Наиболее известным представителем цивилизационного подхода в последние годы считался английский историк А. Тойнби



Скачать 69.72 Kb.
страница1/2
Дата12.01.2018
Размер69.72 Kb.
Название файлатойнби.docx
ТипКнига
  1   2

Наиболее известным представителем цивилизационного подхода в последние годы считался английский историк А. Тойнби. В своем двенадцатитомном «Исследовании истории» (1934-1961) он рассматривает историю как процесс круговорота отдельных, относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, а затем гибнет. Как признает он сам, толчком для его исследований послужила книга О. Шпенглера, но в ней он не нашел ответа на главный вопрос: как возникают цивилизации?

«Одним из кардинальных положений моей теории, - писал А. Тойнби, - была мысль о том, что наименьшей ячейкой умопостигаемого поля исторического исследования должно служить целое общество, а не случайные фрагменты его, вроде национальных государств современного Запада или городов-государств греко-римского периода. Другой отправной точкой для меня было то, что истории развития всех обществ, подходящих под определение цивилизации, были в определенном смысле параллельны и современны друг другу; и вот эти-то главные мысли были также краеугольным камнем системы Шпенглера. Однако, когда я стал искать в книге Шпенглера ответ на вопрос о генезисе цивилизаций, я увидел, что мне осталось еще над чем поработать, ибо как раз в этом вопросе Шпенглер оказался, по моему мнению, поразительным догматиком и детерминистом»[73].

Действительно, О. Шпенглер считал, что цивилизации возникали, развивались и приходили в упадок в точно определенные сроки. Время существования каждой из них измерялось точно 1 000 годами, но почему это происходит так, а не иначе, он нигде не объяснил. Кроме того, само понимание цивилизации у О. Шпенглера расходилось с пониманием А. Тойнби. Ведь для О. Шпенглера эпоха цивилизации, как мы видели, была связана с упадком творческих возможностей культуры. А. Тойнби рассматривал цивилизации как возрождение творческих возможностей отдельных групп обществ, перешедших от длительного существования в условиях дикости или отсталости к новой жизни. Для него, как историка, очень важно было исследовать не истории отдельных стран и государств, а целостных их образований или систем, которые он и называет цивилизациями.

Обсуждая вопрос о причинах развития и движущих силах цивилизаций, А. Тойнби решительно возражает против расового и географического подхода к причинам их возникновения и развития. Сторонники первого подхода считают, что именно расовые особенности людей определяют уровень их культуры, а благодаря этому и особенности, объединяющей их цивилизации. На самом деле, указывает А. Тойнби, чистых рас нет, и создателями перечисленных им цивилизаций в одном случае являются белые, в других случаях - желтые, краснокожие и черные расы. Что касается влияния географических условий, то он резонно замечает, что природные условия в нижних течениях рек Нила и Иордана примерно одинаковы, но в первом случае они способствовали появлению египетской цивилизации, во втором - никакой цивилизации не возникло. Очень мало общего и у «речных цивилизаций» Нила и Янцзы.


Благоприятные природные условия, конечно, способствуют появлению и росту цивилизаций, но главная| причина их происхождения и развития заключается в борьбе с теми неблагоприятными условиями как природного, так и человеческого характера, которые время от времени возникают перед обществом.

А. Тойнби считает, что «цивилизации рождаются и развиваются, успешно отвечая на последовательные «Вызовы»[74] природы и истории». Примечательно, что одна из» глав его книги носит название «Достоинства несчастья». Соответственно своей концепции, он пишет «Вызовы» прописной буквы и делит их на три группы.

Во-первых, неблагоприятные природные условия. Так, например, болота в дельте Нила стали вызовом для древних египтян, которые в ответ на это объединились и особую цивилизацию. Тропический лес Юкатана стал| причиной возникновения цивилизации майя, а Эгейское море - цивилизации древних греков. Леса и морозы были вызовом для русских и стали стимулом для возникновения их цивилизации. Следуя такой логике, можно было бы утверждать, что дожди и туманы породили английскую цивилизацию, но этого почему-то А. Тойнби не говорит. По этому поводу Л.Н. Гумилев справедливо писал, что «самое важное - соотношение человека с ландшафтом, концепцией А. Тойнби не решено, а запутано. Тезис, согласно которому суровая природа стимулирует человека к повышенной активности, с одной стороны, - вариант географического детерминизма, а с другой просто неверен»[75].



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Общая характеристика
Лабораторная работа
Теоретические аспекты
Методические указания
Дипломная работа
Федеральное государственное
Рабочая программа
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Общие сведения
Практическая работа
История развития
Физическая культура
Теоретическая часть
Основная часть
квалификационная работа
Краткая характеристика
Выпускная квалификационная
Современное состояние
государственное бюджетное
история возникновения
Финансовое планирование
Практическое задание
теоретические основы
Самостоятельная работа
Направление подготовки
государственное образовательное
Методическая разработка
Правовое регулирование
Теория государства
бюджетное учреждение
образовательное бюджетное
Гражданское право
Российская академия
Учебное пособие
Политические партии
концепции личности
Конституционное право
История возникновения
истории развития
Антикризисное управление
Уголовное право
Организация производства
Общая часть
прохождении производственной
основная часть
Организационная структура
Финансовое право