1. Теоретические аспекты и сущность коллективного способа обучения



Скачать 166.96 Kb.
страница1/16
Дата04.05.2018
Размер166.96 Kb.
Название файлаКоллективный способ обучения.docx
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты и сущность коллективного способа обучения…….5

1.1 Специфика коллективных способов обучения……………………………...5

1.2 Основные направления технологии коллективного способа обучения в школе………………………………………………………………………………8

2. Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе……………………………………………………………………………..23

2.1 Организация учебного процесса по методике коллективного взаимного обучения в начальной школе……………………………………………………23

2.2. Моделирование урока в технологии коллективного способа обучения.................................................................................................................27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...35

Приложения……………………………………………………………………...37

Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что усовершенствование традиционных форм обучения и поиск новых форм, методов, средств, адекватных целям развития участников образовательного процесса, является актуальной проблемой современного образования. Теория обучения долгое время, основываясь на пассивных методах запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, обусловливала формирование преимущественно репродуктивного способа мышления. Поиск новых способов обучения ведет к тому, что учебный процесс сосредотачивается на личности обучаемых, поставленных перед необходимостью решения конкретных проблем, перестает ограничиваться одним только сообщением сведений по определенным вопросам.

Психологами и педагогами доказано, что обучение воздействует на развитие школьников всей своей организацией. Оно является формой их коллективной жизни, общения с учителем и друг с другом.

Выбор оптимальных сочетаний форм организации учебной деятельности школьников, выстраивание их систем относятся к одной из актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

С начала 80-х годов в отечественной педагогике появилось новое направление исследований, связанное с педагогическими технологиями. В рамках этого направления стали интенсивно разрабатываться разные инновационные технологии обучения среди которых и технология коллективного способа обучения (КСО). Однако в отличие от таких технологий, как технология модульного обучения, проектного, контекстного, игрового обучения и т.д., технология коллективного способа обучения выросла из соответствующей формы организации обучения. В отечественной педагогике эта технология связана с именем В.К. Дьяченко, который обосновал на общедидактическом уровне цели, содержание, сущность этой формы. Его исследования и работы последователей В.К. Дьяченко говорят о том, что технология КСО обладает большими возможностями в решении задачи по активизации деятельности каждого учащегося, повышении мотивации учения, формировании коммуникативных навыков школьников

Противоречие между объективной потребностью в реализации возможностей технологии коллективного способа обучения в активизации личностного потенциала обучающихся, с одной стороны и неразработанностью организационно-педагогических условий для эффективной реализации этих возможностей, с другой, обусловили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие раскрытию и успешной реализации возможностей коллективного способа обучения в развитии личностного потенциала школьников?

Целью данной работы является изучение коллективного способа обучения. Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты и сущность коллективного способа обучения;

- раскрыть основные направления реализации технологии коллективного способа обучения в начальной школе.

Объект исследования - процесс обучения в школе.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность коллективного способа обучения в гимназии.

Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические аспекты и сущность коллективного способа обучения


1.1 Специфика коллективных способов обучения
Специфика коллективных способов состоит в соблюдении следующих принципов:

- Наличие сменных пар учащихся;

- Их взаимообучение;

- взаимоконтроль;

- взаимоуправление.

В ученическом коллективе все учат каждого, и каждый учит всех. В.К. Дьяченко, профессор Краснодарского института повышения квалификации работников образования, современный теоретик коллективных способов обучения (КСО), рекомендует четко разграничивать КСО и ГСО, т. е. групповые способы обучения. ГСО – традиционный в наши дни способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант; при КСО одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных, обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Таблица 1. Особенности методики КСО в сравнении с ГСО (по В. К. Дьяченко)


ГСО

КСО

Организационные

  • четкость, упорядоченность

  • говорит один

  • общение учащихся отсутствует

  • молчание

  • постоянное рабочее место

  • отсутствует

  • говорят все

  • все общаются

  • рабочий шум

  • смена рабочего места

Дидактические

  • обучает профессиональный педагог

  • весь материал – сразу и для всех

  • мало самостоятельности

  • сотрудничество отсутствует

  • усвоение и применение - разнесены

  • обучают ученики

  • разные темпы и материалы

  • полная самостоятельность

  • сотрудничество – основа обучения

  • максимально приближены

Развивающие

  • ученик-объект

  • уравниловка, усреднение способностей детей

  • систематический характер обучения

  • не учатся выступать

  • не умеют объяснять

  • ученик-субъект+объект

  • в соответствии с индивидуальными особенностями

  • учатся выступать, рассуждают, доказывают

  • развитие педагогических способностей

Воспитательные

  • каждый работает на себя

  • на себя и на других

КСО – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар.



В основе КСО лежат следующие дидактические принципы:



  • Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©coolnew.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница
Контрольная работа
Курсовая работа
Теоретические основы
Общая характеристика
Лабораторная работа
Методические указания
Теоретические аспекты
Дипломная работа
Федеральное государственное
Пояснительная записка
Рабочая программа
Методические рекомендации
История развития
Практическая работа
Общие сведения
Теоретическая часть
государственное бюджетное
Основная часть
Краткая характеристика
Физическая культура
квалификационная работа
Выпускная квалификационная
Современное состояние
Практическое задание
Направление подготовки
история возникновения
Самостоятельная работа
теоретические основы
Методическая разработка
Финансовое планирование
государственное образовательное
Название дисциплины
Конституционное право
Теория государства
бюджетное учреждение
образовательное бюджетное
Правовое регулирование
Общая часть
История возникновения
Гражданское право
Российская академия
Учебное пособие
Фамилия студента
прохождении учебной
прохождении производственной
Финансовое право
Организация работы
основная часть
Организационная структура
Антикризисное управление
Экономическое содержание