Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике



Скачать 157.24 Kb.
страница1/2
Дата14.03.2019
Размер157.24 Kb.
Название файлаМЕТОДИКА СПОРТИВНОГО ОТБОРА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.docx
  1   2

УДК 796.412

МЕТОДИКА СПОРТИВНОГО ОТБОРА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Е.А. Колиненко, В.Е. Могилев, А.А. Ашарина



Представлен экспериментальный материал по использованию современной комплексной методики отбора детей в группы начальной подготовки по художественной гимнастике с учетом генетической предрасположенности занимающихся, определяющейся методом пальцевой дерматоглифики. Разработанная методика отбора позволяет выявить более перспективных гимнасток, которые способны показывать высокие результаты в специальной физической подготовке и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спортивный отбор, генетика. художественная гимнастика, начальная подготовка, физические качества.

В настоящее время победы российских гимнасток на чемпионатах мира, олимпийских играх вызывают рост популярности художественной гимнастики в стране.

Возрастают и требования, предъявляемые к спортсменкам. Первенство будет сохраняться за гимнастками, которые смогут сочетать разностороннюю сложность с виртуозным исполнением, особой эмоциональностью, артистизмом. При этом высокий уровень современных результатов требует как можно более ранней прогностической оценки физического потенциала гимнастки, а также и экстраординарных наследственных данных, определяющихся спортивным отбором [2, 6].

Спортивный отбор имеет свои особенности, главная из которых заключается в том, что обычно определяется пригодность к занятиям гимнастикой детей дошкольного возраста, организм которых интенсивно развивается. Поэтому для отбора в спорт высших достижений важна не только диагностика о соответствии природных задатков и способностей, но и объективный прогноз их развития, возможность на начальном этапе предвидеть те ведущие факторы, которые обеспечат высокий и стабильный результат

Особенностью спортивного отбора является необходимость осуществления поиска спортивно одарённых детей задолго до завершения в их организме биологических процессов роста и развития. Увеличение объемов и интенсивности физических нагрузок гимнасток, ранняя специализация и «омоложение» предъявляют повышенные требования к функционированию всех систем организма спортсменок. Неадекватный выбор вида спортивной деятельности сопровождается достижением менее высокого уровня спортивного мастерства, неутешительным прогнозом перспективности и остановкой роста спортивного мастерства в связи с исчерпанием генетического резерва организма.

Одним из основных моментов, определяющих спортивные успехи ребенка, является обладание особенными морфологическими данными в сочетании с физическими и психическими способностями [1, 3, 4].

Важным условием повышения результативности спортивного отбора на начальном этапе подготовки является учет современных тенденций и возможность ориентации на конкретные критерии достижения спортивного мастерства. Одним из путей решения проблемы диагностики и отбора являются современные компьютерные программы, позволяющие на достаточно высоком научном уровне диагностировать врожденные особенности двигательной одаренности человека, а также повысить эффективность спортивного отбора за счет учета генетической предрасположенности занимающихся. Дерматоглифические показатели и ряд других морфологических параметров человека являются высоконадежными генетическими маркерами. Это объясняется тем, что они имеют высокую степень наследуемости, хорошо выражены и полностью проявляются от поколения к поколению, мало зависят от внешней среды, не меняются в течение жизни человека [7].

По мнению А.С. Кривцова, дерматоглифический метод является наиболее приемлемым при организации спортивного отбора по информативности, по доступности обследования и анализа данных, а также позволяет выявить специфику реализации генетически обусловленного развития физических способностей человека на разных уровнях - от энергетических особенностей, физических качеств до спортивной специализации. Физические способности во всех проявлениях в высокой степени подвержены влиянию наследственности. С возрастом влияние наследственных факторов проявляется более явно. В соответствии с классификацией F. Galton-E. Henry, учитывающей форму узора и количество трирадиусов (дельт) в художественной гимнастике преобладающим является фенотип WL, свидетельствующий о развитии координационных способностей с приоритетом к развитию выносливости и способности к ощущению относительного положения частей своего тела без зрительного контроля [5].

На данном этапе уровень разработки тематики позволяет говорить о возможности использования метода пальцевой дерматоглифики с целью ранней ориентации и отбора в спорте. В связи с этим разработка методики отбора детей в группы начальной подготовки по художественной гимнастике является актуальной. Целью настоящего исследования стало научное обоснование методики отбора детей 6-7 лет, занимающихся художественной гимнастикой на начальном этапе спортивной подготовки. В работе были поставлены следующие задачи: изучить требования к перспективности детей для занятий художественной гимнастикой, с учетом современных тенденций развития данного вида спорта; разработать методику отбора детей для занятий художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки и экспериментально проверить эффективность методики спортивного отбора на начальном этапе спортивной подготовки детей 6-7 лет для занятий художественной гимнастикой.

Исследование, направленное на выявление эффективности системы комплексного тестирования для начального отбора детей в художественной гимнастике осуществлялось в течение шести месяцев тренировочных занятий. В тестировании принимали участие две группы гимнасток 6-7 лет по 18 чел. в каждой, занимающиеся в спортивно-оздоровительных группах в спортивном клубе «Грация».

Разработанная методика спортивного отбора на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике включала: дерматоглифическое тестирование испытуемых с использованием программно-аппаратного комплекса Genetidest для выявления перспективных спортсменок для занятий художественной гимнастикой, с учетом генетических маркеров; медицинский осмотр; антропометрические измерения: оценка параметров телосложения и пропорциональности тела гимнасток в соответствии с критериями; тестирование физических качеств.

Использование данных дерматоглифики было обусловлено тем, что оно дает информацию о наследственности испытуемых спортсменок и отличается доступностью, высокой информативностью, однозначностью и удобством хранения и передачи данных. Специфика двигательной деятельности в художественной гимнастике обусловливает неодинаковые требования к развитию различных двигательных качеств.

Тестирование физические качества занимающихся состояло из 12 контрольных упражнений. Из них 6 являлись стандартными для групп начальной подготовки - на оценку гибкости, подвижности тазобедренных суставов, оценку скоростно-силовых способностей, вестибулярной устойчивости. Для оценки специальной физической подготовленности на основании работ (Винер И.А, Карпенко Л.А., 2007; Карпенко Л.А., Румба О.Г., 2014), были отобраны 6 контрольных упражнений, которые отмечены как достаточно информативные показатели важных качеств в художественной гимнастике. При проведении тестирования на оценку физических качеств с целью учета влияния одних физических качеств на другие придерживались следующей последовательности заданий: упражнения для оценки гибкость; упражнения для оценки скоростно­силовых способностей; упражнения на координацию; упражнения для оценки вестибулярной устойчивости; упражнения для оценки силы; упражнения для оценки выносливости.

По результатам дерматоглифического тестирования, определения типа пальцевой формулы были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная. Формирование групп осуществлялось по показателям: предрасположенность и выраженные способности к реализации своего потенциала в художественной гимнастике, способность к сложно - координационным видам спорта, тип темперамента. В показателе «темперамент» отдавалось предпочтение детям, имеющим тип темперамента сангвиник, флегматик или смешанный тип.



Экспериментальную группу (ЭГ), составили занимающиеся, которые по результатам тестирования были выделены по тестам, как наиболее перспективные, а контрольную группу (КГ) составили дети, которые не были отмечены, как перспективные, но имели желание заниматься данным видом спорта. При этом показатель, характеризующий предрасположенность к виду спорта «Художественная гимнастика» в процентном соотношении в ЭГ составлял от 146 до 192 %, а в КГ - от 92 до 124 %. Предрасположенность к развитию координации в среднем составляла в ЭГ - 40 %, а в КГ - 12 %. Данный процентный показатель характеризует степень встречаемости пальцевой формулы в данном виде спорта, по сравнению со среднепопуляционным показателем. Так же в ЭГ у детей наблюдался тип темперамента как сангвиник (37%) и флегматик (63 %), а в ЭГ чаще встречался смешанный тип темперамента, такой как сангвиник-холерик (71 %). По уровню физического развития и антропометрическим данным дети КГ не отличались от детей ЭГ (Р>0,5), (табл.1).




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Общая характеристика
Теоретические аспекты
Методические указания
Пояснительная записка
Дипломная работа
Федеральное государственное
Методические рекомендации
Рабочая программа
Основная часть
История развития
Общие сведения
Практическая работа
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Направление подготовки
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
История возникновения
Краткая характеристика
Самостоятельная работа
Практическое задание
государственное образовательное
Гражданское право
Современное состояние
Название дисциплины
история возникновения
Российская академия
образовательное бюджетное
Общая часть
Финансовое планирование
Методическая разработка
бюджетное учреждение
теоретические основы
прохождении учебной
Конституционное право
Общие положения
Учебное пособие
Понятие сущность
Правовое регулирование
Организация производства
Теория государства
Фамилия студента
Экономическая теория
Документационное обеспечение
Административное право
возникновения денег