследовать в классе переход снега и льда в воду не представляет трудностей. А вот, чтобы проследить переход воды в лед, нужно создать условия пониженной температуры, отвести на это исследование определенное время, т. к. этот процесс не происходит мгновенно. Данный опыт, как правило, и предлагается на выполнение во внеурочное время. Некоторые опыты на уроке лишь закладываются, а затем обсуждаются их результаты. Весь процесс хода опыта, который может быть достаточно длительным, выполняется во внеурочное время. Например, чтобы установить, что из черенков действительно можно вырастить новые растения, на уроке лишь высаживаются черенки в почву. Во внеурочное время черенки должны быть заготовлены. Процесс их укоренения не может закончиться на одном уроке. Поэтому наблюдения за этим процессом, их фиксация также являются внеурочной деятельностью учащихся.

В содержание домашнего задания включаются задания для наблюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного урока, и их выполнение способствует практикованию знаний. Вместе с тем, учителю надо заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изученного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного учебного материала с тем, что предстоит изучить.

Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и номера заданий из учебного пособия, а дети механически переписывают это в дневник. При таком подходе дома у ребенка может возникнуть немало проблем, что приводит к неоправданным затратам времени, снижает эффективность выполнения домашних заданий, а главное — интерес к предмету. Учащиеся должны хорошо усвоить содержание и цель выполнения задания. В задании для них должна быть четко определена их деятельность, что вытекает из особенностей задач учебного естествознания. Проведем сравнение с уроками чтения. Важнейшей их задачей является развитие навыка чтения с определенными его качественными характеристиками. Для естествознания развитие навыка чтения не является главной задачей. Одна из ведущих задач начального естествознания — формирование знаний и умений. Это отражается и на формулировке домашнего задания. На уроке естествознания она может быть такой: «к следующему уроку надо знать и уметь рассказать, какие изменения происходят в жизни насекомых и птиц осенью, с чем связаны эти изменения, как и почему этих животных надо охранять осенью». Как видим, в формулировке задания отражена одна из задач начального курса естествознания — дать знания о природе. Нельзя переносить на эти уроки формулировки заданий, которые обычно применяются на уроках чтения: «научиться читать текст», «научиться читать выразительно» и т. п. Совершенствование навыка чтения проявляется косвенно и в естествознании, хотя, совершенно понятно, что и естествознание оказывает положительное влияние на развитие этого навыка и на такое его качество, как сознательное чтение.

Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружающем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выполнения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюдений. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Отмеченная здесь специфика формулировки домашнего задания на уроках естествознания не только отвечает задачам этого учебного предмета, но и способствует решению проблемы преемственности. В самом деле, в старших классах преподаются основы наук, и от учащихся требуется, прежде всего, знание учебного материала. Развитие навыка чтения вообще не входит в задачу обучения на этом этапе. Учителя-предметники, давая домашнее задание, как правило, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Если на уроках естествознания при формулировке домашнего задания не выделяется специфика задач этого предмета, дети привыкают к тем целям, которые отражаются в домашних заданиях на уроках чтения. Поэтому в старших классах, записав в дневник страницы учебника, они продолжают считать, что им надо научиться читать текст, и с этой целевой установкой работают дома. Естественно, что на следующем уроке их ответы зачастую не удовлетворяют учителя. С нашей точки зрения, такова одна из причин традиционного снижения успеваемости у учащихся в пятом классе.



Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен образовательным минимумом. Сильным учащимся задание может быть усложнено. На реализацию этого подхода рассчитаны дополнительные тексты в учебниках. Не случайно они вынесены за рамки материала, рассчитанного на урок.

Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблюдений в окружающем мире. О них уже говорилось выше. Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно формулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в некоторых вариативных учебниках, и учитель может на них ориентироваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять коммуникативное общение, создавать исследовательские ситуации. Эффективности этих видов деятельности учащихся способствует их фиксация. Результаты опытов и практических работ обычно фиксируются в тетрадях. Здесь формой фиксации являются записи, таблицы, схемы и т. п.

К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о природе особенно, если это касается обязательного списка книг для внеклассного чтения.

Возможны и другие виды внеурочной деятельности учащихся.



Внеурочная работа

Внеурочная работа – форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя.

Внеурочные работы по естествознанию выполняются непосредственно в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке, в краеведческом уголке.

Необходимость организации внеурочных работ вызвана тем, что многие наблюдения за природой и ее объектами, постановка с ними опытов, необходимых для усвоения программных понятий, не укладываются в рамки учебного расписания. Учащиеся работают по заданиям, которые получают на уроках. Эта работа учителем контролируется и проверяется, а результаты ее используются на уроках.

Внеурочная работа имеет большое значение в учебном процессе по естествознанию. Она способствует расширению знаний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует умения и навыки практического характера, вызывает интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельное мышление младших школьников, вооружает их приемами самообразования.

Внеклассная работа по естествознанию – форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.

Научные клубы младших школьников

С переходом на новые образовательные стандарты начальное образование изменилось. В базисный образовательный план помимо инвариантной (образовательной) части, обеспечивающей решение важнейших целей современного начального образования, входит раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» учащихся, которая реализует требования ФГОС общего образования как 2004, так и 2009 года. Практически это ориентир для педагогов – программа социализации учащихся, воспитания патриотизма и уважения к людям во внеурочной деятельности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» - обязательная часть образовательного процесса в школе при любом базисном плане.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе не новая форма для школ, она хорошо освещена и в педагогических источниках. Однако необходимо учесть ряд условий, без соблюдения которых внеурочная работа может оказаться обычным продолжением урока. Основные из этих условий: системность и последовательность занятий, учет индивидуальных особенностей и склонностей учащихся (с помощью наблюдений и психолого-педагогической диагностики), предоставление учащимся возможности самостоятельно выбрать ту или другую форму занятий.

Одна из весьма эффективных и сравнительно новых форм организации внеурочной деятельности младших школьников (1-4-е классы) – научные клубы младших школьников (УМК «Перспективная начальная школа»).

Научный клуб младших школьников – сообщество, внеурочная работа в котором ведется по художественно-эстетическому, научно-познавательному направлению и через проектную деятельность.

Внеурочная деятельность в УМК «Перспективная начальная школа» представлена тремя научными клубами (сообществами): для любителей гуманитарных дисциплин «Ключ и заря» (клуб для любителей литературного чтения и загадок русского языка), для любителей естественных дисциплин «Мы и окружающий мир», для любителей конструирования и решения нестандартных и практических задач «Конструкторское бюро».

Внеурочная деятельность выстраивается в системе интерактивного общения с помощью переписки (обычная и (или) интернет-почта).

Клубная деятельность детей строится через систему заданий учебников по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и математике. Дополнительные задания, цель которых – организация клубной деятельности детей, начиная со второго класса, учитывают разный возраст, уровень интеллектуального развития детей, социальное положение, топографическую принадлежность школьника и т.п.

Работа клуба построена так, что в ней могут принимать участие все желающие. С каждым ребенком, независимо от его успехов в учебной деятельности, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут (дистанционный).

Литература:

Ямшинина С. Научные клубы младших школьников (Ж. «Народное образование». - 2009. – с.169)

Муниципальное общеобразовательное учреждение



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Общая характеристика
Лабораторная работа
Методические указания
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Федеральное государственное
Пояснительная записка
Рабочая программа
Методические рекомендации
История развития
Общие сведения
Практическая работа
Физическая культура
Теоретическая часть
государственное бюджетное
Основная часть
Краткая характеристика
государственное образовательное
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Практическое задание
Направление подготовки
Современное состояние
Методическая разработка
образовательное бюджетное
теоретические основы
Самостоятельная работа
бюджетное учреждение
Финансовое планирование
Название дисциплины
история возникновения
Теория государства
Организация производства
Гражданское право
Российская академия
Учебное пособие
Общая часть
Конституционное право
История возникновения
Правовое регулирование
истории развития
Экономическая теория
Организационная структура
Производственная практика
Экономическое содержание
Административное право
Уголовное право
Финансовое право