Дипломная работа требования к дипломной работе



Дата04.10.2019
Размер0.5 Mb.
Название файлаКР 081118.docx
ТипДипломная работа


ТИТУЛЬНИК

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Способности человека к обману сугубо индивидуальны и простираются широким диапазоном от патологической правдивости («он совершенно не умеет врать!») до столь же патологической лживости («ни одному его слову

верить нельзя!»). Они зависят от воспитания и жизненного опыта, влияния родителей, школы, ближайшего окружения и случайных знакомых. Однако, существуют и общие тенденции, связанные с возрастом, полом и психологическими установками. Лжи подвержены почти все слои общества, независимо от социального положения и статуса ( Жуков Ю.М., Полякова Е.А., Симоненко С.И. Экспериментальные исследования восприятия сообщений как истинных и ложных. – М., 1996.4 с.37).

Ложь распространена в политике, экономике, искусстве, иногда даже в науке, в межгрупповых и межличностных отношениях. Людей, которые редко врут, очень мало. В отличие от других качеств человека, которые возникают, формируются у личности посредством соответствующего воспитания и обучения, лживость люди могут осваивать совершенно самостоятельно. (Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989 с. 22)

Проявление склонности к определенным видам и мотивации собственной лжи, осознанное принятие/непринятие чужой лжи создают негативные предпосылки для развития внутриличностных и внешних конфликтов, а в результате невозможности построения эффективной коммуникации.

Целью нашего исследования будет изучение влияния особенностей личности на её отношение к различным видам своей и чужой лжи. Задачи данной курсовой работы:

- изучить понятие лжи в психологии;

- изучить понятие психологических защит личности;

- провести работу по изучению личностных особенностей участников коммуникации;

- исследовать проявление и отношение к различным видам лжи у респондентов в межличностном общении;
-провести работу по выявлению мотивации лжи, которую респонденты приписывают себе и другим;

-изучить наличие связи между: уровнем перцептивно-невербальной компетентности (ПНК) и общей напряженностью эго-защит личности; собственными видами лжи/отношением к чужой лжи и механизмами психологической защиты/ общей напряженностью всех защит.



Предметом исследования является отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с особенностями личности.

Гипотеза исследования:

- особенности личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении, а также на отношение ко лжи в чужом поведении.

Для реализации цели и задач исследования в нашей работе использовались следующие методы и методики: опросник «Виды лжи», разработанный И.П. Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи; опросник «Отношение ко лжи», разработанный И.П. Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи; опросник «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (ПНК)», разработанный Г.Я. Розен, позволяющий выявить степень выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст коммуникации; опросник «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой), направленный на построение профиля эго-защиты и общей напряженности всех защит.

Значимость работы состоит в получении новых данных о видах искажения информации людьми разных возрастных категорий, а также в определении личностных свойств, оказывающих влияние на отношение к конкретным видам лжи.

ГЛАВА 1 ЛОЖЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ КОММУНИКАЦИИ


    1. Понятие лжи и обмана.

Ложь является неотъемлемой составляющей повседневных социальных взаимодействий. В современное время, наверное, каждый человек может быть подвержен лжи и обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. В зависимости от точки зрения авторов, понятию лжи даются различные определения, выделяются и описываются разные виды лжи, их основные признаки, определяются основные факторы, которые влияют на формирование отношения человека ко лжи.

С помощью вербальных и невербальных средств коммуникации лжец вводит своего собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел в обсуждаемой области. Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении выражает другое. Знаков В.В. «Психология понимания правды», СПб., 1999]

П. Экман в своей книге «Психология лжи» определяет ложь как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды. [Пол Экман «Психология лжи»: Питер, 2003 г.]

В. Штерна определяет ложь «как сознательное неверное показание, служащее для того, чтобы посредством обмана других, достичь определённых целей» Штерн В. Изучение свидетельских показаний // Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания. Пг., 1922. Вып.1.


Он считал, что существуют другие виды неверных показаний, которые не являются собственно ложью, и в отличии от них лжи присущи три признака: 1) сознание ложности; 2) намерение обмануть; 3) целесообразность (направленность на получение какой-либо выгоды, или отклонение невыгоды). Первый и второй признаки отличают ложь от иллюзий воспоминания, а третий - от фантастических неверных показаний.

Ж. Дюпра даёт следующее определение лжи: «Ложь - это психосоциологический словесный, или нет, акт внушения, при помощи которого стараются, более или менее умышленно, посеять в уме другого какое-либо положительное или отрицательное верование, которое сам внушающий считает противным истине» Дюпра Ж. Ложь. Саратов, 1905. Введение в заблуждение другого человека, внушение ему ложных «верований», согласно Ж. Дюпра, может быть сознательное (продуманное, наме­ренное) и бессознательное.


Ю.И. Холодному, ложь – это сознательное искажение известной субъекту истины: она "представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, субъекта, имеющий своей целью ввести в заблуждение" собеседника. Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи, с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной и, в случае таковой, может, по-видимому, рассматриваться как психическая патология. В силу того, что, безусловно, правдивых людей нет, различие между лжецом и правдивым человеком носит весьма условный характер и обязательно требует конкретного ситуационного уточнения. Холодный Ю.И. Полиграфы и безопасность. Справочная информация и рекомендации. - М.: “Мир безопасности”, 1998] .


    1. Характеристика разных видов лжи

Для целей работы представляется необходимым дать более детальную характеристику разным видам лжи, особенно ее повседневным формам, которые составляют неотъемлемую часть межличностной коммуникации. Учитывая мотивы, характер и последствий лжи можно выделить следующие ее виды.

- Умолчание. Это полуправда, сообщенная партнеру с расчетом на то, что он сделает из нее ошибочные выводы. Сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания целого.

- Сокрытие. При сокрытии индивид скрывает какую-то свою деятельность, причем не обязательно запретную или предосудительную. Мотивом данной лжи может выступать уход от контроля со стороны окружающих, стремление иметь личную жизнь. Например, человек может скрывать свое хобби или ведение личного дневника. Но чаще люди скрывают неблаговидные поступки и действия, свои слабости или дурные привычки.

- Этикетная/деликатная ложь. Самый распространенный и безобидный вид лжи, поскольку она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении этикета. Все люди об этом знают и потому должны сами делать поправку при восприятии этого вида лжи. Эта ложь имеет своей целью укрепление отношений между людьми, создание благоприятной атмосферы.

- Ложь во благо. Это вариант лжи, при которой субъект мотивирован на обман/сокрытие какой-то важной информации с целью получения весомых, общепризнанных благ, которые приобретает один, часто более слабый человек, либо несколько или даже все участники коммуникации. Эту ложь не принято осуждать, поскольку она бывает оправдана позитивным влиянием на состояние человека.

- Ложь-заблуждение. Вариант лжи, при которой человек говорит неправду, но при этом у него есть уверенность, что он делает благое дело. В этом случае отсутствует один из признаков лжи – сознательная дезинформация. Однако, здесь могут быть разные варианты от полной веры в истинность своих речей до существования серьезных сомнений в них. Этот вариант лжи присущ проповедникам сомнительных религиозных учений, распространителям всевозможных оздоровительных практик, политическим деятелям.

- Ложь-фантазия. Достаточно безобидный вид лжи, при котором ложь не направлена на причинение вреда слушающим людям. Ее целью, как правило, является придание своему рассказу яркости, необычности.

- Ложь-розыгрыш. Тип лжи, при котором с помощью специально разработанного сценария у человека создается ложное представление о конкретном лице или окружающей обстановке. Этот тип лжи содержит все три признака: сознание ложности, намерение обмануть и цель. Степень сложности розыгрыша может быть очень разной: от безобидной шутки или сюрприза до сложных действий, осуществляемых группой лиц с использованием разнообразных декораций. Мотивы также могут быть очень разные. Отличительными чертами классического розыгрыша являются кратковременный характер действия и обязательное последующее разоблачение собственной лжи.

- Ложь-оправдание. Очень распространенный тип лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка. Эта ложь наиболее тесным образом связана с действием защитных механизмов личности, и главная ее цель – это обеление себя для смягчения санкций, будь это невинная шалость или криминальное преступление. Этот вид лжи наиболее хорошо изучен в юридической психологии, а также в рамках теории самопредъявления. Каждый

человек неоднократно (иногда хронически) оказывается в позиции оправдывающегося, и у каждого есть своя тактика выхода из этой позиции (слезы, ответная атака и, конечно, ложь).

- Ложь-наговор/клевета. Аморальный тип лжи, при котором лгущий человек дезинформирует окружающих, создавая и распространяя заведомо ложную информацию о каком-нибудь человеке.

- Мошенничество. Обман, связанный с финансовой выгодой. Субъектом такой лжи может быть не только один человек, но и группа людей, иногда целая организация. Тогда разные члены этой организации могут быть

по-разному информированы о сути происходящих махинаций.

- Ложь-предательство. Один из аморальных видов лжи, при котором человек добивается своей выгоды за счет нанесения ущерба людям, которые ему доверяли. Моральный и материальный ущерб может быть различным, но в любом случае, лгущий человек заведомо готов принести кого-то в жертву собственным интересам.

- Ложь как атрибут профессии. Особый вид лжи, который связан с сокрытием профессиональных тайн. В некоторых сферах деятельности сотрудники дают подписку о неразглашении тайн, в других существует профессиональный кодекс (например, у врачей). Естественно, что окружающие проявляют интерес к этим тайнам, но человек должен молчать.

Наряду с обманом и ложью других людей существует и самообман индивида. С точки зрения психологии общения и взаимопонимания самообман представляет собой особый случай внутреннего диалога, аутокоммуникации: здесь и обманывающий, и обманываемый представлен в одном лице. Самообман — это стремление представить собственному восприятию, сознанию и памяти более привлекательный ход событий или ряд ситуаций, вместо реально происходящих. В психологии самообман чаще называют терминами репрессия, отрицание и иллюзорное мышление. Среди предпосылок самообмана выделяют склонность к возникновению чрезмерного чувства вины, превышающего переносимые пределы страха, отсутствие чувства самостоятельности, столкновение с психотравмирующими ситуациями. К разновидностям искажения информации о себе относят такие понятия как макиавеллизм, манипуляция и самопрезентация.



"Макиавеллизмом" западные психологи называют "склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях тонкими, едва уловимыми или не физически агрессивными способами, такими как лесть, обман, подкуп или запугивание" СНОСКА, т.е. использование стратегии социального поведения, включающую манипуляцию в личных целях, противоречащую интересам других людей. Самопрезентация рассматривается как совокупность всех действий человека с целью создания определенного образа в глазах аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей. Вступая в общение с другими людьми, индивид транслирует большое количество информации о своей личности. Даже, если человек молча присутствует в помещении, в котором находятся другие люди, они, обращая на него внимание, считывают необходимую для себя информацию о его социально-демографических и личностных особенностях. Как отмечает И.Гофман, у человека существует два способа сообщить что-то о себе: «произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя». СНОСКА


    1. Отношение ко лжи

В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды, постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и межличностного общения. Отношение к этому феномену у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И. Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков менялось: от полного табу на ложь и обман до частичного их оправдания. СНОСКА

Ложь в межличностном взаимодействии, как правило, осуждаема и порицаема и в этом случае характеризует субъекта речи как совершающего действия, противоречащие нормам речевого общения. Человек в любом возрасте знает, что врать плохо. Это у него находится не только в сознании, но часто в подсознании. Из-за этого ложь очень часто сопряжена с психологическим дискомфортом. У человека, независимо от того, кому, где и как он лжет, возникает нравственное отношение к этому, происходят внутренние психологические процессы, в том числе оправдание лжи, «очищение совести». Ложь разрушает близость в человеческих отношениях, питая недоверчивость. Она подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Правда - это не просто информация, соответствующая действительности. Это - особое состояние взаимной открытости людей.



РЕЗКАЯ СМЕНА МЫСЛИ Принято разделять ложь в связи с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными последствиями, ложь с приятными последствиями, ложь без последствий. Данный критерий играет существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступает как одно из оснований, определяющих отношение ко лжи.

Отношение ко лжи, учитывая ее последствия, может быть: 1) строго осуждаемым; 2) со снисходительным и терпимым отношением; 3) не осуждаемым; 4) молчаливо одобряемым – когда ложь вызывает шуточно-развлекательную, веселую ситуацию.

Изначально всякий человек по умолчанию наделен определенным "кредитом доверия", которое легко потерять, а заработать трудно. Так как человек довольно часто встречается с ложью, у каждого в течение жизни формируется своя психологическая технология защиты ото лжи.

Реакция на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению партнера нельзя судить, опознал он ложь или нет. Причины, по которым человек не реагирует на чужую распознанную ложь, могут быть разными: причина в стремлении к сохранению сложившихся отношений; в правилах этикета; причина, связанная с некоторым выигрышем, который получает человек, заметивший ложь, поскольку он может вести двойную игру с обманщиком, манипулировать им. А также интенсивность общения современного человека в условиях больших городов так велика, что человеку не хватило бы сил и времени реагировать на всевозможные случая обмана и уловок.

В социальном аспекте обращается внимание на такие формы обмана, как тактичность, вежливость, создание имиджа и пр. ВЕЖЛИВОСТЬ - ФОРМА ОБМАНА?!В контексте межличностного и социального взаимодействия - способность скрывать эмоции, чувства и настроения поощряется. СМЕНА ВЕКТОРА Обман и ложь с позиций жесткой этики квалифицируются как ненормативные и оцениваются отрицательно. Но мотивируемые нравственными соображениями, обман во благо и «святая ложь» не противоречат общечеловеческим ценностям и воспринимаются как совпадение интересов участников обманного действия. Люди, которых в детстве научили скрывать свои истинные чувства под маской вежливости, демонстрируют значительно больший контроль над реактивным поведением и, соответственно, достигают в жизни гораздо больших высот.ОТКУДА ТАКОЙ ВЫВОД? СМЕНА ВЕКТОРА С возрастом понимание лжи, как социально опасного явления, увеличивается, т.е. с возрастом приходит понимание, что другие люди могут ошибаться, иметь представления, отличающиеся от действительности, и соответственно могут быть обмануты. Появления других способов совладения с трудностями приводит к тому, что значимость и актуальность обмана снижается, замещаясь другими формами поведения.НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

Таким образом, отношение ко лжи - динамично.ОТКУДА ВЫВОД? Оно меняется в зависимости от эпохи, условий проживания; целей, мотивов, последствий лжи; от разновидности искажения информации; от демографических и личностных особенностей человека.А КАК ЖЕ ВЕЧНО?




    1. Личностные особенности ВСЕ? участников коммуникационного процесса

Вся наша жизнь протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим партнером в реальности, воображаемым, выбранным, поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни. ГДЕ СВЯЗЬ? На этой основе формируются и развиваются социально-перцептивные способности личности. ОТКУДА ВЫВОД?

Общение – процесс, состоящий из социальной перцепции, интеракции (обмен действиями) и коммуникации. В процессе уϲʙᴏения социально опосредованных форм общения каждый индивид овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации. Вербальная коммуникация – ϶ᴛᴏ использование людьми звуковой и письменной речи, с помощью кᴏᴛᴏᴩой возможна наиболее полная передача семантической информации – смысла сообщений. Невербальная коммуникация – ϶ᴛᴏ обмен информацией посредством движений, выражающих эмоциональные состояния (мимика и пантомимика), жесты (поклон, приветствие и др.), использования предметов, имеющих сигнальное значение: знаки дорожного движения, форменная одежда, знаки отличия, награды и т.п. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто очень выразительны и лаконичны. Интерактивная функция же общения связана с организацией взаимодействия людей.

Над коммуникацией и интеракцией люди сознательно работают практически всю свою жизнь, то ТАВО с перцепцией дела обстоят сложнее. Если так случилось, что перцептивные способности у взрослого человека сформированы на недостаточном уровне и этот факт является существенной помехой в установлении и поддержании контактов, то устранению проблемы придется уделить много времени и усилий. КТО СКАЗАЛ? Часто образованные и умные люди, не способные самостоятельно «прочитать» человека, страдают недоверием и подозрительность к окружающим, что мешает их самореализации и подталкивает к ошибочным действиям и умозаключениям. ОТКУДА ВЫВОД? Ведь человек познает себя через общение с другими людьми. ОТКУДА ВЫВОД? И если оно искажено, то и образ «Я» претерпевает соответствующие изменения. В структуре общих характеристик личности перцепция тесно связана со вниманием, мышлением, познанием, ощущением и воображением. В обыденной жизни люди с развитыми перцептивными способностями выгодно отличаются от своих антиподов. Это выражается в объеме, точности, полноте и быстроте восприятия, эмоциональной окрашенности процесса. Такие люди легко обучаемы, хорошо приспосабливаются к обстановке, творчески относятся к работе, имеют свою точку зрения на происходящие события, ценят время. ИСТОЧНИК

Совокупность перцептивных умений можно представить следующим взаимосвязанным рядом:

- воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;

- глубоко проникать в личностную суть других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека;

- на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;

- распознавать ложь на основе внешних проявлений в виде вербальных и невербальных поведенческих признаков;

- определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;

- по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;

- находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

- видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей "поправки" на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, "эффект ореола" и др.).



Таким образом, можно сказать, что восприятие людьми друг друга в социально-психологическом плане обладает рядом специфических черт. Прежде всего происходит не только восприятие образа, но также понимание, познание другого человека. По϶ᴛᴏму перцептивная функция общения не ϲʙᴏдится только к восприятию, оно всегда содержит в себе ряд других когнитивных процессов: мыслительные операции, память, эмоции. Стремясь познать другого человека, субъект общения стремится составить представление о его мыслях, намерениях, способностях, переживаниях, а также о тех отношениях, кᴏᴛᴏᴩые связывают их как партнеров. В ϶ᴛᴏт сложный процесс включаются также ϲʙᴏйства личности субъекта общения: его прошлый опыт, установки, мотивация, в связи с чем формирующийся образ проходит определенную селекцию.


1.4 Особенности проявления действий механизмов психологических защит

Основная трудность психологического анализа содержания неправды, лжи, обмана и других разновидностей проявления лжи заключается в исследовании соотношения их осознаваемых и неосознаваемых компонентов. При этом задача осложняется еще и их динамичностью, изменчивостью с течением времени. ИСТОЧНИК?

Начиная с раннего детства, и в течении всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «защитные механизмы личности». ИСТОЧНИК С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности.

Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем. К примеру, человек вначале может знать, что он лжет, а затем сам поверить в свою ложь. Основанная на неверном знании неправда может превратиться в откровенную ложь, если субъект узнал о своем заблуждении, но ему уже неловко признаться окружающим, что он их вводил в заблуждение. Еще сложнее обстоит дело с обманом, когда человек высказывает полуправду так, как будто это полная правда, или когда он специально говорит правду таким тоном, что окружающим кажется: он имеет в виду прямо противоположное тому, что сказал. НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛ

Анализируя механизмы психологической защиты, нельзя не заметить, что уровень их зрелости (как его определил Вайлант) находится в тесной связи со степенью самообмана. ВЗРЫВ МОЗГА Механизмы первого уровня (нарциссизм) позволяют искажать или отвергать реальность. Самообман первой степени настолько значителен, что препятствует адекватному восприятию мира. Из-за защитных механизмов второго уровня (незрелые) человек во многом не осознает мысли и чувства, которые вызывают нежелательное поведение, отрицаются или проектируются на другого человека. Благодаря механизмам третьего уровня (нервным) самообман во многом проявляется в разделении умственной деятельности. Здесь человек уже намного лучше осознает свои мысли и переживания, но какое-либо противоречие может быть вытеснено из сознания. Активный самообман на этом уровне проще всего определить. Самообман сопровождает и защитные механизмы четвертого уровня (зрелые), но здесь он находится под контролем сознания и его легче применять. Зрелые механизмы защиты призваны устанавливать и улучшать отношения с миром. До определенной степени самообман — необходимая составляющая психологического здоровья. КТО СКАЗАЛ?

Согласно традиционной психоаналитической модели КАКАЯ МОДЕЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ТРАДИЦИОННОЙ?, многие осознанные мысли, чувства и поступки определяются влиянием бессознательного. Большая часть этого влияния вызвана различными механизмами психологической самозащиты (далее эго-защитные механизмы). Эго-защитные механизмы устанавливают психологическое равновесие и защищают человека от мучительных и противоречивых мыслей и чувств, вызывающих беспокойство. Эти механизмы воспроизводят и трансформируют реальную информацию, тем самым поддерживая чувство самоуважения и контролируя эмоциональные реакции. ???

Для целей эмпирического исследования, проводимого в рамках данной работы, рассмотрим следующие виды защит:

- Отрицание. Является наряду с рационализацией одним из важнейших психологических механизмов порождения неправды, лжи и обмана, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, наличие самого факта высказывания лжи или обмана, либо какой-либо внутренний импульс. ВЗРЫВ 2 Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью;

- Вытеснение. Механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. В опроснике в эту шкалу авторы методики ( Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубова и др.) включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической защиты — изоляции. При изоляции психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги ВЗРЫВ 3;

- Регрессия. Рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо. ЭТО ТО ТУТ ПРИ ЧЕМ? При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям ???, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности ВЗРЫВ 4

- Компенсация. Этот механизм психологической защиты нередко объединяют КТО?

с идентификацией. Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. Часто это происходит при необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

- Проекция. В основе проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях. Реже встречается другой вид проекции, при котором значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить;

- Замещение. Распространенная форма психологической защиты, которая в литературе нередко обозначается понятием «смещение». Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним, переносится на другого, более доступного и неопасного. В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъект может совершать неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение;

- Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики ( Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубова и др.) объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Следует отметить, что З. Фрейд определял рационализацию, как механизм защиты, связанный с понятием ложь: защитная аргументация, по средством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение чего-либо, а подлинные мотивы остаются в тени – средство сохранения самоуважения личности и деперсонализацию (изменение самосознания, потеря своего «Я»; утрата способности быть личностью). В шкалу интеллектуализации — рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью;

- Реактивные образования. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.



Таким образом, взаимопонимание людей в процессе общения осуществляется за счет особых психологических механизмов, под которыми личности обычно понимают систему приспособительных психологических механизмов, которые предохраняют личность от различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТЬ КО ЛЖИ У ВЗРОСЛЫХ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

2.1 Организация и методики исследования

Цель исследования: изучить влияние эго-защит и уровня перцептивно-невербальной компетентности личности на склонность ко лжи и отношение к различным видам чужой лжи. ВСЕХ ВОЗРАСТОВ?

Предмет исследования: отношение к собственной и чужой лжи и его взаимосвязь с эго-защитами и уровнем перцептивно-невербальной компетентности личности.

Объект исследования - выборка из 38 человек: 3 респондентов мужского пола и 35 – женского. Возрастная категория - 21-57 лет разделена на 3 группы. Образование: высшее – 31 человек, 7 - человек. МОЩНО 84,2 % опрошенных заняты в социальной сфере деятельности.

Для реализации цели исследования в нашей работе использовались следующие методики и методы:

I. Опросник «Виды лжи» (Приложение № 1), разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение степени выраженности разных видов лжи. Методика представляет собой опросник, состоящий из 48 вопросов, распределенных по 6 пунктов на каждую из следующих шкал: этикетная ложь (ЭТ); ложь во благо (БЛ); ложь-фантазия (ФН); ложь-оправдание (ОП); ложь-умолчание (УМ); ложь-сплетня (СП); ложь-самопрезентация (СМП); мотивы лжи (МЛ). Последняя шкала содержит утверждения, связанные с приписыванием себе разных мотивов лжи. Чем больше человек называет разных мотивов, тем разнообразнее его мотивация искажения информации. Испытуемый должен был оценить, насколько его поведение соответствует приводимым утверждениям, пользуясь следующими градациями: 3 балла – очень характерно для меня, 2 балла – характерно; 1 балл – мало характерно; 0 баллов – совсем не характерно. В результате, у каждого испытуемого измерялась склонность к семи видам лжи, а также выявлялись мотивы лжи.

II. Опросник «Отношение ко лжи» (Приложение № 2), разработанный И.П.Шкуратовой, направленный на определение отношения человека к различным видам чужой лжи. Он включает 28 бытовых ситуаций, в которых человек становился свидетелем искажения информации (в ситуациях описываются те же виды лжи, что и в предыдущей методике). Испытуемому предлагалось вспомнить, как он обычно реагировал в таких случаях: А – я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом; Б - я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю свое поведение под влиянием услышанного или учту, что человек говорит неправду; В – я прямо скажу человеку, что он говорит неправду. В конце опросника респондент должен был оценить, какими мотивами лжи руководствуются окружающие.

III. Опросник «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (ПНК)» (Приложение №3), разработанный Г.Я. Розен, позволяет выявить степень выраженности умения налаживать отношения и прочитывать контекст коммуникации. Предлагалось 3 варианта ответа на 15 вопросов, в результате преобразования полученных ответов в «стеновые нормы», каждый исследуемый был отнесен к одной из трех групп: с низким уровнем ПНК, умеренным и высоким уровнем ПНК.

IV. Опросник «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой) (Приложение № 4) включает 97 утверждения, требующих ответа по типу «да - нет». Измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия. Каждому из этих защитных механизмов соответствуют от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции человека, возникающие в различных ситуациях. На основе ответов строился профиль защитной структуры обследуемого и рассчитывалась общая напряженность всех защит (ОНЗ).

V. Обработка первичных протоколов осуществлялась в соответствии с предлагаемыми авторами ключами. Для вторичной обработки данных использовался корреляционный анализ коэффициент по критерию Ч.Спирмена для выявления связи между переменными. Применена программа статистической обработки данных SPSS, v16.

Результаты исследования и их анализ будут представлены в соответствии с поставленными задачами.

2.2 Анализ степени выраженности склонности к различным видам лжи в межличностном общении у респондентов.

2.2.1 Возрастная группа до 30 лет. При решении данной задачи использовались результаты опросников ( Приложение 5):

- «Виды лжи». Для определения степени выраженности видов искажения информации о себе у респондентов вычислены средние суммарные показатели величины каждого вида лжи. Полученные данные отражены в Таблице 1, в которой виды искажения информации расположены по убыванию их степени выраженности.

Таблица 1


Виды лжи

ЭТ

УМ

СМП

МЛ

ОП

ФН

БЛ

СП

8,8

6,3

5,7

5,1

4,9

3,4

1,9

1,5

Из Таблицы 1 видно, что преобладающими видами лжи являются: этикетная ложь, ложь-умолчание, самопрезентация. Доминирование данных видов лжи возможно связано: со стремлением следовать предписанным правилам хорошего тона; желанием найти наиболее лёгкий выход из какой-либо ситуации, за счёт недосказанности всей правды, умалчивания информации в следствии недостаточно сложившегося социального статуса; связано со стремлением к самоутверждению, формирования своего социального имиджа, что может выражаться как в повышенном внимании к своей внешности. Наименее характерна для респондентов ложь-сплетня, т.к. в применении данного вида лжи признается ограниченное количество людей, так как сплетня является наиболее социально осуждаемой формой лжи.

- «Отношение ко лжи». Для определения отношения респондентов к чужой лжи вычислены средние суммарные показатели величины отношения к различным видам лжи. Полученные данные отражены в Таблице 2, в которой отношения к различным видам лжи расположены по убыванию их степени выраженности.

Таблица 2


Отношение к чужой лжи

МЛ

СП

ОП

УМ

СМП

БЛ

ЭТ

ФН

6,8

6,4

5,6

3,7

3,7

3,3

2,8

2,8

Данные Таблицы 2 показывают, что люди в возрасте до 30 лет полагают, что за ложью в повседневной жизни могут стоять различные мотивы. Наиболее снисходительно относятся к тем видам лжи в своем и чужом поведении, которые не приводят к моральному ущербу обманываемого человека. К таким видам лжи относятся ложь во благо, этикетная ложь, фантазии. Реакция на чужую ложь может протекать как в скрытом виде, так и в форме открытого осуждения, поэтому по поведению партнера нельзя определить, опознал он ложь или нет.

Проведен анализ представления о мотивах своей и чужой лжи. Для реализации данной задачи, использовались данные вышеописанных методик, в которых требовалось определить насколько данные мотивы лжи характерны для респондентов, а во второй указать, какие причины искажения информации являются самыми главными для людей, с их точки зрения.

Предлагалось три варианта ответа: 2 балла – это одна из главных причин лжи; 1 балл – это часто бывает причиной лжи; 0 баллов – это редко бывает причиной лжи.

Средние величины мотивов лжи, полученные в результате анализа, приведены в Таблице 3:

Таблица 3


№ п/п

Мотивы лжи

Свои

Чужие

1

чтобы не испортить впечатления о себе

0,6

1,2

2

чтобы окружающие не контролировали их жизнь

1,2

0,8

3

чтобы не огорчать окружающих

1,1

1,2

4

чтобы не испортить отношений с окружающими

0,6

1,1

5

из боязни упреков со стороны окружающих

0,8

1,1

6

чтобы создать хорошее впечатление о себе

0,8

1,4

Из Таблицы 3 мы видим, что основными мотивами для собственной лжи респонденты определили в первую очередь стремление уйти от контроля со стороны других лиц, нежелание огорчать значимых людей. Боязнь испортить впечатление о себе и отношения с окружающими в этой группе реже всего выступают причиной лжи.

- «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности (ПНК)». С помощью методики Г.Я. Розена для определения уровня перцептивно-невербальной компетентности было установлено, что 50% тестируемых имеют умеренный уровень ПНК, а это значит, что в процессе общения они не только увлечены своими собственными проблемами, но и обращают внимание на проблемы партнеров по общению, имеют умеренную способность к адекватной идентификации и посредственную способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения. Общая напряженность всех защит этой группы составила – 41,03%.

Другие 50% респондентов имеют высокий уровень невербальной компетентности - это значит, что них выражена поглощенность проблемами других людей и невниманием к своим собственным, способность адекватно оценивать отношения и взаимоотношения людей на основе невербальных параметров; успешно устанавливают связь между вербальным и невербальным поведением людей, способны регулировать отношения с окружающими в пользу разрешения конфликтов. Средняя величина общей напряженности всех защит составила 40,41%.

- «Диагностика типологий психологической защиты». Произведен подсчет количества положительных ответов по каждой из 8 шкал, в соответствии с ключом, а также подсчитана общая напряженность всех защит по формуле:

ОНЗ=n/97*100, где n – сумма всех положительных ответов по опроснику. Из Приложения 1 мы видим, что ОНЗ варьируется в данной группе опрошенных от 29,90% до 47,423%, а среднегрупповое значение составляет 40,77%. Иерархия психологических защит респондентов до 30 лет имеет следующий вид:

Таблица 4



ЭГО – защиты, процентили

Реакти-вные образо-вания

Отри-цание

Интел-лектуа-лизация

Компе-нсация

Регрес-сия

Проек-ция

Заме-щение

Вытес-нение

70,2

68,5

63,00

62,2

57,9

53,1

48,7

47,7

Преобладание таких механизмов защиты, как реактивные образования, отрицание, показывает на некоторую эмоциональную незрелость, свойственную молодым людям. А наличие механизма интеллектуализации указывает на подключение процессов мышления и воображения для нейтрализации нежелательной для психики информации, что свидетельствует об осознании и стремлении объяснить происходящее.

Ввиду значительного превышения этикетной лжи по сравнению с другими используемыми видами обмана/лжи и более негативным отношением к чужим мотивам лжи, проведен корреляционный анализ по направлениям (Приложение 8) - наличие связи между этикетной ложью и отношением к чужим мотивам лжи к психологическим защитам и ОНЗ. В ходе исследования получены следующие результаты:

- наиболее ярко выражена корреляция: между этикетной ложью и ОНЗ 0,783; между этикетной ложью и реактивными образованиями 0,719; между этикетной ложью и вытеснением 0,622 и регрессией 0,698; между этикетной ложью и замещением выявлена обратная средняя корреляция -0,410;

- негативное отношение к мотивам чужой лжи показало высокую корреляцию к проекции 0,720 и среднюю связь к ОНЗ 0,622 и реактивным образованиям 0,509.

2.2.2 Возрастная группа от 30 до 45 лет. При решении данной задачи использовались результаты опросников (Приложение 6):

- «Виды лжи». Для определения степени выраженности видов искажения информации о себе у респондентов вычислены средние суммарные показатели величины каждого вида лжи. Полученные данные отражены в Таблице 5, в которой виды искажения информации расположены по убыванию их степени выраженности.

Таблица 5


Виды лжи

ЭТ

УМ

СМП

ОП

МЛ

ФН

БЛ

СП

7,9

6,9

6,8

6,3

5,7

4,25

2,7

1,65

Данные Таблицы 5 наглядно показывают сохранение тенденции в применении лжи. Этикетная ложь - чем старше, тем более выражено желание следовать общепринятым нормам и предписанным правилам хорошего тона. Далее ложь-умолчание, этот вид лжи активно используется, благодаря накопленному социальному опыту; сообщая некоторые подлинные факты, обманщик умышленно утаивает другие, важные для понимания целого и в результате ситуация складывается нужным ему образом. Ложь-самопрезентация. Возможно, это связано со стремлением к самоутверждению, формирования своего социального имиджа, что может выражаться как в повышенном внимании к своей внешности. Так же, как и в предыдущей группе, наименее характерна ложь-сплетня.

- «Отношение ко лжи». Для определения отношения респондентов к чужой лжи вычислены средние суммарные показатели величины отношения к различным видам лжи. Полученные данные отражены в Таблице 6 в которой отношения к различным видам лжи расположены по убыванию их степени выраженности.

Таблица 6


Отношение к чужой лжи

СП

МЛ

ОП

ФН

СМП

УМ

БЛ

ЭТ

6,45

6,35

5,25

4,45

4,45

4,30

3,20

3,00

Таблица 6 показывает более негативное отношение в этой группе респондентов к сплетням, распространяемым другими людьми, что и неудивительно, т.к. большая часть людей столкнулись с разрушающим действием сплетен на личном опыте. Представители возрастной группы 30-45 лет также продолжают считать, что за ложью в повседневной жизни могут стоять разные мотивы. Проведен анализ представления о мотивах своей и чужой лжи.

Таблица 7



№ п/п

Мотивы лжи

Свои

Чужие

1

чтобы не испортить впечатления о себе

1,00

1,25

2

чтобы окружающие не контролировали их жизнь

0,70

0,80

3

чтобы не огорчать окружающих

1,35

1,15

4

чтобы не испортить отношений с окружающими

0,85

1,20

5

из боязни упреков со стороны окружающих

0,90

0,90

6

чтобы создать хорошее впечатление о себе

0,90

1,05

Из Таблицы 7 мы видим, что основными мотивами для собственной лжи респонденты определили в первую очередь желание не огорчать близких и поддержание собственной привлекательности в глазах других людей; менее всего используется ложь для ухода от контроля со стороны окружающих.

Проведя анализ ПНК данной группы, установили, что 75% тестируемых имеют умеренный уровень ПНК, ОНЗ составила – 40,62%, а у 25% респондентов с высоким уровнем невербальной компетентности ОНЗ равна 33,40%.

Используя данные Приложения 6 составлен «портрет эго-защит» данной группы, а также подсчитана величина ОНЗ. Мы видим, что ОНЗ варьируется в данной группе опрошенных от 14,433% до 88,659%, а среднегрупповое значение составляет 38,81%. Иерархия психологических защит респондентов от 30 до 45 лет имеет следующий вид:

Таблица 8



ЭГО – защиты, процентили

Регрес-сия

Отрица-

ние


Компен-сация

Вытес-нение

Реактив-ные образо-вания

Замеще-ние

Интел-лектуа-лизация

Проек-ция

64,10

63,65

55,2

54,7

54,6

53,5

49,05

42,8

Превалирование таких механизмов защиты, как регрессия, отрицание, свидетельствует, что данной категории людей при возникновении конфликтов, возникающих при проявлении мотивов, противоречащих значимым установкам личности, или информации, угрожающей ее самоуважению, социальному престижу, свойственно некоторое ребячливо, детские модели поведения при полном/частичном не восприятии её, как существующую или имеющую смысл.

Ввиду значительного превышения этикетной лжи по сравнению с другими используемыми видами лжи и более негативным отношением к сплетням, проведен корреляционный анализ по направлениям (Приложение 9) - наличие связи между этикетной ложью и отношением к сплетням к психологическим защитам и ОНЗ.

В ходе анализа полученных данных установлено наличие средней корреляции между этикетной ложью и замещением 0,501, компенсацией 0,480, регрессией 0,453; негативное отношение к сплетням показало устойчивую обратную корреляцию средней силы практически ко всем защитам, например : к ОНЗ -0,554, к замещению -0,524, к интеллектуализации -0,485.
2.2.3 Возрастная группа от 45 лет. При решении данной задачи использовались результаты анкет (Приложение 7):

- «Виды лжи». Произведен расчет средних суммарных показателей величины каждого вида лжи. Полученные результаты отражены в Таблице 9, в которой виды искажения информации расположены по убыванию их степени выраженности.

Таблица 9


Виды лжи

ЭТ

УМ

СМП

ОП

МЛ

БЛ

ФН

СП

8,38

7,00

5,25

5,13

4,00

3,88

2,88

1,38

Данные Таблицы 9 показывают, что «тройка лидеров лжи» (этикетная ложь, умолчание, самопрезентация) сохранила свои позиции, намеченные еще в группе до 30 лет.

- «Отношение ко лжи». Для определения отношения респондентов к чужой лжи вычислены средние суммарные показатели величины отношения к различным видам лжи. Полученные результаты отражены в Таблице 10 и расположены по убыванию их степени выраженности.

Таблица 10


Отношение к чужой лжи

МЛ

СП

ОП

ФН

СМП

УМ

ЭТ

БЛ

7,38

7,13

6,00

5,63

4,25

3,63

3,38

2,75

Данные таблицы 10 отражают устойчивое негативное отношение респондентов к сплетням, распространяемым другими людьми и мнение, что за ложью в повседневной жизни стоят различные мотивы.

Проведен анализ представления о мотивах своей и чужой лжи (Таблица 11).

Таблица 11


№ п/п

Мотивы лжи

Свои

Чужие

1

чтобы не испортить впечатления о себе

0,12

1,12

2

чтобы окружающие не контролировали их жизнь

0,75

1,38

3

чтобы не огорчать окружающих

1,50

1,75

4

чтобы не испортить отношений с окружающими

0,37

1,13

5

из боязни упреков со стороны окружающих

0,63

1,00

6

чтобы создать хорошее впечатление о себе

0,63

1,00

Из Таблицы 11 мы видим, что преобладающим мотивом для собственной лжи респонденты выделили желание не огорчать близких и что интересно, этот же мотив вызывает максимальное недовольство, когда он проявляется в отношении их.

Проведя анализ ПНК данной группы, установили, что 62,5% тестируемых имеют умеренный уровень, ОНЗ составила – 41,86%, а 37,5% респондентов имеют высокий уровень ПНК, ОНЗ - 41,24%.

Иерархия эго-защит в данной группе представлена в Таблице 12. ОНЗ - в рамках от 29,90% до 51,55%.

Таблица 12



ЭГО – защиты, процентили

Реактив-ные образо-вания

Отрица-ние

Интел-лектуа-лизация

Компен-сация

Проек-ция

Регрес-сия

Вытес-нение

Замеще-ние

90,50

68,38

63,75

60,50

55,75

51,00

50,75

44,75

Значительное преобладание такого механизма защиты, как реактивные образования, демонстрирует преобразование/искажение содержания мыслей, чувств, поведения респондентов в конфликтных ситуациях, с помощью выражения противоположных побуждений вместо истинных чувств.

Ввиду значительного превышения этикетной лжи по сравнению с другими используемыми видами лжи и более негативным отношением к чужим мотивам лжи, проведен корреляционный анализ по направлениям (Приложение 10) - наличие связи между этикетной ложью и отношением к чужим мотивам лжи к психологическим защитам и ОНЗ.

В ходе анализа полученных данных установлено наличие сильной корреляции между этикетной ложью и отрицанием 0,862, ОНЗ 0,812; негативное отношение к мотивам чужой лжи показало обратную корреляцию средней силы к компенсации -0,532.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ К РАЗНЫМ ВИДАМ СВОЕЙ И ЧУЖОЙ ЛЖИ


При решении данной задачи использовались результаты опросников «Виды лжи» и «Отношение ко лжи», которые представлены в таблицах 13 - 15:

Таблица 13



возраст,

лет


Виды лжи

ЭТ

УМ

СМП

МЛ

ОП

ФН

БЛ

СП

до 30

8,80

6,30

5,70

5,10

4,90

3,40

1,90

1,50

от 30 до 45

7,90

6,90

6,80

5,70

6,30

4,25

2,70

1,65

свыше 45

8,38

7,00

5,25

4,00

5,13

2,88

3,88

1,38

µ

8,36

6,73

5,92

4,93

5,44

3,51

2,83

1,51

Сравнение выраженности отдельных видов искажения информации, приведенное в таблице 13, показало отсутствие различий в применении лжи применяемой респондентами. Для респондентов всех возрастов наиболее характерна этикетная ложь. Столь значимое использование в коммуникациях данного вида лжи, позволяет говорить нам о присутствии феномена конформизма. ??? Здоровый конформизм лежит в основе безопасности любого общества - принятие правил сосуществования граждан и подчинение законам государства, правилам организации и нормам этикета. В этом случае личное отношение человека не имеет значения, от него требуется лишь придерживаться основных правил общества. Конформизм не имеет выраженной окраски и может носить положительный или отрицательный характер, все зависит от обстоятельств. Но он всегда связан с таким понятиями, как «внушение», когда человеку под внешним воздействием закладываются определенные установки, идеи и представления. Эмоциональное заражение - самый примитивный и действенный способ, так как он играет на внутренних страхах и переживаниях людей и не может быть опровергнут рациональными доводами. Принятие внешних идей во внутреннюю систему ценностей личности без самостоятельного осмысления приводит к потере способности самостоятельно принимать решение и ориентироваться в непривычных условиях, уменьшает способности личности сделать весомый вклад в культуру или науку, так как конформизм искореняет оригинальную и творческую мысль и пр.

Ложь через умолчание (занимает второе место во всех возрастных периодах) является сегодня в коммуникациях явлением постоянным и обладает высокой интенсивностью независимо от возраста. В более молодом возрасте популярность умолчания можно объяснить тем, что она является лёгким выходом из ситуации, за счёт недосказанности всей правды. В зрелом обман по умолчанию перестает восприниматься субъектом как обман независимо от степени близости с обманываемым.  Изменение отношения проявляется в допущении, что в жизни невозможно обойтись без обмана, как средства достижения цели, пощады близких людей, продвижения по карьерной лестнице и т.д. Применение различных моделей и способов самопредъявления обусловлено социально-информационной действительностью - современный человек поставлен в условия постоянного формирования и поддержания своего имиджа, что может выражаться как в повышенном внимании к своей личности, так и в создаваемых о себе легендах. В лжи-сплетни призналось незначительное количество респондентов. При сравнении степени выраженности различных видов искажения информации заметно, что у возрастной группы от 30 до 40 лет средний показатель гораздо выше, чем в двух других категориях. Следовательно, данные респонденты более склонны ко лжи. И это можно объяснить высокой социальной, деловой, личной активностью.

Таблица 14



возраст,

лет


Отношение к чужой лжи

МЛ

СП

ОП

УМ

СМП

БЛ

ЭТ

ФН

до 30

6,80

6,40

5,60

3,70

3,70

3,30

2,80

2,80

от 30 до 45

6,35

6,45

5,25

4,30

4,45

3,20

3,00

4,45

свыше 45

7,38

7,13

6,00

3,63

4,25

2,75

3,38

5,63

µ

6,84

6,66

5,62


3,88


4,13


3,08

3,06

4,29

К социально приемлемым видам лжи все испытуемые независимо от возраста относятся более снисходительно (этикетная ложь, ложь во благо, ложь-фантазия, ложь-самопрезентация). Возможно, респонденты находят их допустимыми видами лжи в чужом поведении, поскольку они не приводят к моральному, нравственному ущербу участников коммуникации. Наиболее негативное отношение все опрошенные высказали к чужим мотивам ко лжи, особенно ярко выражено у опрошенных старше 45 лет.

Таблица 15



возраст, лет

Мотивы лжи

не испортить впечат-ление

избежать контроля

не огорчать окру- жающих

не испортить отношений

боязнь упреков

создать хорошее впечат-ление

свои

чужие

свои

чужие

свои

чужие

свои

чужие

свои

чужие

свои

чужие

до 30

0,60

1,20

1,20

0,80

1,10

1,20

0,60

1,10

0,80

1,10

0,80

1,40

30 - 45

1,00

1,25

0,70

0,80

1,35

1,15

0,85

1,20

0,90

0,90

0,90

1,05

от 45

0,12

1,12

0,75

1,38

1,50

1,75

0,37

1,13

0,63

1,00

0,63

1,00

µ

0,57

1,19

0,88

0,99

1,32

1,37

0,61

1,14

0,78

1,00

0,78

1,15

Анализ информация о мотивации использования ложных высказываний показал, что мотивами искажения информации о себе чаще всего выступает желание не огорчать близких, желание не испортить впечатления о себе и стремление избежать контроля со стороны окружающих. Ко лжи респондентов

приводит также стремление произвести благоприятное впечатление и боязнь упреков со стороны окружающих.

В отношении других людей, опрошенные считают главным мотивом нежелание огорчать близких людей, создание и поддержание имиджа, а также для сохранение отношений с окружающими. Таким образом, можно сказать, что считает, что за ложью в повседневной жизни могут стоять разнообразные мотивы, но собственное поведение оценивают несколько с иных позиций, чем чужое.

ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И СКЛОННОСТЬЮ КО ЛЖИ


На основе теоретической базы, нами было предположено, что особенности личности влияют на проявление различных видов лжи в собственном поведении и на отношение к чужой лжи. Что подтвердилось статистически значимыми корреляционными зависимостями.
Была обнаружена обратная статистическая зависимость между ложью-
Ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Цель лгущего - с помощью вербальных или невербальных средств коммуникации дезинформировать партнера, ввести его в заблуждение относительно истинного положения дел в обсуждаемой области. В ситуации общения ложь является выражением намерения одного из собеседников исказить правду. Ложь имеет отношение прежде всего к истинностным составляющим знания о мире как самого лгуна, так и понимающего лживое высказывание субъекта. Она направлена на такое изменение восприятия модели мира понимающего, которое противоречит действительности.[24]

C помощью опросника Плутчика–Келлермана–Конте можно исследовать уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты и оценить общую напряженность всех измеряемых защит (ОНЗ), т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов.


Источник: http://mirrorref.ru/ref_polpolbewyfsujg.html

С логической точки зрения любое суждение, в котором искажены факты, неверно отражена действительность, следует признать ложным независимо от того, хотел говорящий солгать или нет. “Для суждения характерно, что оно всегда является либо истинным, либо ложным”, - утверждает Горский Д.П. [13]


В процессе психологического анализа лжи следует различать следующие аспекты лживого сообщения: отношение сказанного (или показанного) к действительности н к особенностям ее отражения в психике субъектов общения.
Психологические исследования показывают, что чаще лгут субъекты с малой устойчивостью к стрессу, повышенной тревожностью, невротичностью, а так же склонные к совершению антисоциальных поступков. Кроме того, у экстерналов наблюдается более выраженная тенденция лгать в различных ситуациях, чем у интерналов. Академические и клинические исследования не обнаружили связи между оценками по шкалам лжи личностных опросников и уровнем интеллекта и образования испытуемых. Интересно, что способность успешно лгать другим совершенно не связана с умением определять, когда лгут тебе.
Понятие неправды, лжи и обмана являются для человека такими ценностно-смысловыми образованиями, психологическая структура которых определяется как личностными особенностями субъекта, так и индивидуальным своеобразием его нравственного сознания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психологии. – М., 2008.

2. Введение в практическую социальную психологию. /Ред. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. – М., 2004.

3. Жуков Ю.М., Полякова Е.А., Симоненко С.И. Экспериментальные исследования восприятия сообщений как истинных и ложных. – М., 1996.

4. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания. Вопросы психологии. – 1993. – № 2.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-психологический подход). – Ростов-на-Дону, 1986.

6. Шкуратова И. П. Самопредъявление личности в общении: монография – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. – 192 с.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002

8. Петровская Л.А Компетентность в общении. – М., 1990.

9. Симоненко С. Психологические основания оценки поведения человека. – М., 1995.

10. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1989.

11. Экман П., Моррис Д. Библия языка телодвижений. – М., 2012.

12. Экман П. Почему дети лгут? – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

13. Колесникова Н.И., Сергиенко Е.А. Личностные аспекты понимания психического у взрослых (Электронный ресурс) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 6(14).
14. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

15.Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затруднённого общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М.: <Академия>, 2001. - 288 с.

16. Михайлов А.А., Соломин В.П., Губин В.А. Введение в психологию общения (Невербальные средства общения): Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999. - 106 с.

17.Жуков Ю.М., Полякова Е.А., Симоненко С.И. Экспериментальные исследования восприятия сообщений как истинных и ложных. – М., 1996.4 с.37

18. Знаков В.В. «Психология понимания правды», СПб., 1999

19.Холодный Ю.И. Полиграфы и безопасность. Справочная информация и рекомендации. - М.: “Мир безопасности”, 1998

20. Брилинг Е.Е. О лживости (Электронный ресурс) // http://zadarya.freenet.uz

21.Павлова Е.Н. Обучение социально-перцептивным умениям по прототипам.- Журнал практического психолога. 2000. №5-6. стр. 159-168.

22.Бассин Ф. В. О силе Я и психологической защите. Вопросы философии. - № 2- 2004. - С. 118— 126.

23.Вагин И.О. Уроки психологической защиты.— Спб.: Питер, 2001. - 160 с.

24. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 2007.- 204с.

25. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса. Вопросы психологии. 2005 - №4 - С.14-23.



26. Немов, Р. С. Психология. — М.: Владос, 2006. – 640 с.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Общая характеристика
Методические указания
Рабочая программа
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Пояснительная записка
Методические рекомендации
Практическая работа
Федеральное государственное
История развития
Основная часть
Общие сведения
Направление подготовки
государственное бюджетное
Теоретическая часть
Физическая культура
Учебное пособие
Самостоятельная работа
История возникновения
Методическая разработка
Краткая характеристика
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Практическое задание
бюджетное учреждение
Гражданское право
государственное образовательное
Название дисциплины
Российская академия
образовательное бюджетное
Общие положения
Понятие сущность
Уголовное право
Общая часть
Современное состояние
теоретические основы
история возникновения
Техническое задание
Финансовое планирование
образовательная организация
Финансовое право
прохождении учебной
Фамилия студента
Правовое регулирование
Государственное управление
Теория государства
Экономическая теория