Киселёва Екатерина Александровна Ф. И. О. Направление подготовки



Скачать 185.75 Kb.
Дата08.04.2019
Размер185.75 Kb.
Название файла-
ТипПрограмма

Портфолио

магистранта
1 курса

Киселёва Екатерина Александровна

Ф.И.О.
Направление подготовки

44.04.01 Педагогическое образование

магистерская программа



Информационно-коммуникационные технологии

в начальном образовании
Квалификация (степень) выпускника

Магистр



АРЗАМАС 2017

Титульный лист


ФИО магистранта


Киселёва Екатерина Александровна

Курс


1 курс

Направление подготовки


Педагогическое образование

Магистерская программа


Информационно-коммуникационные технологии в начальном образовании

Вид практики


Производственная

Сроки практики


13.10.2016– 1.01.2017


База практики

(МБДОУ, МБОУ СОШ (ООШ))




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Суроватихинская средняя школа"

База практики: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Суроватихинская средняя школа".

Сроки практики: 13 октября 2016 года - 1 января 2017 года.



Производственная практика

13.10.2016 – 1.01.2017



Дневник практики


Дата

Виды деятельности

Подписи методистов

1 неделя

Понедельник





Вторник






Среда






Четверг

13.10.2016




Знакомство с документацией школы





Пятница

14.10.2016




Знакомство с документацией школы





Суббота

15.10.2016




Заполнение дневника





2 неделя

Понедельник

17.10.2016



Знакомство с организацией работы методического объединения начальной школы





Вторник

18.10.2016



Знакомство с организацией работы методического объединения начальной школы





Среда

26.10.2016



Сбор информации для создания кластера по деятельности образовательной организации





Четверг

3.11.2016




Сбор информации для создания кластера





Пятница

4.11.2016




Создание и оформление кластера





Суббота

5.11.2016




Заполнение дневника





3 неделя

Понедельник

7.11.2016



Работа с электронными каталогами научных библиотек, составление библиографии по теме исследования





Вторник

15.11.2016



Анализ библиографических источников по проблеме исследования





Среда

16.11.2016




Составление списка источников по теме исследования





Четверг

24.11.2016




Планирование исследовательской работы





Пятница

25.11.2016




Планирование исследовательской работы





Суббота

26.12.2016




Заполнение дневника





4 неделя

Понедельник

5.12.2016




Создание плана работы по теме исследования





Вторник

6.12.2016




Составление введения магистерской диссертации





Среда

14.12.2016




Составление введения магистерской диссертации





Четверг

15.12.2016




Составление введения магистерской диссертации





Пятница

23.12.2016



Оформление реферата (проекта введения в магистерскую диссертацию)





Суббота

24.12.2016




Заполнение дневника





5 неделя

Понедельник

26.12.2016




Написание самоанализа профессиональной деятельности





Вторник

27.12.2016




Оформление самоанализа профессиональной деятельности





Среда

28.12.2016





Оформление портфолио








ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

(ШКОЛА)

Заместитель директора по воспитательной работе

Методическое

объединение

классных

руководителей



Совет по профилактике

Заведующая хозяйством

Методический совет

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ДИРЕКТОР

Психолог

Технический персонал

Бухгалтерия

Библиотекарь

Медицинская сестра

Профсоюз

УЧАЩИЕСЯ

Классный родительский

комитет


Родители

Общешкольный родительский комитет

Школьное самоуправление

Методический совет учителей начальных классов

ПЕДАГОГИ

Социальный работник


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Арзамасский филиал
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра методики дошкольного и начального образования

Выполнила:

Киселева Е.А.

Магистрант 1 курса

заочной формы обучения,

направление 44.03.01 Педагогическое образование

Магистерская программа: ИКТ в начальном образовании


Доклад

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент Маклаева Э.В.

Арзамас

2017
Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разрабатываемых в гуманитарных науках. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

В последнее время все чаще поднимается вопрос применения новых информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой технологию, связанную с использованием информатики, которая реализуется при помощи компьютерной техники. Используя ИКТ в образовательном процессе, учитель может гарантировать более разнообразное, интересное и увлекательное изучение школьниками изучаемые предметы ли отдельные темы, а так же повысить эффективность обучения посредством углубления в предметную область. ИКТ это не только новые технические средства обучения, но и новые формы и методы преподавания, которые способствуют информатизации процесса образования как для учителей, так для учеников. Давно известно, что эра технологий никуда не уйдет, а наоборот будет больше развиваться и идти вперед, поэтому очень важно начинать работать при помощи ИКТ начиная с начальной школы.

Вопрос о деятельностном содержании образования, под которым подразумевается «способ деятельности» как усваиваемое понятие, впервые был поставлен В.В. Давыдовым [3]. Анализируя работы учёного, Ю.В. Громыко делает следующие выводы: «Деятельность превращается в содержание образования только при одном условии: когда она становится предметом рефлексии в ситуации учения – обучения. Именно в системах рефлексивного мышления и рефлексивного сознания, представляющих собой совершенно особую форму мышления, деятельностные процессы превращаются в содержание» [2, с. 6].

Для построения деятельностного содержания образования необходимо, чтобы предметом освоения для учащихся стали способы их деятельности. Способ деятельности, образующий основу понятия и его механизм, может быть представлен в виде объективно выделенной структуры учебной работы, все элементы которой должны быть последовательно выполнены ребёнком. Затем этот способ деятельности «интериоризируется и вращивается внутрь сознания ребёнка, составляя основу его способностей».

В работах многих отечественных авторов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.З.Зак, Л.И.Айдарова, А.В.Захарова, М.Э.Боцманова и др.) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности. Содержание рефлексии в младшем школьном возрасте, в основном, связывается со способностью ребенка анализировать основания собственной деятельности. [9; с.102]

О необходимости освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Кроме того, в стандарте сказано о том, что обучающийся должен «уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей» [13]. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Способствовать этому может проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

В ФГОС второго поколения явно учитывается реальность и тенденции современного образования: ИКТ- технологии пронизывают буквально все сферы и структуры школы будущего. Поэтому неслучайно в новых стандартах впервые в ряду основных метапредметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы отмечается формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции)", как одной из важнейших компетенций, которую новая школа должна дать своим будущим выпускникам. Программа направлена на формирование и развитие ИКТ компетенций обучающихся на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет" [13].

Как считает М.Б. Романовская [10], организовать в начальной школе такой вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Вместе с тем, грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего, с личностным развитием учащихся.

 Вопросам развития у школьников рефлексивных умений в современной педагогической и методической литературе уделяется большое внимание, что подтверждается многочисленными публикациями по данной теме. Однако, как показал анализ психолого-педагогической и методической литературы, возможности использования проектной деятельности с использование ИКТ в формировании рефлексивных умений у младших школьников изучены недостаточно.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности проблемы исследования и определяет цель работы: изучить теоретические основы и методические особенности развития рефлексивных умений младших школьников в процессе организации проектной деятельности с использованием ИКТ.

Объектом исследования является процесс развития рефлексивных умений у младших школьников.

Предметом исследования является развитие рефлексивных умений младших школьников средствами проектной деятельности с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования: процесс развития рефлексивных умений младших школьников в проектной деятельности будет проходить более эффективно, если:

1) будут учтены особенности рефлексии учащихся данной возрастной категории;

2) каждый этап учебного проектирования соотнести с определенным этапом рефлексивного процесса;

3) будут созданы условия для активной позиции каждого ученика, его самостоятельности и ответственного поведения на всех этапах реализации учебного проекта;

4) будут использоваться информационно-коммуникативные технологии;

5) в арсенале педагога имеются разнообразные методы, приемы и дидактические средства формирования и диагностики рефлексивных способностей младших школьников в процессе проектной деятельности.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития рефлексивных умений у детей младшего школьного возраста.

2. Описать методические особенности проектной деятельности учащихся младших классов.

3. Изучить и проанализировать специфику реализации информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

4. Выявить специфику реализации проектной деятельности для развития рефлексивных умений детей младшего школьного возраста.

5. Разработать и апробировать методические средства организации проектной деятельности, способствующие развитию рефлексивных умений младших школьников.



Теоретической и методологической основой исследования являются научные идеи и концепции российских ученых: Л.С. Выготского [1], С.Л. Рубинштейна [11], Е.В. Семенова, С.Ю. Степанова и др. Изучением проблемы рефлексии и рефлексивных способностей занимались педагоги и психологи В.В. Давыдов [5], Г.А. Цукерман [15], А.В. Захарова [6], Н.И. Поливанова [9]. Актуальные вопросы формирования и развития рефлексивных умений учащихся, их место в образовательном процессе рассмотрены в научных исследованиях И.Я. Лернера [7], П.И. Третьякова [12], A.B. Хуторского [14], Г.П. Щедровицкого [17] и др. В работах Е. С. Полат [8], И. Д. Чечель [16], М.Б. Романовской [10] раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников. И.Д. Чечель и П. С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.

Проблема использования ИКТ в образовательном процессе сегодня является одной из актуальных и сложнейших и благодаря этому, ей начали заниматься уже давно и первыми были такие ученые как: Полат Е.С. [8], Дмитреева Е.И., Новиков С.В, Цветкова Л.А. Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, В.Ф. Шолохович, Т.В. Глухова, С.В. Бажанова и другие ученые- исследователи прошлого и современности.

Для решения поставленных задач определены следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; наблюдение за работой учителей, обобщение их педагогического опыта; наблюдение за деятельностью учащихся; шкалирование; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты с учащимися начальных классов.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Суроватихинская средняя школа».

Литература

1.Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: ЭКСМО, 2004. – 1135 с. - 13

2.Громыко, Ю.В. Метод В.В. Давыдова : учеб. кн. для управленцев и педагогов /Ю.В. Громыко. – М.: Пушкинский институт, 2003.– 416 с. – 16

3.Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М.: Пед. общество, 1972. – 480 с. - 18

4.Давыдов В.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – с. 76-86. - 20

5.Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников. – Тбилиси, 2008. – 687 с. - 19

6.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. – М.: АСТ, 2006. – 162 с. -24

7.Лернер И.Я. Основания для определения содержания опыта творческой деятельности / И.Я. Лернер // Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. – С. 245 – 251. - 30

8.Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2002. – С. 64 – 110. - 39

9.Поливанова Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М.А. Семенова // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 1987. - 40

10.Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе. – М.: «Педагогический поиск», 2006. – 92 с. -43

11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С-Пб, 1999. - 44

12.Третьяков П.И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева. – М. : Изд. центр «Академия», 2003. – 368 с. - 50

13.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011, – 33с. - 54

14.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с. - 56

15.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993. –268с. - 57

16.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. – №3 - 59

17.Щедровицкий, Г.П. Избранные труды [Текст] / Г.П. Щедровицкий. – М., 1995. – 800 с.


Самоанализ

Став магистрантом по направлению Педагогическое образование и обучаясь по программе "Информационно-коммуникационные технологии в начальном образовании" перед выходом на практику у меня возник вопрос: какую проблему я хочу изучать и исследовать, что мне интересно и в тоже время актуально в настоящее время. С помощью научного руководителя мы определили тему научного исследования и мне необходимо было проанализировать аспекты данного направления - на это и была направлена моя деятельность в процессе прохождения практики.

Педагогическую практику я проходила в "Суроватихинской средней школе", здесь непосредственно я и работаю, обучаю детей по программе традиционного обучения «Школа России». Она дает возможность сделать уроки яркими, насыщенными, выявить успехи детей, активизировать их работу, привлечь внимание к учебной деятельности, сформировать дружный детский коллектив.

Для начала я занялась знакомством со всевозможной документацией школы и с работой методического объединения. Побеседовав с завучем по начальной школе, я сделала вывод и ещё раз убедилась, что выбранная мной проблема исследования в настоящее время актуальна.

Наблюдая за деятельностью в школе, я собирала необходимую информацию для создания кластера. Затем я попыталась проанализировать полученные данные и систематизировала их, выявила причинно-следственные связи и предоставила их портфолио.

Следующим этапом была работа с электронными каталогами научных библиотек. Так же за помощью я обратилась в школьную библиотеку, где имеются пособия и журналы подходящие для моего исследования. Проанализировав все предложенные варианты, я выделила необходимое и составила список литературных источников по теме.

Далее я приступила к планированию непосредственной деятельности. Поработав с научным руководителем, мы определили план работы исследования. Затем я приступила к составлению введения магистерской диссертации, куда в том числе включила и данные, полученные в ходе работы в электронной и школьной библиотеке.

Выбранная нами тема исследования оказалась актуальной в настоящее время. Теоретическая и методологическая основа представлена в докладе. Многие отечественные и зарубежные учёные занимались и занимаются данной проблематикой. Данные направления работы отражены так же в Федеральном государственном стандарте второго поколения, а значит, являются приоритетными и необходимыми в современной школе.

Для дальнейшей работы я совместно с научным руководителем определила цель и задачи, а так же гипотезу исследования.

Я думаю, что дальнейшем применении новых технологий по моей теме на уроках будет способствовать приобретению и развитию навыков и умений самостоятельной, творческой, более продуктивной работы учащихся, повысит интерес к изучению предметов, активизирует их на уроках и внеурочной деятельности, а качество знаний обучающихся повысится.

Профессия учителя - творческая профессия. Необходимо планировать свою работу, чтобы дети постоянно развивались, учились анализировать свою деятельность, добывать и применять знания и т.п. А всё это способствует развитию их рефлексивных способностей, в том числе и с применением информационно-коммуникационных технологий.

После того, как введение было готово, я приступила к оформлению доклада в соответствии с требованиями, полученными на установочной конференции.



Заключительным этапом моей практики было оформление портфолио производственной практики.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Общая характеристика
Методические указания
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Методические рекомендации
Практическая работа
Пояснительная записка
Федеральное государственное
История развития
Основная часть
Общие сведения
Теоретическая часть
государственное бюджетное
Физическая культура
Направление подготовки
Методическая разработка
История возникновения
Самостоятельная работа
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Практическое задание
Краткая характеристика
бюджетное учреждение
государственное образовательное
Гражданское право
Учебное пособие
Российская академия
образовательное бюджетное
Название дисциплины
Общие положения
теоретические основы
Современное состояние
история возникновения
Понятие сущность
Общая часть
Уголовное право
Правовое регулирование
образовательная организация
Финансовое планирование
Техническое задание
прохождении учебной
Государственное управление
Теория государства
Организация работы
Организация производства
Физические основы