31. Характеристика спортивной группы, команды и 32. Характеристика коллектива как высшей формы развития команды



Скачать 465.04 Kb.
страница1/13
Дата02.02.2018
Размер465.04 Kb.
Название файлаpsikhologia_otvety.docx
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

31.Характеристика спортивной группы, команды и 32. Характеристика коллектива как высшей формы развития команды.

Группа - это совокупность людей, связанных друг с другом каким-то признаком. Этот признак может быть условным (объединение людей по полу, возрасту, профессии и т. п.) и реальным (объединение людей в связи с общими интересами, целями). В соответствии с этим группы людей также делят на условные, или статистические (например, возрастно-половые, профессиональные), и реальные, или контактные, объединенные временем и местом общей деятельности. Между ними можно расположить так называемые коактивные группы, характеризующиеся общим местом и временем работы, но не взаимодействием членов группы друг с другом. Например, в качестве такой группы могут выступать участники одного забега на соревнованиях по легкой атлетике, конькобежному спорту и т. п. В дальнейшем речь пойдет в основном о реальных, или контактных, группах, какими являются спортивные команды. По механизму возникновения реальные группы можно разделить, пользуясь терминологией К.К. Платонова, на неорганизованные (болельщики), внешне организованные (спортивная команда) и внутренне организованные (то есть группы, организовавшиеся в связи со стремлением к контакту именно с этими людьми или в результате невозможности достигнуть цели в одиночку, например дворовая футбольная команда). Как правило, все спортивные команды, выступающие за предприятия, институты, школы, общества, города и т.д., являются внешнеорганизованными. Спортивная команда как реальная малая группа характеризуется, обшей для всех членов группы целью. Например, борьба за победу участников одного забега. Правда, общая цель может возникнуть у разных членов команды из разных побуждений: одни играют в волейбол ради удовольствия от процесса игры, другие - ради физического развития, третьи - ради завоевания определенного социального статуса. Взаимодействие членов команды является еще одной ее характеристикой малой группы. Ведь большая цель может быть достигнута, как правило, только при взаимопомощи членов команды. Собственно, условия взаимодействия членов группы часто ставятся той целью, к которой стремятся спортсмены. Нельзя получить удовольствие от игры в футбол, хоккей, гандбол и т.п., играя с самим собой. Нельзя и выиграть игру, если каждый будет рассчитывать только на себя. Несмотря на то, что цели спортивной команды, как правило, общественные (отстаивание чести общества, города, страны), они в то же время и личные, и узко групповые (победить в соревновании хочет именно данная общность спортсменов). Группа, достигающая желаемого результата, стабилизирует свою структуру, упрочивает гомеостатичность; группа, не добившаяся успеха, идет на возмущение внутри себя, ломает структуру, производит внутренние перестановки или переформировывается за счет включения новых спортсменов. Отсюда возможны конфликты между членами команды, а также между командой и тренером. Конфликт может возникнуть и в том случае, если один или несколько членов команды перестанут удовлетворять первоначальному требованию при создании команды, начнут ставить собственные интересы выше групповых. Отсюда следует, что необходимо постоянно контролировать жизнь команды. По степени социальной зрелости спортивные команды можно разделить на диффузные группы, ассоциации, кооперации и коллективы. Примером диффузной группы может являться впервые собранная команда школы, члены которой плохо знают друг друга или вообще незнакомы. В этом случае они не будут проявлять друг к другу каких-либо симпатий или антипатий, а также инициативу в межличностном общении. Ассоциация может возникнуть в том случае, если в команде встретятся, например, два или несколько учеников из одного класса. В этой ситуации они могут стать эмоционально близкими друг к другу, потому что являются членами одной и той же вторичной группы. Следующий уровень социальной зрелости группы - корпорация. Совместная деятельность не только необходима по условиям соревнований, но становится значимой для каждого члена команды. С одной стороны, появляется ролевая дифференциация членов команды (поигровому амплуа, по степени вклада в успех команды), а с другой - цель команды становится личной для каждого спортсмена, возникает осознание групповой принадлежности, в результате чего каждый член команды может сказать про других: "Это один из нас". Высшей формой зрелости малой группы является формирование коллектива, когда группа подчиняет свою деятельность высоким общественным идеалам, когда она решает задачи, полезные для общества. Для спортсменов, образующих команду-коллектив, характерны следующие признаки: вера всех, а не части команды, в достижение успеха; удовлетворенность своей командой; сопереживание за успех или неудачу другого члена коллектива, т.е. эмоциональное приобщение каждого спортсмена к команде как целому (отождествление себя с коллективом); коллективистическое самоопределение, или избирательное отношение спортсменов, входящих в команду, к любым внешним влияниям, восприятие этих влияний сквозь призму ценностной ориентации команды, правда, это может иметь и отрицательные последствия. Не каждая спортивная команда является коллективом. Некоторые из них остаются на уровне кооперации, некоторые же образуют корпорации. Корпорации - это группы, в которых межличностные отношения опосредуются личностно значимым для ее членов содержанием групповой деятельности, нередко имеющей асоциальный (а иногда и антисоциальный) характер. Таким образом, подчинение своей деятельности высоким общественным идеалам, стремление к общей цели, командная работа, вера всех, а не части команды в достижение успеха, удовлетворенность своей деятельностью, является толчком для перехода малой группы в статус коллектива.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Лабораторная работа
Общая характеристика
Методические указания
Теоретические аспекты
Рабочая программа
Дипломная работа
Методические рекомендации
Пояснительная записка
Федеральное государственное
Практическая работа
История развития
Основная часть
Теоретическая часть
государственное бюджетное
Общие сведения
Физическая культура
Направление подготовки
Самостоятельная работа
Методическая разработка
История возникновения
Краткая характеристика
Выпускная квалификационная
квалификационная работа
Практическое задание
бюджетное учреждение
Гражданское право
государственное образовательное
Название дисциплины
образовательное бюджетное
Общие положения
Российская академия
Учебное пособие
Понятие сущность
теоретические основы
история возникновения
Современное состояние
Общая часть
Финансовое планирование
образовательная организация
прохождении учебной
Техническое задание
Правовое регулирование
организация высшего
История болезни
Автономная некоммерческая
Конституционное право
некоммерческая образовательная
академия государственной