Интеграция предметов гуманитарного цикла как один из путей повышения



Скачать 19.91 Kb.
страница1/2
Дата10.10.2018
Размер19.91 Kb.
Название файлаМатериалы 7 областного форума Образование Приангарьяья 2011.docx
ТипПрограмма
  1   2

Материалы научно-методической недели 7 областного форума

«ОБРАЗОВАНИЕ ПРИАНГАРЬЯ -2011»

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последнее время в педагогической литературе поднимается вопрос о разносторонности знаний школьников, о необходимости воспитания у них полной картины мира.

Человек воспринимает окружающую действительность как нечто целое, единое в своем многообразии.

В обучении же различные учебные предметы расчленя­ют этот целостный мир на отдельные части, которые изу­чаются отдельно друг от друга. Это дает возможность более углубленно изучать каждую науку, но при этом разрушается целостность картины мира. Поэтому прогрессивные меря диеты прошлого считали, что показателем широкой образованности учителя является его способность охватить связи между различными предметами, умение провести параллельно со смежным предметом.

В классической педагогике наиболее полное обоснование межпредметных связей дал К.Д. Ушинский.

Интеграция вытекает из межпредметных связей (в переводе это слово означает «цельный», «слитный»). Это процесс и результат создания единого целого. В обучении она осуществ­ляется путем слияния в одном синтезированном курсе элемен­тов различных учебных предметов. Особенный интерес воз­никает к проблеме взаимоотношений предметов гуманитар­ного цикла.



Программа «Музыка» имеет огромные возможности для интегрирования с другими предметами гуманитарного цик­ла. Не случайно именно на основе взаимовлияния и синте­зирования различных видов искусств строится программа Д.Б. Кабалевского, который писал: «Опора на песню, та­нец, марш раскрывает широчайшие перспективы для уста­новления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Му­зыка выступает здесь как могучее средство не только позна­ния, но и превращения любого человеческого фактора, в том числе любого фактора истории в факт эмоционально оду­хотворенный, поэтому волнующий и гораздо глубже входя­щий в сознание».

В программу широко включены синтетические по своей природе искусства, неразрывно связанные с литературой, по­этическим словом, драматургией, изобразительным искусст­вом. Сочетание различных видов искусств на уроках дает це­лостное восприятие художественного образа.



В тех случаях, когда законы одного искусства помогают ра­зобраться в законах другого искусства, привлечение их на урок позволяет учащимся усвоить общие для этих искусств особен­ности и закономерности развития отраженной в ней действи­тельности. Если на уроках музыки присутствуют литератур­ные образы, приводятся примеры отдельных произведений изобразительного искусства, проводится связь с историей, то это помогает целостному восприятию образа, дает возмож­ность воссоздать облик определенной исторической эпохи во всей ее противоречивости.

Интегрирование предметов гуманитарного цикла способ­ствует формированию единства логического и образного мыш­ления учащихся, объединяет рациональные и эмоциональные начала в обучении.

Как показал опыт учителей города, накопленный на протя­жении нескольких лет, интеграция предметов гумани­тарного цикла вызывает устойчивый интерес учащихся к этим предметам.

Интегрированные уроки привлекают учащихся своей нео­бычной формой, активным участием в них учеников. Часто учителя вводят в такие уроки элементы театрализации, роле­вой игры. Это дает возможность воссоздать на уроке атмосфе­ру прошлого, посмотреть на историческое событие изнутри эпохи, понять, что современники думали про нее, увидеть Про­тиворечивость оценок в зависимости от того, какое место в обществе занимает человек, ощутить психологическое состо­яние людей того времени.



В последние годы многие учителя, стараясь поднять урок музыки на более высокий художественный и эмоциональ­ный уровень, проводят интегрированные уроки, используя взаимовлияние различных предметов гуманитарного цикла и взаимодействие различных видов искусств. Очень интересны интегрированные уроки музыки и литературы, музыки и поэзии, музыки и изобразительного искусства, музыки и истории.

Д. Б. Кабалевский писал: «Большой бедой художественного воспитания детей и юношества является почти полная разобщенность при изучении даже тех трех искусств, которые входят в традиционный цикл эстетичных предметов в школе, — литературы, музыки, изобразительного искусства. Разобщен­ность эта приводит школьников зачастую к полной беспомощ­ности, когда перед ними возникает необходимость сопоставлять факты отечественного, а тем более зарубежного искусст­ва друг с другом и с фактами общей истории».

Интегрированные уроки частично помогают преодолеть эту разобщенность в программах общеобразовательной школы, и позволяет дать учимся. более полное, цельное представление об окружающей действительности.

Интегрированные уроки требуют от учителя-предметни­ка общей эрудиции, глубокого знания не только своего пред­мета, но и возможностей других школьных дисциплин.

Исходя из изменений в общественной жизни людей, мы по­стараемся понять, как происходящее отражалось в искусстве, как на все это реагировали самые чуткие барометры эпохи: поэты, художники, композиторы.

Начнем с поэзии: она яснее, привычнее. Поэзия пред­станет в конкретных лицах, несущих знамя футуризма, символизма. Мы послушаем стихи поэтов и постараемся понять мотивы, которые двигали поэтов, представителей разных направлений.

Проводить уроки музыки с привлечением смежных искусств - сложнее. Это требует от учителя не только профессионального мастерства, но и творческого переосмысления школьной программы.

Если учитель решает провести урок с использованием меж­предметных связей, то такой урок подготовить несколько про­ще, чем интегрированный, потому что главным искусством на уроке будет музыка, остальные же виды искусства только по­могают сделать урок более эмоционально насыщенным, раз­вивающим ассоциативное мышление. На такой урок можно привлечь и внепрограммные произведения смежных искусств, главное, чтобы эти произведения были высокохудожествен­ными и отвечали возрастным особенностям школьников.

Интегрированный же урок предполагает слияние, синтез различных учебных дисциплин, поэтому здесь, прежде все­го, необходимо обратить внимание на корректирование школьных программ по данным предметам и очень тщательно подходить к отбору учебного материала и составлению плана-конспекта.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Общая характеристика
Лабораторная работа
Методические указания
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Федеральное государственное
Пояснительная записка
Рабочая программа
Методические рекомендации
История развития
Общие сведения
Практическая работа
Физическая культура
Теоретическая часть
государственное бюджетное
Основная часть
Краткая характеристика
государственное образовательное
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Практическое задание
Направление подготовки
Современное состояние
Методическая разработка
образовательное бюджетное
теоретические основы
Самостоятельная работа
бюджетное учреждение
Финансовое планирование
Название дисциплины
история возникновения
Теория государства
Организация производства
Гражданское право
Российская академия
Учебное пособие
Общая часть
Конституционное право
История возникновения
Правовое регулирование
истории развития
Экономическая теория
Организационная структура
Производственная практика
Экономическое содержание
Административное право
Уголовное право
Финансовое право