ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Лекции
Виноградов А.В.
1. Введение в предмет пенитенциарной психологии. 2. Психология осужденного. 3. Психологические особенности коллектива осужденных. 4. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания. 5. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.
1. Введение в предмет пенитенциарной психологии
Пенитенциарная (исправительная) (пенитенциарная — от лат. рaеnitеnchiаr” — исправляемый, покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных - восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной жизнедеятельности в обществе.
Исправительная психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогикой и социальной психологией.
Пенитенциарная психология исследует:
проблемы эффективности наказания и соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных;
психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде;
динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания и факторы, влияющие на его перевоспитание;
формирование поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима;
особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, структуру коллектива осужденных.
Основные задачи исправительной психологии:
выработать практические средства и приёмы психологической коррекции личности правонарушителей;
разработать практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных;
Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит гораздо более сложная задача, а именно воспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей собственной личности.
3- исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности (режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие), также и факультативные факторы (семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т.д.).
Поделитесь с Вашими друзьями: |